Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения»





Скачать 125.3 Kb.
НазваниеУрок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения»
Дата публикации22.11.2014
Размер125.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Биология 8 класс
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения»
Цели урока:

образовательная: создание условий для формирования понятий о строении и функционированиии анализаторов на примере зрительного анализатора;

развивающая: создание условий для развития умений анализировать и обобщать;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: таблица « Строение глаза», таблица «Профилактика близорукости», мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек.8 класс» ; компьютер, муляж глаза.
Ход урока
I. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний учащихся

«Прекрасный мир, полный красок,

звуков и запахов, дарят нам органы

чувств»

М.А.Островский

Видеофрагмент 1 «Органы чувств»

Органы чувтв являются специализированными органами, обеспечивающими преобразование информационных сигналов, поступающих от раздражителей окружающей среды, в форму, доступную для специализированных рецепторов.

Что такое рецепторы?

(Это нервные окончания, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы)

Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущем вкус, кожей-шероховатость, давление, температура. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе?

III. Новый материал

1. Видеофрагмент «Анализаторы»

Впервые термин «анализатор» встречается в работах И.М. Сеченова.

Рабочая тетрадь Задание 63, стр.45

2. Значение органа зрения

Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Гюго считал, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий писал:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей. Окружающий нас мир прекрасен и удивителен, любуйтесь его красотой и берегите ее.

Как же устроен наш орган зрения?

3. Строение глаза. Видеофрагмент

Перечислите структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения. Рабочая тетрадь. Задание, стр. 47

(брови, веки, ресницы, слезная железа, слезный проток, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).

Эксперимент 1.

Цель: Определение функции глазных мышц.

Оборудование: карандаш или ручка

Ход эксперимента: Работа проводится в парах. Исследователь просит испытуемого следить за движением карандаша на расстоянии 20 см, перемещая карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает окружность.

Ответить на вопрос: в каких направлениях возможно движение глаз?  Сколько мышц приводит в движение глазное яблоко? Перемещаются ли оба глаза совместно?

( Ответ: Глазные мышцы обеспечивают произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же сторону, 6 мышц: четыре прямые и две косые).

Какие Защитные приспособления имеет глаз?

(А знаете ли вы, что глаз совершает от 2 до 5 мигательных движений в минуту, а за 16 часов бодрствования мы мигаем до 4800 раз? Длительность мигания примерно 0,4 секунды).

(А знаете ли вы, что при плаче может выделиться до двух чайных ложек слезной жидкости. Со слезами из организма выводятся яды (токсины), которые вырабатываются во время стресса. В 1909 г. П.Н. Лащенков открыл в слезной жидкости лизоцим, вещество способное убивать микробы).

4. Строение глазного яблока. Видеофрагмент.

Рабочая тетрадь. Задание №64, стр.45 (работа с текстом учебника)




Часть глазного яблока

Особенности строения

Значение

f

Белочная оболочка (склера)

Наружная, плотная, непрозрачная

Защищает внутренние структуры глаза, поддерживает форму




Роговица

Тонкая, прозрачная

Сильная «линза» глаза




Сосудистая оболочка

Средняя оболочка, черная, пронизана сетью кровеносных сосудов

Питающая глаз, свет, проходя сквозь нее, не рассеивается




Радужная оболочка (радужка)

Содержит пигмент меланин

Светонепроницаема. Ограничивает количество света, попадающего в глаз на сетчатку. Определяет цвет глаз




Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное радиальными и кольце­выми мышцами

Регулирует количество света, попадающего на сетчатку




Хрусталик

Двояковыпуклая линза, прозрачное, эластичное образование

За счет изменения кривизны фокусирует изображение




Стекловидное тело

Прозрачная желеобразная масса

Заполняет внутреннюю часть глаза, поддерживает сетчатку




Сетчатая оболочка (сетчатка)

Внутренняя оболочка глаза, тонкий слой клеток зрительных рецепторов: палочки (130 млн) колбочки (7 млн)

Зрительные рецепторы формируют изображение; колбочки ответственны за цветопередачу




Желтое пятно

Скопление колбочек в центральной части сетчатки

Область наибольшей остроты зрения




Слепое пятно

Место выхода зрительного нерва

Месторасположение канала для передачи зрительной информации в мозг


Первичное закрепление знаний о строении глазного яблока (работа с муляжом глаза).

Физкультминутка. Зрительная гимнастика. Тренажер Базарного В.Ф.


5. Лабораторная работа 4. Изучение изменения размера зрачка

Цель работы: выявить изменение размера зрачка в зависимости от освещенности. Сформулируйте вывод о причинах изменения размера зрачка.

Рабочая тетрадь. Задание 71, стр.49

(Зрачок, рефлекторно расширяется и сжимается, пропуская в глаз необходимое количество света).

6. Сетчатка.

«Словно рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» - так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Сетчатка - именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света.

Видеофрагмент. Сетчатка.

Рабочая тетрадь. Задание 68, стр. 47

7. Эксперимент №2.

Цель эксперимента: обнаружение слепого пятна

Ход эксперимента:

Повторим опыт Мариотта. Закрыть левый глаз, а правым фиксируйте нарисованный на рисунке крест на расстоянии 25 см. Белый круг исчезнет. Объясните, почему это происходит?

(Изображение круга попало на слепое пятно, в котором отсутствуют зрительные рецепторы, поэтому круг стал невидим).


+





8. Глаз как оптическая система (Сообщение учащегося. Демонстрация таблицы «Орган зрения»)

Еще в 19 веке Геймгольц считал, что моделью глаза является фотокамера.

Роговица преломляет лучи проходящего света и пропускает их дальше через зрачок, который выполняет ту же роль, что и диафрагма фотоаппарата, на хрусталик. Хрусталик обладает способностью изменять свою оптическую силу - аккомодировать - точно так же, как наводится резкость в фотоаппарате, это позволяет глазу видеть одинаково хорошо и вблизи, и вдаль. Затем лучи света проходят через стекловидное тело и попадают на сетчатку по функции очень похожую на фотопленку.

Свет преломляется в оптической системе глаза, в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевернутое изображение наблюдаемого предмета. Первым, кто это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер.

Почему же мы тогда не видим все вокруг нас перевернутым вверх ногами?

В своё время английский поэт Уильям Блейк верно подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Оказывается, такая оптическая особенность глаза исправляется в зрительной зоне коры полушарий с помощью обучения и тренировки с момента рождения человека. В результате взаимодействия органов зрения и равновесия, мышечного и кожного чувства человека получает зрительное восприятие окружающего мира.

Рабочая тетрадь. Задание 67, стр.47

(Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка).

Учитель. Одним из качеств восприятия является его избирательность. Воспринимая, мы обычно выделяем один или несколько объектов, а все остальное остается безразличным фоном. Посмотрите на эти рисунки, что вы видите?


(На первом рисунке ваза или профили лиц, на втором рисунке молодая или старая женщина).

Выводы:

1. Свет человек воспринимает с помощью органа зрения.

2. Световые лучи преломляются в оптической системе глаза. На сетчатке формируется уменьшенное обратное изображение.

3. Зрительный анализатор состоит из

-рецепторов (палочки и колбочки);

- нервные пути (зрительный нерв);

- мозговой центр (затылочная зона коры больших полушарий).

9. Гигиена зрения

Зрительный анализатор имеет большую надежность, но под действием различных факторов его функции могут нарушаться.

- Профилактика близорукости и дальнозоркости. (сообщение учащегося)

Одной из важных характеристик зрения является острота зрения.

Наиболее часто встречающиеся нарушения остроты зрения — это близору­кость и дальнозоркость.

При близорукости удаленные предметы видны расплывчато, так как четкое изображение предме­тов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Очки с двояковогнуты­ми линзами помогают тому, чтобы от­четливые изображения предметов воз­никали точно на сетчатке.



При дальнозоркости четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, воз­никает как бы позади сетчатки. Даль­нозоркие люди видят близкие предме­ты расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми лин­зами помогают возникновению изо­бражения близкого объекта точно на сетчатке.



Нельзя пользоваться чужими оч­ками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения.
Профилактика близорукости


  • Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз, потому что мышечный аппарат глаза сильно напрягается.

  • При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабаты­вается привычка рассматривать все вблизи. Для нормальной работы глаз важ­но хорошее освещение. Стол для за­нятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится на­стольная лампа с лампочкой мощ­ностью 50—60 Вт, защищенная аба­журом так, чтобы свет не попадал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приво­дит к быстрому утомлению;

  • Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как постоянно меняется кривизна хрусталика;

  • Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

  • Смотреть непрерывно телевизор можно не более 60 минут и на расстоянии не менее 2 метров от экрана.


- Видеофрагмент. Дальтонизм – наследственная, реже приобретенная особенность неспособности различать цвета. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые в
1794 году описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений, Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. Дефект цветового зрения впервые привлёк к себе внимание общественности в 1875 году, когда в Швеции, произошло крушение поезда, повлёкшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет, а развитие транспорта именно в то время привело к широкому распространению цветовой сигнализации. Эта катастрофа привела к тому, что при приёме на работу в транспортную службу стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение

Людей, страдающих дальтонизмом, не допускают до вождения транспорта. Кроме того, есть некоторые профессии, в которых правильное цветовосприятие очень важно – например, летчики, моряки, военнослужащие, химики. Представители таких профессий должны регулярно проверять зрение при помощи специальных цветовых таблиц.

Компьютерное тестирование . Цветоощущение.

- Куриная слепота. Авитаминоз витамина А.

(А знаете ли вы, что 17 декабря 1997 года в Японии была зарегистрирована новая болезнь - фотоэпилепсия. Причиной массового приступа этой болезни стало быстрое мелькание изображений в одной из сцен мультфильма «Маленькие монстры»).

Вывод: Глаза необходимо беречь. Соблюдать правила техники безопасности. Тогда окружающий мир долго будет радовать вас своей красотой и неповторимостью.

IV. Закрепление (тестирование, взаимопроверка)

1. Зрительная зона больших полушарий мозга располагается:

а) в теменной доле;

б) в височной доле;

в) в затылочной доле

2. Цвет глазу придает:

а) склера;

б) хрусталик;

в) радужная оболочка.

3. Из каких частей состоит анализатор?

а) рецептор;

б) проводник;

в) соответствующая зона коры полушарий.

4. Что мы относим к вспомогательным органам глаза?

а) Хрусталик;

б) глазодвигательные мышцы;

в) слезные железы;

г) стекловидное тело.
5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

а) Одну; б) две; в) три

6. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне?

а) колбочек; б) палочек

7. Оболочки глазного яблока:

а) мышечная;

б) фиброзная (белочная);

в) сосудистая;

г) сетчатая;

д) слизистая;

е) серозная

8. К зрительному анализатору относят:

а) сетчатку глаза;

б) зрительный нерв;

в) полукружные каналы;
г) хеморецепторы;
д) улитку;
е) кору затылочной доли больших полушарий

Ответы: 1.в; 2.в ; 3. а,б,в; 4.б,в; 5.в; 6.а; 7. б,в,г; 8. а,б,е.
V. Подведение итогов. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание

стр. 76-83, рабочая тетрадь, задание 65. Творческое задание «Рекомендации для сохранения хорошего зрения»

VII. Рефлексия

Как вы чувствуете себя сейчас на древе познания?

Приложение 1





Приложение 2



1, 3, 6, 7 – преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19 - общение и дружеская поддержка

4 – устойчивое положение и не желание добиваться успеха

5 – утомляем, слаб и стеснителен

9 – развлечение

13, 21 –замкнут, тревожность

8 – отстранен от учебного процесса

10, 15 – комфортное состояние, нормальная адаптация

14 –кризис, падение в пропасть

20 - лидер

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconТезисы. Урок биологии по теме «Строение и функции зрительный анализатора»
«Строение и функции зрительный анализатора» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и...
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок по теме «клеточное строение органов цветковых растений»
Изучите материал по учебнику (параграф 19). Подпишите части среза стебля на данном рисунке
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок по теме: «Строение и функции клеток живого организма»
Цель: создать условия для продуктивной деятельность школьника направленной на достижение ими результатов
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconНаружные покровы тела человека. Строение и функции кожи
Найдите в пункте «Строение и функции кожи» п. 39, стр. 200, что такое волосы и ногти, в каком слое кожи они находятся?
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconТемы рефератов по курсу «Анатомия цнс»
Большой (конечный) мозг. Строение и функции плаща, базальных ядер, обонятельного мозга, желудочков. Состав подкоркового белого вещества....
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconГигиена зрения
Маргарет Д. Корбетт. Как приобрести хорошее зрение без очков. Руководство к быстрому улучшению зрения. М., 1990
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок №4 «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости...
Цель: Проверить себя как усвоил материал по теме: «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться, что готов изучить новый материал
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconТема: Кожа. Опорно-двигательная система органов
Выявить уровень знаний учащихся по теме «Кожа. Опорно-двигательная система органов»: о скелете человека, его строение
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок №1 гигиена зрения. Предупреждение глазных боллезней I. Требования (оргмомент)
Оснащение конкурса: пишущие машинки, секундамер, пюпитры, канцелярские наборы, наглядные пособия, ученическая доска
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconУрок по теме: «Побег и его строение. Стебель часть побега, его строение»
Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться
Урок по теме «Строение, функции и гигиена органов зрения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск