Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43 города Тюмени
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель Заместитель директора по УВР Директор
МО естественно-математических наук, МАОУ СОШ №43 города Тюмени МАОУ СОШ №43 города Тюмени
физкультуры и технологии __________ Г.В. Джатиева _______Т.А. Диянова
МАОУ СОШ №43 города Тюмени 28.08.2013 29.08.2013
_____________Е.Н. Попова
Протокол №1 от 27.08.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 6 класса
(общеобразовательный уровень)
Учитель: Дмитриева Ирина Николаевна
высшая квалификационная категория
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 6 класса составленана основе:
Примерная государственная программа по биологии для общеобразовательных школ на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Москва. Дрофа. 2011 г.
Программапод руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова). 6 класс. Биология. - М.: Дрофа, 2010;.
Учебник. Биология. Бактерии, грибы, растения. В.В.Пасечник, Дрофа2005-2010 г.
Печатная тетрадь.В.В.Пасечник.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объеты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
Лабораторных работ – 6 часов. Соответствие требованиям ФК ГОС:
Цель: усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей
задачи
| Содержаниеобразования
| Приемы и способыдеятельности
| Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники. Природныесообщества.
| Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.
| Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Внешнее строение корневища и клубня.
| Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.
| Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
| Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Строение растительной клетки. Строение семени.
Строение корня. Строение почки.
Строение листа.
Строение стебля.
Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия. Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли.
Отдел Мохообразные.
Папоротникообразные.
Отдел Голосеменные.
Строение бактерий.
Плесневыегрибы.
| Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.
| Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
| Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли.
Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природноесообщество. Приспособленностьрастений
| Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.
| Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. ЦарствоБактерии. ЦарствоГрибы. Лишайники. Природныесообщества.
| Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.
| Предметно - информационная
| Деятельностно - коммуникативная
| иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
Знать растительный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка
| владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
| Ценностно - ориентационная
| осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.
|
Тематический план
№
| Название темы раздела
| Кол-во часов
| теория
| лаб. работы
| 1
| Введение.
| 1
| -
| 2
| Раздел 1. Клеточное строение организмов
| 4
| 2
| 3
| Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы
| 4
| -
| 4
| Раздел 3. Царство растения
| 5
| -
| 5
| Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений
| 8
| 3
| 6
| Раздел 5. Жизнь растений
| 6
| -
| 7
| Раздел 6. Классификация растений
| 4
| -
| 8
| Раздел 7. Природные сообщества
| 1
| 1
| 9
| Раздел 8. Развитие растительного мира
| 1
| -
|
| Итого:
| 34
| 6
| Основное содержание программы
Введение (1 ч.)
Раздел 1. Клеточное строение организмов (4 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
№1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
№2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2. Царство Бактерии и Грибы (4 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Раздел 3. Царство растения (5 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
№3. Изучение строения цветка.
№4. Ознакомление с различными видами соцветий.
№5. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Раздел 5. Жизнь растений (6 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 6. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Раздел 7. Природные сообщества (1 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
№6. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Раздел 8. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Выполнение практической части учебного курса БИОЛОГИИ в 6 классе.
№ урока п/п
| № урока в четверти
| Тема урока
| Тема лабораторной
работы
| 1 четверть
| 2
| 2
| Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
| Лр.№1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».
| 4
| 4
| Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».
| Л.р. №2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
| 3 четверть
| 20
| 4
| Цветок и его строение.
| Л.р. №3 «Изучение строения цветка».
| 21
| 5
| Соцветия.
| Л.р.№4. «Ознакомление с типами соцветий».
| 22
| 6
| Плоды и их классификация
| Л.р. №5 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».
| 4 четверть
| 33
| 7
| Основные экологические факторы, их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
| Л.р.№6 «Изучение особенностей строения различных экологических групп растений».
| |