Номер учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
|
УЭ – 0
| Интегрирующая цель: в процессе учебной
работы над заданием ты должен:
а) на примере собаки домашней изучить строение систем органов – пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную;
б) отметить сходство их с соответствующими органами пресмыкающихся;
в) выявить более сложное строение млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися;
г) научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания;
д) объективно оценивать себя и свои возможности, подсчитывать баллы.
| Тема и цель урока записаны на доске
|
УЭ – 1 Проверка изученного материала
| Входной контроль. (5 баллов)
Цель: Проверить себя как усвоил материал по теме: «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться, что готов изучить новый материал.
Задание I. (4 балла).
Выполните тестовую работу. Внимательно прочитайте предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.
2. У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.
3. У всех млекопитающих, имеющих
волосяной покров, различают ость и подшерсток.
4. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся.
5. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей.
6. Более совершенный способ передвижения у млекопитающих связан с особенностями строения кисти и стопы.
7. В коже у большинства млекопитающих имеются потовые железы.
8. Длина шеи у млекопитающих, как и у птиц, определяется количеством шейных позвонков.
9. Основой плечевого пояса млекопитающих является лопатка.
10. У всех млекопитающих зубы разделяются на резцы, клыки и коренные.
Задание II. (5 баллов)
рассмотрите рисунок.
1. Что обозначено цифрами?
2. Назовите железы кожи у собаки.
3. Какое назначение имеет волосяной покров?
4. Какие волосы различают на теле млекопитающих?
5. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц? Задание III. (6 баллов).
Рассмотрите на рисунке скелет кролика Найдите все отделы скелета и отдельные кости. Составьте таблицу.
Скелет кролика
Отделы скелета
| Кости и их образующие
|
|
|
Какие отделы и кости скелета обозначены
цифрами 1-14?
Из каких отделов состоят – позвоночник
и задняя конечности млекопитающих?
За входной контроль поставь себе оценку в лист учета.
Если набрал 15 баллов – «отлично»
11-14 баллов – «хорошо»
до 7-8 баллов – «удовлетворительно»
6 баллов – «неудовлетворительно»
| Выполнять задания можно в любом порядке. Выполни задания (10 мин.) переходи к следующему учебному элементу. За каждый правильный ответ 1 балл.
Правильность выполнения зад. №3 проверяется путем фронтальной беседы с учителем За каждый правильный ответ получаешь дополнитель-ный балл
|
УЭ – 2
Изучение нового материала
| Цель: Самостоятельно изучить строение и пункции пищеварительной системы млекопитающих
Задание I.
1. Прочитайте самостоятельно в § 65 о строении и функциях пищеварительной системы.
2. Изучить рисунок 293, стр. 197 учебника.
3. Сравните пищеварительные системы млекопитающих и птиц.
Задание II.
Ответьте на вопросы устно.
1. Каково строение и назначение разных зубов собаки?
2. Каково строение и функции желудка?
3. У каких животных желудок имеет много камер?
4. Какие функции выполняет тонкая кишка?
5. У каких млекопитающих развита слепая кишка? Каковы ее функции? Проверь полученные самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитай количество получениях баллов и запиши в лист контроля. За 5 правильных ответов получаешь 5 баллов; за 4 - 4 б. и т. д.
| Самостоятельно Работайте в паре
Фронтальная беседа с учителем (за ответ 1 балл дополнительно)
|
УЭ – 3
| Цель: Самостоятельно изучить строение
кровеносной системы, дыхательной
системы.
1. Прослушайте сообщение о кровеносной системе млекопитающих, фиксируйте в тетрадь основные моменты лекции, постарайтесь записать основные термины.
2. Изучить самостоятельно материал на стр. 198 – 199 учебника. Изучите рисунок 295 на стр.198. Расскажите друг другу о строении сердца и движении крови по сосудам. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Задание I. (5 баллов).
Рассмотрите рисунок.
Каковы особенности строении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с другими классами позвоночных животных?
Ответьте на вопросы:
1. Что такое вены, артерия?
2. Где начинается большой круг кровообращения? Где заканчивается?
3. Что называется газообменом?
4. Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?
5. В чем преимущество кровеносной системы млекопитающих перед кровеносной системой пресмыкающихся?
Задание II. (2 балла).
Напиши, какой цифрой на рисунке обозначено сердце млекопитающего, а какими – сердца земноводных и пресмыкающихся? Объясните. Задание III. (3 балла).
1. Каковы особенности строения органов
дыхания млекопитающих?
2. Какую роль выполняют голосовые
связки в жизни млекопитающих?
3. Как осуществляется вдох?
|
Делайте записи в тетрадь
Работайте в паре
Работа с учителем
Самостоятельно
Работа в паре
|
УЭ – 4
Изучение нового материала
| Цель: Выяснить каковы особенности обмена
веществ, у млекопитающих.
Самостоятельно изучи материал на
странице 99 учебника. Задание I. (4 балла).
1. Что такое обмен веществ?
2. Какие вещества поступают из окружающий среды в организм млекопитающего?
3. Какие вещества удаляются из организма?
4. Для чего необходима энергия организму?
5. В связи с чем обмен веществ у млекопитающих происходит более активно, чем у земноводных и пресмыкающихся?
6. Что является органом выделения у
млекопитающих?
7. Где расположены почки?
8. Из каких органов состоит выделительная система?
Сделай вывод об обмене веществ у млекопитающих.
|
Работа с учителем За каждый правильный
ответ – 1 балл.
Заслушать ответ одного ученика
|
УЭ - 5
| ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
ЦЕЛЬ: Проверьте усвоение материала о внутренних органах млекопитающих. Задание I. (4 балла).
Установите взаимосвязь между строением и функциями органов млекопитающих. Для этого пользуясь текстом учебника и записями в тетради заполни таблицу:
Строение и функции внутренних органов:
Название системы
| Основные органы
| Функции
| Пищеварительная
Кровеносная
Дыхательная
Выделительная
|
|
|
Обсудите выполнение задания и оцените
свою работу в группе. Задание II. (6 баллов).
Докажите взаимосвязь строения систем органов с выполняемыми цифрами, для чего к цифрам (I-VI), обозначающим функции, подберите цифры (1-10), соответствующие их строению:
I - защита внутренних органов – осуществление движения.
II - удаление жидких продуктов распада
III - осуществление газообмена между
организмом и окружающей средой.
VI - связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое
V - переваривание пищи
VI - снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами, удаление из клеток, тканей, органов углекислого газа и жидких продуктов распада.
VII – терморегуляция.
1 - скелет состоит из большого количества костей.
2 - нервы подходит ко всем органам, в
в том числе к органам чувств
3 - к скелету прикрепляются мышцы.
4 - пищеварительная система снабжена
железами, выделяющими пищеварительный сок.
5 - зубы разделены на резцы, клыки и
коренные
6 - в коже расположены потовые железы.
7 - сок поджелудочной железы содержит
много ферментов.
8 - в легких разветвляются гонкие кровеносные сосуды – капилляры.
9 - в брюшной полости по сторонам от
поясничных позвонков расположены
почки.
10 - кровь движется по сосудам малого
и большого круга кровообращения.
Ответы сообщит учитель.
Набранное количество баллов запиши в
лист учета.
|
Работу выполняй самостоятельно в тетради
Работай самостоятельно
|
УЭ – 6
Подведение
итогов
| РЕЗЮМЕ.
Цель: Определи, усвоил ли цели и тему урока Задание I. (4 балла).
Прочитай текст, вместо точек поставь
слова: Совокупность органов, выполняющих .... называется ... . Строение органов соответствует ... . Высокий уровень обмена веществ у млекопитающих обеспечивается совершенным строением органов………. Благодаря высокому………
| Подсчитай
количество
баллов,
которые ты
набрал при
выполнении
заданий
|