Рабочая программа по биологии 9 класс





Скачать 374.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
страница1/3
Дата публикации13.08.2014
Размер374.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская основная общеобразовательная школа №4»


РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ _______________

подпись Ф.И.О.
Протокол № _____ от

«____»__________ 20__ г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по

УВР МБОУ

«Борисовская ООШ №4»
________ Е.Н.Воскобойник
«____»__________ 20__ г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ

«Борисовская ООШ №4»
________ М.Н.Скрынник
Приказ № _____ от

«____»__________ 20__ г.



Рабочая программа

по биологии

9 класс

(базовый уровень)
Учитель Милова Наталья Петровна

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология». Авторы: В. Б. Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009..

Данная авторская программа и УМК рекомендованы к использованию в преподавании предмета ОГАОУ ДПО «Белгородским институтом развития образования» (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»).

Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и «Биология. Человек» в 6 ,7 и 8 классах соответственно. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.



Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу:
Авторская программа предлагает изучение предмета в количестве 70 часов

(63+7 резерв). Но, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Следовательно, общее количество часов – 68 (63 + 5 резерв).

Часы резерва распределены следующим образом: на 1 час увеличено время на изучение тем «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора», «Микроэволюция», «Строение и функции клеток» для проведения лабораторных работ. На 2 часа увеличено время изучения темы «Развитие жизни на Земле», так как времени, выделенного для ее изучении в авторской программе (3 часа), учитывая объем материала, недостаточно.

Учебно – методический комплект:

1. Программа: Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология». Авторы: В. Б. Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009

2. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И.Б.Агафонова, Н. И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011

3. Тетради с печатной основой: С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.

4. Электронное учебное издание: Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И.Б.Агафоновой, Н. И. Сонина. – М.: Дрофа, 2011.


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс».

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены проверочные работы в форме тестирования по каждой изученной теме.

В разделе «Формы и средства контроля» представлен перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются как самостоятельными уроками, так и фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

  1. особенности жизни как формы существования материи;

  2. роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  3. фундаментальные понятия биологии;

  4. сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  1. основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  2. соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  3. основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;


уметь

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  4. решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  5. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  1. владеть языком предмета.



Календарно – тематическое планирование

9 класс



п./п


Название разделов, темы уроков

Часы учебного

времени

Плановые сроки

прохождения

Примеча-ние

1

Инструктаж по ТБ при работе в кабинете биологии (вводный). Введение

1 ч.

03.09




Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

25 ч.










    1. Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов

2 ч.







2

Многообразие живого мира.

1

05.09




3

Основные свойства живых организмов

1

09.09







    1. Развитие биологии в додарвиновский период

2 ч.







4

Становление систематики

1

12.09




5

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Тест по теме «Многообразие живого мира. Становление систематики»

1

17.09

Подготовка к ГИА.

Зад. А




    1. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

5 ч.







6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

20.09




7

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

24.09




8

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе

1

27.09




9

Формы естественного отбора

1

01.10




10

Обобщающий урок по теме: «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора». Тест

1

04.10

Подготовка к ГИА.

Зад. А




    1. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3 ч.







11

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве.

1

08.10




12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

11.10




13

Физиологические адаптации.

1

15.10







    1. Микроэволюция

3 ч.







14

Тест по теме «Приспособленность организмов». Вид, его критерии и структура

1

18.10

Подготовка к ГИА.

Зад. А

15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

1

22.10




16

Эволюционная роль мутаций


1

25.10







    1. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3 ч.







17

Главные направления эволюции.

1

29.10




18

Общие закономерности биологической эволюции.

1

01.11




19

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. Тест по теме «Микроэволюция. Макроэволюция»

1

12.11

Подготовка к ГИА.

Зад. А




1.7. Возникновение жизни на Земле

2 ч.







20

Современные представления о возникновении

жизни

1

15.11




21

Начальные этапы развития жизни

1

19.11







1.8. Развитие жизни на Земле

5 ч.







22

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

22.11




23

Жизнь в палеозойскую эру

1

26.11




24

Жизнь в мезозойскую эру

1

29.11




25

Жизнь в кайнозойскую эру

1

03.12




26

Происхождение человека. Тест по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

06.12

Подготовка к ГИА.

Зад. А

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

11 ч.










2.1. Химическая организация клетки

2 ч.







27

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

10.12




28

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

13.12

Подготовка к ГИА. Зад. А23-А24




2.2. Обмен веществ и преобразование

энергии в клетке

3 ч.







29

Пластический обмен. Биосинтез белка.

1

17.12




30

Энергетический обмен

1

20.12




31

Способы питания. Тест по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ»

1

24.12







2.3. Строение и функции клеток

6 ч.







32

Прокариотическая клетка.

1

27.12




33

Эукариотческая клетка. Цитоплазма.

1

14.01




34

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

1

17.01




35

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

21.01




36

Деление клеток.

1

24.01




37

Клеточная теория строения организмов.

1

28.01

Подготовка к ГИА. Зад. В1-В2 ФИПИ 2012

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5 ч.










3.1. Размножение организмов


2 ч.







38

Тест по теме «Строение и функции клеток». Бесполое размножение

1

31.01

Подготовка к ГИА.

Зад. А

39

Половое размножение. Развитие половых клеток

1

04.02







3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3







40

Тест по теме «Размножение организмов». Эмбриональный период развития

1

07.02




41

Постэмбриональный период развития

1

11.02




42

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1

14.02

Подготовка к ГИА. Зад. В3-В4 ФИПИ 2012

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20 ч.










4.1. Закономерности наследования признаков

10 ч.







43

Тест по теме «Онтогенез». Основные понятия генетики

1

18.02

Подготовка к ГИА.

Зад. А

44

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя

1

21.02




45

Первый закон Менделя. Второй закон Менделя.

1

25.02




46

Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование

1

28.02




47

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание

1

04.03




48

Сцепленное наследование генов

1

07.03




49

Генетика пола.

1

11.03




50

Наследование признаков, сцепленных с полом

1

14.03




51

Взаимодействие генов

1

18.03




52

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословной»

1

21.03







4.2. Закономерности изменчивости

6 ч.







53

Тест по теме «Генетика. Наследственность» Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

01.04

Подготовка к ГИА. Зад. А22-А23 ФИПИ 2012

54

Мутационная изменчивость.

1

04.04




55

Фенотипическая изменчивость.

1

08.04




56

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств

1

11.04




57

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1

15.04




58

Генетические основы эволюционной теории. Тест по теме «Закономерности изменчивости»

1

18.04

Подготовка к ГИА. Зад. А1-А20 ФИПИ 2013




4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4 ч.







59

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

22.04




60

Методы селекции растений и животных.

1

25.04




61

Селекция микроорганизмов.

1

29.04




62

Обобщающий урок по теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов» Тестирование

1

03.05

Подготовка к ГИА. Зад. А20-А24 ФИПИ 2013

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.

Основы экологии

5 ч.










5.1. Биосфера, её структуры и функции

3 ч.







63

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов.

1

06.05




64

Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Инструктаж по ТБ Практическая работа.№1 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

1

08.05

Подготовка к ГИА. Зад. В1-В3 ФИПИ 2014

65

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

13.05







5.2. Биосфера и человек

2 ч.







66

Тест по теме «Биосфера, ее структура и функции». Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека

1

16.05

Подготовка к ГИА. Зад. В4-В5 ФИПИ 2014

67

Охрана природы и основы рационального природопользования. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1

20.05




68

Повторение и обобщение материала, изученного в 9 классе

1 ч.

23.05







ИТОГО

68 ч.








Содержание программы учебного предмета

(68 часов)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (25 часов)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск