Урок по теме: "Строение и работа сердца"





Скачать 149.62 Kb.
НазваниеУрок по теме: "Строение и работа сердца"
Дата публикации10.09.2014
Размер149.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок по теме: "Строение и работа сердца"

Цель:


добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить учащихся с современными достижениями в кардиологии.

Задачи:


Образовательные:

  • изучить строение сердца;

  • сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца;

  • раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца;

Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами;

  • развитие умений самоконтроля и самооценки;

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины в области кардиологии.


Методы:


1.Объяснительный (лекция, беседа).

2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).

3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами).

4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Наглядно-демонстрационная база:


таблица кругов кровообращения, дидактические - карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:


I. Проверка домашнего задания:

1.Учащиеся у доски рисуют схемы кругов кровообращения.

2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям изученного материала:

- Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?

-Что такое аорта, нижняя полая вена?

- Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?

- Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?

-Куда впадают лимфатические протоки?

-Чем артерии отличаются от вен по строению?

3.По рисункам на доске показать, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения?

- 1-

4.Один из учащихся по ранее подготовленным рисункам должен определить сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих и ответить на вопрос: какие изменения произошли в их сердце в процессе эволюции? (Работа на магнитной доске).

5. Самостоятельная работа учащихся по дидактическим карточкам (с последующей взаимопроверкой):

I вариант:

Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.

Отдел сердца




Вид крови

1) левый желудочек




А) артериальная

2) правый желудочек




Б) венозная

3) правое предсердие







4) правый желудочек










1

2

3

4














II вариант:
Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.


Отдел сердца




Вид крови

1) артерии большого круга кровообращения




А) артериальная

2) вены большого круга кровообращения




Б) венозная

3) артерии малого круга кровообращения







4) вены малого круга кровообращения










1

2

3

4













II. Актуализация опорных знаний учащихся:

Учитель, обращаясь к ребятам, говорит о том, что на уроке речь пойдет об одном очень важном органе, предлагает составить сенквейн, а в помощь на экране появляются следующие поговорки:

  • Сердце матери – вещун.

  • Сердце матери лучше солнца греет.

  • Сердце не камень – тает.

  • Сердце сердцу весть подает.

  • Сердце соколье, а смелость воронья.

  • Сердцу не прикажешь.

Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна. Выясняется, что сердце: беспокойное и равнодушное, горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга т.д.
- 2 -



    В качестве примера на экране появляется один из вариантов:



Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк:

Первая строка - название сейнквейна. Сердце.

Вторая строка - два прилагательных. Золотое, отзывчивое.

Третья строка - три глагола. Работает, движет, доставляет.

Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Кровь по организму качает.

Пятая строка – существительное. Насос.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Учащиеся формулируют тему урока.

2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами.
IV. Изучение нового учебного материала.

При объяснении темы используется презентация "Сердце и фазы его работы".
1.Строение сердца:

Сердце – полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.

Стенка сердца состоит из трех слоев:

1.- эпикард – наружный слой (срастается с перикардом);

2.- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

3.- эндокард – внутренний слой. Между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый клапан (митральный). Между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполняются кровью и их кроя плотно сомкнуться, не давая крови течь в сердце. Поэтому кровь движется только в одном направлении.
2.Работа сердца:

Сокращения сердца взрослого человека в состоянии относительного покоя происходит примерно 70-75 раз в минуту. Непрерывно проталкивая кровь по сосудистой системе, сердце человека совершает большую работу. Только за сутки желудочки сердца совершают работу, которая равна подъему груза в 1 тонну на высоту пятиэтажного дома.

За 18 ч сердце совершает работу, за счёт которой можно поднять человека массой 70 кг на высоту телебашни в Останкино - 533м!

Несмотря на то, что сердце работает в течение всей жизни человека, сердечная мышца сохраняет свою работоспособность. Одна из причин такой работоспособности неодновременное сокращение отделов сердца. В работе сердца различают три фазы: первая- сокращение предсердий, вторая- сокращение желудочков - систола, третья - одновременное расслабление предсердий и желудочков - диастола.
- 3 -

-Первая фаза - в течение 0,1 секунды сокращаются оба предсердия, при этом створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты, кровь движется из предсердий в желудочки.

- Вторая фаза – в течение 0,3 секунд сокращаются оба желудочка, при этом полулунные клапаны открыты, створчатые закрыты, кровь движется из желудочков в аорту и легочную артерию.

-В третью фазу вся сердечная мышца остается в расслабленном состоянии в течение 0,4 секунды. В это время притекающая к сердцу по венам кровь заполняет предсердия. Таким образом, сердечный цикл состоит из 0,8 секунд.
3.Регуляция работы сердца:
А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.
Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).
Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.
Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки (рис. 3). За­пись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щи­колоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокар­диограммой — ЭКГ. Используя рис. 4, выясните, как соотносятся зубцы и интервалы ЭКГ с фазами сердечного цикла.

V.Систематизация и обобщение полученных знаний:

1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:

А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мы­шечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.

Б). Разберите модель сердца.

- 4 -
В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.

По каким признакам вы их определили?

Г). Что препятствует смешиванию крови?

Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?

Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?

Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?

З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?

И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?
2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

А). Из каких фаз складывается сердечный цикл?

Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла?

В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего рас­слабления (паузы)?

Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты?

Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты?

Е). Что происходит с клапанами в третью фазу?

Таблица:


Фазы сердечного цикла

Длительность

(сек)

Движение

крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные
















Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых?

Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.
3. Презентация «Последние достижения в кардиологии».

VI.Итог урока:

1.Рефлексия:

А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему?

Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека?

В). Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2.Домашнее задание: п.22, творческая работа: составить тест по изученной теме.


Урок разработала

Л.Л. Голодова

МОУ СОШ № 10

Г. Королев М.о

-5-

Урок по теме: "Среда обитания организмов и ее факторы"

Цель:


добиться усвоения знаний о средах обитания организмов и ее факторах. Ознакомить учащихся с законом Либиха и адаптациями.

Задачи:


Образовательные:

  • изучить среды обитания организмов и ее факторы;

  • сформировать знания о законе Либиха;

  • раскрыть адаптаций в жизни организмов;

Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником;

  • формирование умений работать в группе с дидактическим материалом;

  • развитие умений самоконтроля и самооценки;

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий,.


Методы:


1.Объяснительный (лекция, беседа).

2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).

3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами).

4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Наглядно-демонстрационная база:


таблица водоем и дубрава, дидактические - карточки, схемы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:


I. Проверка домашнего задания:

1.Учащиеся у доски записывают фамилии ученых, которые внесли вклад в развитие экологии.

2. Фронтальный опрос о роли экологии в современном обществе:

- Назовите отрасли экологии?

-Почему экологию называют наукой будущего?













II. Актуализация опорных знаний учащихся:

  • Учитель, обращаясь к ребятам, говорит, что, для живого организма самое главное? Среда обитания и ее факторы. Сегодня на уроке пойдет об этом речь

Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна. Выясняется, что

- 2 -



    В качестве примера на экране появляется один из вариантов:



Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк:

Первая строка - название сейнквейна. Среда.

Вторая строка - два прилагательных: хорошая, благоприятная.

Третья строка - три глагола: влияет, движет, доставляет.

Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Факторы влияющие на организм.

Пятая строка – существительное. Жизнь.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Учащиеся формулируют тему урока.

2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами.
IV. Изучение нового учебного материала.

При объяснении темы используется презентация "Пшеница".
1.Толерантность: способность выдерживать изменения условий жизни.

рассмотрим на примере общих закономерностей воздействия температуры.

Организмы, выдерживающие широкие колебания температуры называются - эвритермные.

Организмы, выдерживающие узкие пределы температуры называются – стенотермные.
2.Биохимические адаптации к температуре:

Эти адаптации особенно важны для растений и микроорганизмов – это теплоустойчивость белков и клеточных структур.
3. Морфологические адаптации к температуре:

Правило Бергмана. При передвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются.

Другой пример развитие длинного и густого меха у млекопитающих зимой. А у растений – форма роста (Арктика и высокогорье стелющиеся формы).
- 3 -

3.Регуляция работы сердца:
А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого.
Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин).
Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.
Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки (рис. 3). За­пись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щи­колоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокар­диограммой — ЭКГ. Используя рис. 4, выясните, как соотносятся зубцы и интервалы ЭКГ с фазами сердечного цикла.

V.Систематизация и обобщение полученных знаний:

1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца:

А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мы­шечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен.

Б). Разберите модель сердца.

- 4 -
В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.

По каким признакам вы их определили?

Г). Что препятствует смешиванию крови?

Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему?

Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции?

Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны?

З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов?

И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны?
2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

А). Из каких фаз складывается сердечный цикл?

Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла?

В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего рас­слабления (паузы)?

Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты?

Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты?

Е). Что происходит с клапанами в третью фазу?

Таблица:


Фазы сердечного цикла

Длительность

(сек)

Движение

крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные
















Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых?

Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.
3. Презентация «Последние достижения в кардиологии».

VI.Итог урока:

1.Рефлексия:

А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему?

Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека?

В). Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2.Домашнее задание: п.22, творческая работа: составить тест по изученной теме.


Урок разработала

Л.Л. Голодова

МОУ СОШ № 10

Г. Королев М.о
-5-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconКонспект урока по теме «Строение и работа сердца»
Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок по теме «Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
...
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconКонспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа...
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система»
Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:...
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconДомашнее задание по биологии
Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Рабочая тетрадь. Задание №80 -102
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода....
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconКонспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца»
Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Строение и работа сердца. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок по теме: «Побег и его строение. Стебель часть побега, его строение»
Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconОбусловленные клинические диагнозы ослабленных детей и работа с ними...
Существуют врожденный и приобретенный пороки сердца – впс и ппс соответственно. Как правило, впс возникает в результате незавершенности...
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconКонспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема...
Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип....
Урок по теме: \"Строение и работа сердца\" iconУрок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения»
Оборудование: таблица «Строение глаза», таблица «Профилактика близорукости», мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск