Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В.





Скачать 163.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В.
Дата публикации24.09.2014
Размер163.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Заместитель директора Приказ №__68___

методического совета по учебной работе от 06.08. 2013 г.

Протокол № 1 ________/С.В.Трубина/ Директор школы:

от 06.08.2013 г. ______/Л.П.Берестова/

Рабочая программа по биологии 10 класс
составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника.

Биология 10-11 класс. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В


Составитель: Матина Т.В.

учитель химии и биологии

Рабочая программа 10 класс «Биология»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д ООО Глобус 2009г. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часа в год соответственно.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2007.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учеников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учеников по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы.

Введение

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Основы цитологии

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Учащиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

Учащиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.

Лабораторная работа

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.

Учащиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

Учащиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Основы генетики

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Учащиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

Учащиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.

Лабораторная работа Решение генетических задач.

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Учащиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

Учащиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости,

Повторение

Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.

Учебно-тематический план

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1.Введение

2

Текущий контроль

2.Основы цитологии

15

Лабораторная работа-2

Текущий контроль

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

Текущий контроль

4.Основы генетики

8

Лабораторная работа-1

Текущий контроль

5.Генетика человека

2

Текущий контроль

6.Повторение

1

Текущий контроль



Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс ( 35часа 1 час в неделю)



п/п



Дата

Тема урока

Задачи

оборудование

Планируемые результаты

Лаб. и прак. работы

Домашнее

задание

Дата теоретическая

Дата фактическая

Введение – 2 часа

1

Инструктаж ТБ. Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.










§1,2

4.09




2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.







§3,4.

11.09




Основы цитологии - 15 часов

3

Клеточная теория, особенности химического состава клетки

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Таблицы, микроскоп

знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.


Лаб.работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.»


§5,6

18.09




4

Неорганические вещества клетки.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

таблицы




§7,8

25.09




5

Органические молекулы: углеводы, лип иды.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Познакомить с функциями белков. Значение белков в организме человека

таблицы




§9,10

2.10




6

Белки – биологические полимеры.

Функции белков

таблицы

Лаб.работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

§11

9.10




7

Нуклеиновые кислоты

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

таблицы




§12

16.10




8

АТФ и другие органические соединения клетки.

Познакомить с образованием АТФ.







§13

23.10




9

Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.

таблицы




§14,15

30.10




10

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

таблицы




§16,17

13.11




11

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

Показать сходство и различие прокариотических и эукариотических клеток







§18,19

20.11




12

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусы – неклеточные формы

таблицы




§20

27.11




13

Обмен веществ.. и энергетический обмен в клетке.

Организм единое целое. Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.







§21,22

4.12




14

Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

таблицы




§23-25

11.12




15

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Ген. Генетический код.

таблицы




§26

18.12




16

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Значение транскрипции и трансляции в клетке и организме.

таблицы




§27

25.12




17

Обобщающий урок «Основы цитологии»

Обобщить и закрепить знания за курс «Основы цитологии»




Контрольное тестирование




15.01




Размножение и индивидуальное развитие организмов - 7 часов

18

Жизненный цикл клетки.






знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.




§28

22.01




19

Митоз. Амитоз.

Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов.

таблицы




§29

29.01




20

Мейоз.

Значение мейоза

таблицы




§30

5.02




21

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.







§31

12.02




22

Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение.







§32-34

19.02




23

Онтогенез. Эмбриональный период

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.

таблицы




§35,36

26.02




24

Онтогенез. Постэмбриональный период.







§37

5.03




Основы генетики – 7 часов

25

Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

таблицы

знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.


Лаб.работа №3 «Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.»

§38,39

12.03




26

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.




§40,41

19.03




27

Взаимодействие неаллельных генов.




§43

2.04




28

Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования







§42,44

9.04




29

Генетика определения пола

Репродуктивное здоровье







§45

16.04




30

Изменчивость.










§46

23.04




31

Виды мутаций. Причины мутаций.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.







§47,48

30.04




32

Обобщающий урок «Основы генетики»

Обобщить и закрепить знания за курс «Основы генетики»




Контрольное тестирование




7.05




Генетика человека – 2часа

33

Методы исследования генетики человека.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.




знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости




§49

14.05




34

Генетика и здоровье.







§50,51

21.05




35

Итоговая контрольная работа.


Обобщить и закрепить знания за курс







Контрольное тестирование




28.05




Литература и средство обучения:

  • .Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2007.

  • Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconАннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconАннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В. iconРабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе...
Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск