Согласовано
руководитель МО учителей биологии – химии
И.Л. Бабкина
Протокол заседание № от 2012
| Принято
Педагогический совет
протокол №2 от 25. 09. 2012
|
| Утверждаю
Директор школы В. А. Заботкина
Приказ № 115 от 25.09. 2012
|
|
|
Рабочая программа учебного предмета «Биология»
9 класс Адресат
Курс рекомендован учащимся 9 класса.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов.
Примерной программы основного общего образования и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать
Царства живой природы. Признаки живого. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.
Клетка – единица строения всех живых организмов.
Химический состав живой клетки.
Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.
Деление клетки.
Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.
Особенности строения и функции основных тканей животных.
Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.
Рассматривание микрообъектов в микроскоп.
Строение и жизнедеятельность живого организма;
Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.
Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.
Гетеротрофный способ питания.
Организмы – паразиты.
Одноклеточные животные – возбудители заболеваний животных и человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Поведение животных.
Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.
Связь организма животных со средой обитания.
Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.
Охрана животных.
Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности животных.
Взаимосвязь организма и среды.
Среды обитания животных.
Приспособленность к среде обитания.
Экологические факторы.
Изменения среды обитания животных под воздействием антропогенного фактора.
Меры охраны среды обитания животных.
Наблюдения в природе.
Природные и искусственные сообщества.
Понятие о природном сообществе.
Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.
Цепи питания.
Организмы – продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ.
Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.
Охрана видов животных и природных сообществ.
Многообразие живых организмов. Классификация животных и эволюционное учение.
Царства живой природы.
Основные таксономические единицы в царстве животных.
Классификация животных.
Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов.
Усложнение животных в процессе эволюции.
Доказательства эволюции.
Породы животных, причины их многообразия.
Роль животных в природе и народном хозяйстве.
Сохранение генофонда животного мира.
Наблюдение.
Уметь:
Применять знания:
о строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;
о видах, популяциях /природных сообществах для обоснования мер их охраны.
Сравнивать:
царства живой природы;
строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов.
ткани животных и растений;
типы животных, классы хордовых;
природные и искусственные сообщества.
Наблюдать:
сезонные изменения в жизни животных;
взаимоотношения и поведение животных.
Узнавать:
ткани животных на микропрепаратах;
органы, системы органов на таблицах и рисунках;
наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.
Делать выводы:
о клеточном строении животных;
о единстве органического мира;
об историческом развитии животного мира;
о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.
Соблюдать правила:
работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов по изучению поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
поведения в природе.
Формы организации учебного процесса
Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Практические работы
№
| Название практической работы
| 1.
| Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений.
| 2
| Сравнение строения растительной и животной клеток.
| 3.
| Изучение тканей растений и животных.
| 4.
| Отработка приемов вегетативного размножения растений.
| 5.
| Влияние длины светового дня на развитие растений.
| 6.
| Изучение ненаследственной изменчивости у листьев комнатных растений.
| 7.
| Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе.
| 8.
| Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме.
| 9.
| Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы).
| Итого: 9 практических работ
| Нумерация практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.) Объем и сроки изучения
Программа общим объемом 68 часов (2 часа в неделю) изучается в течение 1 учебного года. Содержание программы
Содержание программы соответствует Программе основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /
Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 2-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2009. -288 с.
а также методических пособий для учителя:
Учебник. 9 класс Биология. Основы общей биологии. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Рабочая тетрадь (2 части). – М.: Вентана-Граф, 2010.
О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2000.
Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.
Т.С.Сухова, В.С. Кучменко. Биология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. - М.: Вентана-Граф, 2009.
В.С Кучменко, В.В. Пасечник. Задания и вопросы с ответами и решениями. Школьная олимпиада. Учебно-методическое пособие по биологии. - М.: АСТ* Астрель, 2009.
В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Электронный атлас для школьника. Основы общей биологии. CD-R. Интерактивная линия, 2008.
Электронные уроки и тесты. Биология. CD-R. Просвещение, 2007.
|