Скачать 85.94 Kb.
|
Урок биологии в 8-м классе "Гормоны — дирижеры жизни" Учитель биологии МКОУ СОШ №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна Цель урока: Создать представления об эндокринной системе, железах внутренней секреции, гормонах, и их свойствах и значении в жизнедеятельности организма . Оборудование: таблицы с изображением желез внутренней секреции, лекарственные препараты (йод актив, йодомарин…), рисунки учебника на стр.44, 47. индивидуальные карточки. Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Прессинг-опрос (разминка). Вопрос-ответ. Рефлекс, нейрон, виды рефлексов, ткань, орган, системы органов? Сколько отделов имеет головной мозг млекопитающих? К какому отделу относятся мозжечок, спиной мозг, нервные окончания? 2. Работа по карточкам. (для слабых учеников) Подберите пары.
3. Фронтальный опрос с использованием вопросов 1-9 рубрики «Проверь свои знания», стр. 40 учебника. 4. Дайте характеристику нервной ткани . II. Изучение новой темы Учитель. Гормоны – дирижеры жизни. Кто такие дирижёры? Почему гормоны называют дирижерами жизни? На этот вопрос мы постараемся ответить в течение нашего урока. Все процессы в организме человека регулируются и контролируются нервной системой и железами эндокринного аппарата (гуморальная регуляция). Гуморальная регуляция – это регуляция, осуществляемая с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются в кровь (учащиеся записывают определение в тетрадь). Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Они очень активны ,действуют даже в ничтожно малых количествах. Всего желез внутренней секреции около десятка. Например: поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники и т.д. (Демонстрация таблицы.) Человек может прожить с одним лёгким, с одной почкой, без желудка, но он умрёт, если удалить маленькие надпочечники или гипофиз. Эти маленькие органы часто называют маленькими железками большого значения. Все железы образуют эндокринную систему, а изучает деятельность Ж.В.С. наука эндокринология. Сегодня на уроке при помощи врачей-эндокринологов постараемся узнать влияние гипофиза, щитовидной железы на наш организм. Учащиеся слушают выступления, заполняют таблицу. Таблица Железы внутренней секреции
Выступление врача-эндокринолога(1) Гипофиз самая маленькая железа нашего организма, её вес 0,5г. Находится она в головном мозге. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов , один из которых гормон роста - соматотропин. Люди у которых гормон роста по тем или иным причинам вырабатывается в избытке, страдают заболеванием – акромегалия (гигантизм). Одна из причин этого недуга – опухоли гипофиза, в результате развития которых производство соматотропина возрастает. В результате у больного увеличиваются кисти рук, стопы, нижняя челюсть, нос и даже язык. Самый высокий в мире человек живет сейчас под Житомиром – Леонид Стадник , его рост - 2 метра 55 сантиметров 6 миллиметров (данные за 2004 г ) в свои 33 года он продолжает расти. Леонид еще обладатель самой большой руки : его ладонь в длину 31 сантиметр (мировой рекорд - 27 см). трехлитровая банка в ней смотрится стаканом. Леонид считает, что во всем виноваты врачи, нашедшие в 13 лет у него в мозгу доброкачественную опухоль, удалившие её, но задевшие при этом гипофиз. С тех пор Л. Стадник начал расти как на дрожжах. При недостатке соматотропина - рост замедляется, развивается карликовость. У карликов обычно высокий голос, тонкие волосы и мелкие черты лица; они, как правило, бесплодны, а их половые органы недоразвиты. Вместе с тем умственное развитие людей с недостатком гормона роста находится в норме, порой у них хорошая память, хотя психика носит оттенок «детскости». Пока рост скелета ещё не закончился , карликовость можно вылечить с помощью инъекций гормона роста. В настоящее время гормональная терапия помогает детям, с дефицитом соматотропина, нормально расти. При длительном лечении они могут достичь вполне удовлетворительных параметров физического развития. Роль гипофиза столь велика, что удаление или повреждение его приводят к очень тяжёлым нарушениям. Например, преждевременная старость, в 15 лет человек может выглядеть, как 80-ний, ожирение, уродливое увеличение носа, ног, рук. Изучено влияние гормонов гипофиза на половые железы. щитовидную железу и надпочечники. Выступление врача- эндокринолога.(2) Щитовидная железа. Вес – 25-30г. Один из хрящей, которые образуют дыхательное горло- гортань, имеет форму щита и называется щитовидным. Так же называется и расположенная возле него железа. Она выделяет гормон- тироксин. Если много выделяется тироксина, то может развиться «Базедова болезнь». В результате гормон становится ядом для организма, вызывается жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии поэтому больные жалуются на общую слабость, раздражительность, плаксивость, потливость, пучеглазие, дрожание рук. В состав тироксина входит йод. Если йода в пище или в воде мало, железа не может вырабатывать нужное количество гормона. При этом происходит её увеличение, образуется зоб или развивается микседема. О таком больном говорят: Впечатление такое, что человека разбудили посреди глубокого сна. Разговорить, расшевелить, заинтересовать его чрезвычайно трудно. Хорошие новости не радуют, настроение на нуле, все из рук валится. Он с трудом включается в разговор. не удерживает в памяти нужную информацию. В еде умерен, но быстро набирает лишние килограммы. Кожа делается сухой, лицо - отечным, ногти - ломкими, а волосы тускнеют, секутся и выпадают пучками. Беспокоят одышка и боль в сердце Учитель. Нехватка йода в организме может проявляться по-разному. Предлагаю вам самостоятельно поработать с текстом. Самостоятельная работа №1 Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы (устно); Какое заболевание со временем развилось у Н.К. Крупской? Что послужило развитию данной болезни? Как проявлялось данное заболевание? Текст №1. История звёздной болезни. Последовавшая за супругом в сибирскую ссылку Наденька Крупская удивляла местных жителей роскошной девичьей косой, которую замужней женщине полагалось прятать под платок. На третьем году жизни в Шушенском коса изрядно поредела, а у сельских кумушек появилась новая тема для пересудов: молодая жена распылилась, подурнела и главное – всё ещё не осчастливила мужа младенцем. Причина несостоявшегося материнства – дефицит йода в районе впадения реки Большая Шушь в Енисей, где проживали новобрачные. Со временем у Крупской развилась микседема, превратившая прелестную пышноволосую девушку в медлительную отечную старуху с «прилизанной» причёской и тощим пучком на затылке. Учитель. Как еще может проявиться йодная недостаточность? Самостоятельная работа (№2) с аннотацией к БАД Йод–актив Задание. Прочитайте текст, выпишите 3-4 примера проявления йодной недостаточности в тетрадь. Текст №2. Проявление йодной недостаточности. Эмоциональные: раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, приступы необъяснимой тоски, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта; появление частых головных болей из-за повышения внутричерепного давления. Кордеологические: атеросклероз, стойкий к лечению диетой и лекарствами; аритмия, при которой применение специальных препаратов не даёт ощутимого и длительного эффекта; повышение диастолического (нижнего) давления из-за отёчности сосудистых стенок. Анемические: снижение уровня гемоглобина в крови, при котором лечение препаратами железа даёт лишь скромный результат. Иммунодефицитные: частые инфекционные и простудные заболевания; ослабление иммунитета возникает даже при незначительном снижении функции щитовидной железы. Остеохондрозные: слабость и мышечные боли в руках; грудной или поясничный радикулит, при которых традиционное лечение не эффективно. Отёчные: отёки вокруг глаз или общие, при которых систематический приём мочегонных препаратов усугубляет состояние, формируя зависимость от них. Бронхолёгочные: отёчность дыхательных путей, приводящая к хроническому бронхиту и ОРЗ. Гинекологические: нарушение менструальной функции; нерегулярность месячных, иногда их отсутствие; бесплодие; мастопатия, раздражение и трещины сосков. Учитель. Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. С давних времен люди защищали щитовидную железу. Знаменитый средневековый философ Альберт Великий советовал ученикам носить на шее сухие веточки лапчатки. Красавицы прошлых времён были крайне разборчивы в выборе бус и содержимого ладанки, которую вешали на шею: не всякий камень и не каждое растение служили на пользу щитовидной железе. По древним поверьям мистической властью над ней обладает янтарь, успокаивающий и приводящий в равновесие расстроенные функции организма. Американские эндокринологи наряду с традиционным лечением до сих пор прописывают своим пациентам…янтарные бусы. Выступления учащихся. Реклама некоторых лекарственных препаратов, продуктов: - Йодомарин – просто, для здоровья, ума и роста! - Если простуда и грипп одолели вот йод–актив, чтобы вы не болели! - Ролтон добавил йод, чтобы был здоров народ! Чтобы «щит» вашего тела служил организму, ведите здоровый образ жизни и укрепляйте щитовидную железу продуктами содержащими йод. Морская капуста (ламинария), чеснок, черемша, мясо морской рыбы, мед, орехи, йодированные соль, молоко, хлеб , яйца. III. Закрепление изученного материала
О подобном знакомом говорят – не человек, а комок нервов. Заводится с полоборота! Опоздайте на встречу с ним на 5 минут - рассорится с вами на всю жизнь, угостите пересоленным супом – запустит в вас тарелкой. На месте ему не сидится; мечется из угла в угол, все время что-то теребит в дрожащих руках. Одет легко, пальто и куртка нараспашку. Ест много и тем не менее худеет. У него большие лихорадочно блестящие глаза навыкате, частый пульс, Жалуется на бессонницу, слабость. (гипертиреоз - базедова болезнь)- IV. Домашнее задание Изучить текст учебника на стр. 44-47, закончить оформление таблицы в тетради. Ответить на вопросы рубрики « Проверь свои знания» |
Исследование гормоны Это огромное количество молекул гормонов делает возможным их влияние на каждую отдельную клетку организма и регуляцию ее специфических... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | ||
Реферат по анатомии на тему: Гормоны Химическая система связи взаимодействует с нервной системой; так, некоторые гормоны функционируют в качестве медиаторов (посредников)... | Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология» Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Урока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма» Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов.... | ||
Урок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах» Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках... | Урок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц» Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц» | ||
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в 6-м классе и реализуется в учебнике по биологии для 5-6 классов... | Урок биологии в 11 классе на тему «вирусы неклеточные формы жизни» Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об... | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | «Здравствуй, школа» (урок в 1 классе) (1 сентября) Задачи Поздравляю вас с началом школьной жизни! Желаю вам всем успехов! Начинаем наш первый урок… | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... |