Скачать 203.23 Kb.
|
МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии Горбунова Г.И. Сосновка 2012 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, а также использована программа для общеобразовательных учреждений . Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2009, (авт. Пасечник В.В. и др.). Рабочая программа полностью отражает содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание». Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 68 часов). В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле. Также обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; - человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; - методах познания живой природы; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; - использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; - работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; - проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; - культуры поведения в природе; - иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; - оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В результате изучения предмета выпускники основной школы должны: Называть: - общие признаки живых организмов; - признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; - причины и результаты эволюции; - приводить примеры - усложнения растений и животных в процессе эволюции; - природных и искусственных сообществ; - изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; - наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; Характеризовать: - строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; - деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; - строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма; - обмен веществ и превращение энергии; - роль ферментов и витаминов в организме; - особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); - дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; - иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; - размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; - вирусы как неклеточные формы жизни; -среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); - природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; -искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; Обосновывать: -взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; - родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; - особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; - роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; - влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; - меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия; - влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; - роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; Распознавать: - организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; - клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; - наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы; Сравнивать: - строение и функции клеток растений и животных; - организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; - семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы; Применять знания: - о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; - о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; - о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; - о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; - о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов; Делать выводы: - о клеточном строении организмов всех царств; - о родстве и единстве органического мира; - об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных; Наблюдать: - сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; Соблюдать правила: - приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; - наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; - проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; - бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; - здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями Распределение часов программы по темам.
Календарно – тематическое планирование к программе по темам урока.
Литература Литература для учителя: 1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М 3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005. 4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1986. 5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005. 6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003. 7. КаменскаяА.А., Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Общая биология 10-11 класс"Москва: Дрофа, 2007. 8. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002. 9.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006. 10. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. - М.: Просвещение, 1985. 11. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. - М.: Лист, 1999. 12. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003. 13. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002. 14.Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002 15. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004. 16.Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ "Сфера", 2003. 17. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005. 18. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; 19. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; 20. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. Литература для учащихся: 1.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006. 2.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005. 3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003. 4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. 5.Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002. 6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006. 7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003. 8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004. 9.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002. 10. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: А.А. Биология. - Киев: Высшэйшая школа, 1987. 11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005. Электронные издания: 1.Открытая Биология 2.6. - Издательство "Новый диск", 2005. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО "1 С", 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова 2.Открытая Биология 2.5 - ООО "Физикон", 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. |
Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012... В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | ||
Рабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю.... Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка | Рабочая программа учебного курса биологии в 6 классе Составитель:... Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7... Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов | ||
Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов... | ||
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | Рабочая программа по Биологии для 6 а, класса на 2012-13 учебный... Председатель мо /Кулигина И. А./ Директор школы /Косач Г. А | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Рабочая программа по биологии 6-9 классы пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах основной общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс.... Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение... | Рабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева» |