Рабочая программа по биологии
10 класс
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2010. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 2, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме (68 часов) из расчета 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество зачетов за год – 2
Количество лабораторных работ за год – 8
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:
1. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Кириленко А.А., Колесников С.И. Легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.
2. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровень. Легион. Ростов-на-дону,2010 г.
Биология. Сборник задач по генетике. Базовый. Повышенный, высокий уровни. ЕГЭ. Кириленко А.А. Легион, Ростов-на-Дону, 2012
Молекулярная биология. Сборник заданий дл подготовки к ЕГЭ: уровни А,В, и С., Кириленко А. А., легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Учебный план МБОУ Лесоперевалочная СОШ №-2 на 2013-2014 учебный год
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
Устав школы, положение о рабочей программе.
Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
3. Цели изучения курса
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Краткая характеристика.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и спецификой классного коллектива.
В целом класс разнородный с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, мышления, мотивации к учебе. Это обусловило необходимость использования в работе разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения,
- объяснительно-иллюстративного обучения,
- дифференцированного обучения,
- технология проблемного подхода.
- деятельностный подход.
Место учебного предмета.
В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе отводится 1 час в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 1 час в неделю, 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10 – 2 час в неделю на базовом уровне, всего 68 часов в год; 11 класс – 1 час (социально-гуманитарный профиль).
Содержание курса
68 часов (63 часов + 5 часов резерв)
Раздел 1
Биология как наука.
Методы научного познания (5 часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа).
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
(3 часа).
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
Раздел 2
Клетка (29 часов)
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2. Химический состав клетки (10 часов)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2.3. Строение клетки (9 часов)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)
ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекул ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль кодов в биосинтезе белка.
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.
Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.
Раздел 3
Организм (11 часов)
Тема 3.Размножение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
(11 часов ) Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (17 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (6 часа)
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
В рабочую программу внесены изменения:
При увеличении количества часов на 1 час в неделю появляется возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, провести больше лабораторных и практических работ, а также отводится время для обобщения и повторения изученного материала. Так, увеличена тема «Биология как наука. Методы научного познания» на 1 час, (всего 5); тема «Клетка» объединяет «Химическое строение клетки», «Строение клетки» и «Обмен веществ в клетке» - выделено 29 часов ( в базовом 13 часов). Тема «Организм» включает в себя подтемы «Размножение организмов» и «Развитие организмов» - 11 часов, в базовом 6 часов; на тему «Генетика» выделено 17 часов (в базовом – 7 часов). Тема «Генетика человека» - 6 часов (в базовом 3 часа). Всего было добавлено 35 часов.
Региональный компонент: вирусные заболевания и бактериальные заболевания, встречающиеся в Хакасии, меры профилактики и борьбы с ними; этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний республики; прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики; медицинская генетика в Хакасии; профилактика курения, наркомании и алкоголизма в Хакасии, статистика рождения детей в республике с патологиями развития.
Практические навыки по биологии в старшей школе связаны с умением анализировать наблюдения, обобщать полученные общебиологические знания и применять их на практике. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на уроках различных тем курса.
4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии
на 2013-2014 учебный год
10 класс
№
| Раздел (тема) курса
| Кол-во часов
| Сроки изучения
| Контрольная работа, дата проведения
| Лабораторная работа, дата проведения
| 1.
| Биология как наука. Методы научного познания.
| 5
|
| Зачет № 1
|
| 2.
| Клетка.
*Химическая организация клетки.
*Клетка – структурная единица живого.
*Обмен веществ и энергии в клетке.
| 29
|
| К.р. № 1
К.р. № 2
К.р. № 3
| Л.р. № 1
Л.р. № 2
Л.р. № 3
| 3.
| Организм.
| 11
|
| Зачет № 2
| Л.р. № 4
| 4.
| Основы генетики.
| 17
|
| К.р. № 4
| Л.р. № 5
Л.р. № 6
Л.р. № 7
| 5.
| Генетика человека.
| 6
|
|
| Л.р. № 8
| 5. Структура курса
№
| Модуль (глава)
| Количество часов
| 1.
| Биология как наука. Методы научного познания.
| 5
| 2.
| Клетка.
| 29
| 3.
| Организм.
| 11
| 4.
| Основы генетики.
| 17
| 5.
| Генетика человека.
| 6
| Итого
| 68
| |