Скачать 230.34 Kb.
|
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учителей биологии для аттестации на первую и высшую категорию Раздел 1. Перечень элементов содержания 1 Биология как наука. Методы научного познания 1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция. 2 Клетка как биологическая система 2.1 Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. 2.2 Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. 2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. 2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. 2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. 2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический _______код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. 2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. 3 Организм как биологическая система 3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. БИОЛОГИЯ, 11 класс © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4 3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. 3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. 3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем крещивания. 3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. 3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. 3.8 Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. 3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии 4 Система и многообразие органического мира 4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. 4.2 Царство бактерий, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. 4.3 Царство грибов, их строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. 4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. 4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека. 4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. 4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов животных. 5 Организм человека и его здоровье 5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. 5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. 5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. 5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. 5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. 5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение, перегрев). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 6 Эволюция живой природы 6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. 6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. 6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. 6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ним человека. 7 Экосистемы и присущие им закономерности 7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор. 7.2 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания). 7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием . 6 Эволюция живой природы 6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. 6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. 6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. 6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ним человека. 7 Экосистемы и присущие им закономерности 7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор. 7.2 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания). 7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием БИОЛОГИЯ, 11 класс © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7 7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. 7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде. Вопросы для собеседования по биологии на 1 категорию Вопросы по методике преподавания биологии (на первую категорию)
Вопросы по нормативно - правовой базе (на первую категорию)
Вопросы по содержанию предмета на первую категорию
Экзаменационные билеты по биологии (на первую категорию) Билет 1.
Билет 2.
Билет 3.
Билет 4.
Билет 5.
Билет 6.
Билет 7.
Билет 8.
Билет 9.
Билет 10.
Билет 11.
Билет 12.
Билет 13.
Билет 14.
Билет 15.
Вопросы для собеседования на высшую категорию Вопросы по методике преподавания биологии на высшую категорию
Вопросы по нормативно - правовой базе на высшую категорию
Вопросы по содержанию биологии на высшую категорию
Экзаменационные билеты по биологии на высшую категорию Билет 1.
Билет 2.
Билет 3.
Билет 4.
Билет 5.
Билет 6.
Билет 7.
Билет 8.
Билет 9.
Билет 10.
Билет 11.
Билет 12.
Билет 13.
Билет 14.
Билет 15.
|
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки... Контролируемые элементы содержания для выпускников XI классов по биологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данные задачи реализовывались всем педагогическим коллективом, обладающим достаточно высоким профессиональным уровнем: высшую категорию... | ||
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки... Цельурока: Изучить особенности строения предельных углеводородов, их физические и химические свойства | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки... Конкретизированные произведения разных авторов представлены с учетом используемых в общеобразовательной школе (с 5 по 9 классы) массовых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят 3учителя: 1химик-биолог, 1географ, Бочарова В. Г. кл руководитель 11 класса, вела в этом классе географию. 1 член... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из них 12 учителей, 2 воспитателя гпд и психолог. 13 человек имеют высшую квалификационную категорию, 1 – первую квалификационную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2007-2008 учебном году в школе обучается 90 детей в 10 классах-комплектах. 2и 3 классы в школе объединены. Работают 20 учителей,... | Тесты для руководящих и педагогическихработников общеобразовательных... Нормативно –правовая база управленческой деятельности образовательных учреждений (общая часть для руководителей образовательных учреждений,... | ||
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов в 2012-2013 учебном год Гпд. Из них высшее образование имеют 20 чел. Среднее педагогическое 1 чел. Продолжают учиться в вузах 1 чел. Из учителей начальной... | Отчет о проделанной работе за 2013 год комитет по специальности «рентгенология» С января месяца нашим комитетом проведено 5 заседаний, в ходе которых было аттестовано 43 рентгенлаборанта лпу города и края, из... | ||
Совершенствование учительского корпуса Осуществляли педагогическую деятельность 29 педагогических работников. Имеют соответствующие категории: высшую квалификационную категорию-15... | Справочник путеводитель Составитель: Тараканова Г. И., зам директора... Волгоградской области с целью оказания помощи педагогам школы в разъяснении прохождения аттестации на первую и высшую квалификационную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят 5учителей: 3 химика-биолога, 1географ, Евсюткина О. С. кл руководитель 9б класса, вела в этом классе биологию.... | Икт в контроле и оценке качества знаний в начальных классах Демонстрационный вариант теста в 2009-2010 учебном году, предлагаемый для прохождения аттестации учителей начальных классов на вторую,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из 40 педагогов 11 имеют высшую квалификационную категорию,21 – первую. 4 человека награждены нагрудным знаком «Почетный работник... | Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных... В мбоу сош с. Новый Артаул учителей работают 6 учителей. Из них имеют высшее образование – Высшую квалификационную категорию имеют... |