Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская основная общеобразовательная школа №4»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ _______________
подпись Ф.И.О. Протокол № _____ от
«____»__________ 20__ г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по
УВР МБОУ
«Борисовская ООШ №4» ________ Е.Н.Воскобойник «____»__________ 20__ г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ
«Борисовская ООШ №4» ________ М.Н.Скрынник Приказ № _____ от
«____»__________ 20__ г.
|
Рабочая программа
по биологии
9 класс
(базовый уровень) Учитель Милова Наталья Петровна
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология». Авторы: В. Б. Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009..
Данная авторская программа и УМК рекомендованы к использованию в преподавании предмета ОГАОУ ДПО «Белгородским институтом развития образования» (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»).
Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и «Биология. Человек» в 6 ,7 и 8 классах соответственно. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: Авторская программа предлагает изучение предмета в количестве 70 часов
(63+7 резерв). Но, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Следовательно, общее количество часов – 68 (63 + 5 резерв).
Часы резерва распределены следующим образом: на 1 час увеличено время на изучение тем «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора», «Микроэволюция», «Строение и функции клеток» для проведения лабораторных работ. На 2 часа увеличено время изучения темы «Развитие жизни на Земле», так как времени, выделенного для ее изучении в авторской программе (3 часа), учитывая объем материала, недостаточно.
Учебно – методический комплект:
1. Программа: Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология». Авторы: В. Б. Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009
2. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И.Б.Агафонова, Н. И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011
3. Тетради с печатной основой: С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
4. Электронное учебное издание: Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И.Б.Агафоновой, Н. И. Сонина. – М.: Дрофа, 2011.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность; личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс».
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены проверочные работы в форме тестирования по каждой изученной теме.
В разделе «Формы и средства контроля» представлен перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются как самостоятельными уроками, так и фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Календарно – тематическое планирование
9 класс №
п./п
|
Название разделов, темы уроков
| Часы учебного
времени
| Плановые сроки
прохождения
| Примеча-ние
| 1
| Инструктаж по ТБ при работе в кабинете биологии (вводный). Введение
| 1 ч.
| 03.09
|
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
| 25 ч.
|
|
|
| Многообразие живого мира.
Основные свойства живых организмов
| 2 ч.
|
|
| 2
| Многообразие живого мира.
| 1
| 05.09
|
| 3
| Основные свойства живых организмов
| 1
| 09.09
|
|
| Развитие биологии в додарвиновский период
| 2 ч.
|
|
| 4
| Становление систематики
| 1
| 12.09
|
| 5
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Тест по теме «Многообразие живого мира. Становление систематики»
| 1
| 17.09
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
|
| Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора
| 5 ч.
|
|
| 6
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
| 1
| 20.09
|
| 7
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
| 1
| 24.09
|
| 8
| Учение Ч.Дарвина об естественном отборе
| 1
| 27.09
|
| 9
| Формы естественного отбора
| 1
| 01.10
|
| 10
| Обобщающий урок по теме: «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора». Тест
| 1
| 04.10
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
|
| Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
| 3 ч.
|
|
| 11
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве.
| 1
| 08.10
|
| 12
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
| 1
| 11.10
|
| 13
| Физиологические адаптации.
| 1
| 15.10
|
|
| Микроэволюция
| 3 ч.
|
|
| 14
| Тест по теме «Приспособленность организмов». Вид, его критерии и структура
| 1
| 18.10
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
| 15
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»
| 1
| 22.10
|
| 16
| Эволюционная роль мутаций
| 1
| 25.10
|
|
| Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
| 3 ч.
|
|
| 17
| Главные направления эволюции.
| 1
| 29.10
|
| 18
| Общие закономерности биологической эволюции.
| 1
| 01.11
|
| 19
| Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. Тест по теме «Микроэволюция. Макроэволюция»
| 1
| 12.11
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
|
| 1.7. Возникновение жизни на Земле
| 2 ч.
|
|
| 20
| Современные представления о возникновении
жизни
| 1
| 15.11
|
| 21
| Начальные этапы развития жизни
| 1
| 19.11
|
|
| 1.8. Развитие жизни на Земле
| 5 ч.
|
|
| 22
| Жизнь в архейскую и протерозойскую эры
| 1
| 22.11
|
| 23
| Жизнь в палеозойскую эру
| 1
| 26.11
|
| 24
| Жизнь в мезозойскую эру
| 1
| 29.11
|
| 25
| Жизнь в кайнозойскую эру
| 1
| 03.12
|
| 26
| Происхождение человека. Тест по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»
| 1
| 06.12
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов
| 11 ч.
|
|
|
| 2.1. Химическая организация клетки
| 2 ч.
|
|
| 27
| Неорганические вещества, входящие в состав клетки
| 1
| 10.12
|
| 28
| Органические вещества, входящие в состав клетки
| 1
| 13.12
| Подготовка к ГИА. Зад. А23-А24
|
| 2.2. Обмен веществ и преобразование
энергии в клетке
| 3 ч.
|
|
| 29
| Пластический обмен. Биосинтез белка.
| 1
| 17.12
|
| 30
| Энергетический обмен
| 1
| 20.12
|
| 31
| Способы питания. Тест по теме «Химическая организация клетки. Обмен веществ»
| 1
| 24.12
|
|
| 2.3. Строение и функции клеток
| 6 ч.
|
|
| 32
| Прокариотическая клетка.
| 1
| 27.12
|
| 33
| Эукариотческая клетка. Цитоплазма.
| 1
| 14.01
|
| 34
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»
| 1
| 17.01
|
| 35
| Эукариотическая клетка. Ядро.
| 1
| 21.01
|
| 36
| Деление клеток.
| 1
| 24.01
|
| 37
| Клеточная теория строения организмов.
| 1
| 28.01
| Подготовка к ГИА. Зад. В1-В2 ФИПИ 2012
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 5 ч.
|
|
|
| 3.1. Размножение организмов
| 2 ч.
|
|
| 38
| Тест по теме «Строение и функции клеток». Бесполое размножение
| 1
| 31.01
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
| 39
| Половое размножение. Развитие половых клеток
| 1
| 04.02
|
|
| 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 3
|
|
| 40
| Тест по теме «Размножение организмов». Эмбриональный период развития
| 1
| 07.02
|
| 41
| Постэмбриональный период развития
| 1
| 11.02
|
| 42
| Общие закономерности развития. Биогенетический закон
| 1
| 14.02
| Подготовка к ГИА. Зад. В3-В4 ФИПИ 2012
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
| 20 ч.
|
|
|
| 4.1. Закономерности наследования признаков
| 10 ч.
|
|
| 43
| Тест по теме «Онтогенез». Основные понятия генетики
| 1
| 18.02
| Подготовка к ГИА.
Зад. А
| 44
| Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя
| 1
| 21.02
|
| 45
| Первый закон Менделя. Второй закон Менделя.
| 1
| 25.02
|
| 46
| Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование
| 1
| 28.02
|
| 47
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание
| 1
| 04.03
|
| 48
| Сцепленное наследование генов
| 1
| 07.03
|
| 49
| Генетика пола.
| 1
| 11.03
|
| 50
| Наследование признаков, сцепленных с полом
| 1
| 14.03
|
| 51
| Взаимодействие генов
| 1
| 18.03
|
| 52
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословной»
| 1
| 21.03
|
|
| 4.2. Закономерности изменчивости
| 6 ч.
|
|
| 53
| Тест по теме «Генетика. Наследственность» Наследственная (генотипическая) изменчивость.
| 1
| 01.04
| Подготовка к ГИА. Зад. А22-А23 ФИПИ 2012
| 54
| Мутационная изменчивость.
| 1
| 04.04
|
| 55
| Фенотипическая изменчивость.
| 1
| 08.04
|
| 56
| Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств
| 1
| 11.04
|
| 57
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».
| 1
| 15.04
|
| 58
| Генетические основы эволюционной теории. Тест по теме «Закономерности изменчивости»
| 1
| 18.04
| Подготовка к ГИА. Зад. А1-А20 ФИПИ 2013
|
| 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов
| 4 ч.
|
|
| 59
| Центры многообразия и происхождения культурных растений.
| 1
| 22.04
|
| 60
| Методы селекции растений и животных.
| 1
| 25.04
|
| 61
| Селекция микроорганизмов.
| 1
| 29.04
|
| 62
| Обобщающий урок по теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов» Тестирование
| 1
| 03.05
| Подготовка к ГИА. Зад. А20-А24 ФИПИ 2013
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.
Основы экологии
| 5 ч.
|
|
|
| 5.1. Биосфера, её структуры и функции
| 3 ч.
|
|
| 63
| Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов.
| 1
| 06.05
|
| 64
| Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Инструктаж по ТБ Практическая работа.№1 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
| 1
| 08.05
| Подготовка к ГИА. Зад. В1-В3 ФИПИ 2014
| 65
| Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
| 1
| 13.05
|
|
| 5.2. Биосфера и человек
| 2 ч.
|
|
| 66
| Тест по теме «Биосфера, ее структура и функции». Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека
| 1
| 16.05
| Подготовка к ГИА. Зад. В4-В5 ФИПИ 2014
| 67
| Охрана природы и основы рационального природопользования. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
| 1
| 20.05
|
| 68
| Повторение и обобщение материала, изученного в 9 классе
| 1 ч.
| 23.05
|
|
| ИТОГО
| 68 ч.
|
|
|
Содержание программы учебного предмета
(68 часов)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (25 часов)
|