Скачать 149.62 Kb.
|
Урок по теме: "Строение и работа сердца"Цель:добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить учащихся с современными достижениями в кардиологии. Задачи:Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы:1.Объяснительный (лекция, беседа). 2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий). 3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами). 4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа). Наглядно-демонстрационная база:таблица кругов кровообращения, дидактические - карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока:I. Проверка домашнего задания: 1.Учащиеся у доски рисуют схемы кругов кровообращения. 2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям изученного материала: - Назовите функции большого (малого) круга кровообращения? -Что такое аорта, нижняя полая вена? - Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения? - Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения? -Куда впадают лимфатические протоки? -Чем артерии отличаются от вен по строению? 3.По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения? - 1- 4.Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске). 5. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам (с последующей взаимопроверкой): I вариант: Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.
II вариант: Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.
II. Актуализация опорных знаний учащихся: Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, предлагает составить сенквейн, а в помощь на экране появляются следующие поговорки:
Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна. Выясняется, что сердце: беспокойное и равнодушное, горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга т.д. - 2 - В качестве примера на экране появляется один из вариантов: Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк: Первая строка - название сейнквейна. Сердце. Вторая строка - два прилагательных. Золотое, отзывчивое. Третья строка - три глагола. Работает, движет, доставляет. Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Кровь по организму качает. Пятая строка – существительное. Насос. III. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1.Учащиеся формулируют тему урока. 2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами. IV. Изучение нового учебного материала. При объяснении темы используется презентация "Сердце и фазы его работы". 1.Строение сердца: Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека. Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения. Стенка сердца состоит из трех слоев: 1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом); 2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей; 3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении. 2.Работа сердца: Сокращения сердца взрослого человека в состоянии относительного покоя происходит примерно 70-75 раз в минуту. Непрерывно проталкивая кровь по сосудистой системе, сердце человека совершает большую работу. Только за сутки желудочки сердца совершают работу, которая равна подъему груза в 1 тонну на высоту пятиэтажного дома. За 18 ч сердце совершает работу, за счёт которой можно поднять человека массой 70 кг на высоту телебашни в Останкино - 533м! Несмотря на то, что сердце работает в течение всей жизни человека, сердечная мышца сохраняет свою работоспособность. Одна из причин такой работоспособности неодновременное сокращение отделов сердца. В работе сердца различают три фазы: первая- сокращение предсердий, вторая- сокращение желудочков - систола, третья - одновременное расслабление предсердий и желудочков - диастола. - 3 - -Первая фаза - в течение 0,1 секунды сокращаются оба предсердия, при этом створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты, кровь движется из предсердий в желудочки. - Вторая фаза – в течение 0,3 секунд сокращаются оба желудочка, при этом полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты, кровь движется из желудочков в аорту и легочную артерию. -В третью фазу вся сердечная мышца остается в расслабленном состоянии в течение 0,4 секунды. В это время притекающая к сердцу по венам кровь заполняет предсердия. Таким образом, сердечный цикл состоит из 0,8 секунд. 3.Регуляция работы сердца: А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого. Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин). Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца. В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма. Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки (рис. 3). Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ. Используя рис. 4, выясните, как соотносятся зубцы и интервалы ЭКГ с фазами сердечного цикла. V.Систематизация и обобщение полученных знаний: 1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца: А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен. Б). Разберите модель сердца. - 4 - В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. По каким признакам вы их определили? Г). Что препятствует смешиванию крови? Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему? Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции? Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны? З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов? И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны? 2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу: А). Из каких фаз складывается сердечный цикл? Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла? В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего расслабления (паузы)? Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты? Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты? Е). Что происходит с клапанами в третью фазу? Таблица:
Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых? Взаимопроверка результатов заполнения таблицы. 3. Презентация «Последние достижения в кардиологии». VI.Итог урока: 1.Рефлексия: А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему? Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека? В). Как вы оцениваете свою работу на уроке? 2.Домашнее задание: п.22, творческая работа: составить тест по изученной теме. Урок разработала Л.Л. Голодова МОУ СОШ № 10 Г. Королев М.о -5- Урок по теме: "Среда обитания организмов и ее факторы"Цель:добиться усвоения знаний о средах обитания организмов и ее факторах. Ознакомить учащихся с законом Либиха и адаптациями. Задачи:Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы:1.Объяснительный (лекция, беседа). 2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий). 3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами). 4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа). Наглядно-демонстрационная база:таблица водоем и дубрава, дидактические - карточки, схемы, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока:I. Проверка домашнего задания: 1.Учащиеся у доски записывают фамилии ученых, которые внесли вклад в развитие экологии. 2. Фронтальный опрос о роли экологии в современном обществе: - Назовите отрасли экологии? -Почему экологию называют наукой будущего?
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна. Выясняется, что - 2 - В качестве примера на экране появляется один из вариантов: Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк: Первая строка - название сейнквейна. Среда. Вторая строка - два прилагательных: хорошая, благоприятная. Третья строка - три глагола: влияет, движет, доставляет. Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Факторы влияющие на организм. Пятая строка – существительное. Жизнь. III. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1.Учащиеся формулируют тему урока. 2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами. IV. Изучение нового учебного материала. При объяснении темы используется презентация "Пшеница". 1.Толерантность: способность выдерживать изменения условий жизни. рассмотрим на примере общих закономерностей воздействия температуры. Организмы, выдерживающие широкие колебания температуры называются - эвритермные. Организмы, выдерживающие узкие пределы температуры называются – стенотермные. 2.Биохимические адаптации к температуре: Эти адаптации особенно важны для растений и микроорганизмов – это теплоустойчивость белков и клеточных структур. 3. Морфологические адаптации к температуре: Правило Бергмана. При передвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются. Другой пример развитие длинного и густого меха у млекопитающих зимой. А у растений – форма роста (Арктика и высокогорье стелющиеся формы). - 3 - 3.Регуляция работы сердца: А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого. Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин). Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца. В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма. Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки (рис. 3). Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ. Используя рис. 4, выясните, как соотносятся зубцы и интервалы ЭКГ с фазами сердечного цикла. V.Систематизация и обобщение полученных знаний: 1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца: А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен. Б). Разберите модель сердца. - 4 - В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. По каким признакам вы их определили? Г). Что препятствует смешиванию крови? Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему? Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции? Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны? З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов? И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны? 2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу: А). Из каких фаз складывается сердечный цикл? Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла? В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего расслабления (паузы)? Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты? Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты? Е). Что происходит с клапанами в третью фазу? Таблица:
Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых? Взаимопроверка результатов заполнения таблицы. 3. Презентация «Последние достижения в кардиологии». VI.Итог урока: 1.Рефлексия: А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему? Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека? В). Как вы оцениваете свою работу на уроке? 2.Домашнее задание: п.22, творческая работа: составить тест по изученной теме. Урок разработала Л.Л. Голодова МОУ СОШ № 10 Г. Королев М.о -5- |
Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | Конспект урока по теме «Строение и работа сердца» Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле | ||
Урок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | ||
Конспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа... Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,... | Урок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система» Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:... | ||
Домашнее задание по биологии Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Рабочая тетрадь. Задание №80 -102 | Тематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода.... | ||
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Строение и работа сердца. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Урок по теме: «Побег и его строение. Стебель часть побега, его строение» Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться | Обусловленные клинические диагнозы ослабленных детей и работа с ними... Существуют врожденный и приобретенный пороки сердца – впс и ппс соответственно. Как правило, впс возникает в результате незавершенности... | ||
Конспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема... Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип.... | Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» Оборудование: таблица «Строение глаза», таблица «Профилактика близорукости», мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М.... |