Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов





Скачать 100.07 Kb.
НазваниеУрок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов
Дата публикации07.08.2013
Размер100.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Учитель: Шангареева Назифа Загитовна

Дата проведения: 29.11.2012 г.
Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:

образовательные

-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

-формирование научного мировоззрения;

-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:

-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

-раздаточный материал для сбора модели клетки;

-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

-микроскопы;

-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:
1.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
2. Проверка домашнего задания.

Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.

Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Цитоплазма.

В.Митохондрии.

Г.Эндоплазматическая сеть.
2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных.
3)К прокариотам относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения.
4)Правильно ли утверждение?

Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.

Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Митохондрии.

В.Эндоплазматическая сеть.

Г.Рибосомы.
2)Лизосомы не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения.
4)Правильно ли утверждение?

Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.

5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
4.Взаимопроверка. ( 2мин.)

Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.

(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)

Ответы:

В1. В.2

1)Б 1)Г

2)А 2)А

3)В 3)В

4)Да 4)Да

5)Ядра 5)Ядра
5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)

А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?

Какая же цель урока?
(На доске) Число.

Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.

(записи в тетради, 1мин.)

6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.

(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)

Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.

3).Найденные данные вписать в таблицу.

4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий.
Исследовательская работа – моделирование клетки.

1группа

Растительная клетка.

Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа

Животная клетка.
Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа

Грибная клетка.
Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.


Признаки

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки

грибов

Способ питания


Автотрофы


Гетеротрофы

Гетеротрофы:

сапрофиты, симбионты, паразиты



Клеточная стенка

Есть.

Клетка не меняет своей формы

Нет.

Клетка может менять свою форму

Есть.

Клетка не меняет своей формы



Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.



Нет.




Нет.



Вакуоли

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.



Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.


Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод


Крахмал


Гликоген


Гликоген

Способ хранения питательных веществ


В вакуолях



В клеточных включениях


В вакуолях

Центриоли

Нет

Есть

Есть

Деление

Образуются перегородки между дочерними клетками

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками


7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.

2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.
7.Физкульминутка.(1мин.)

8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.)

Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).

Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)

Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)

Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.

9. Закрепление знаний(10 мин.)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

Цель:

рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:

микроскопы,

готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,

таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы.

На уроке:

-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;

-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;

- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:

-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;

-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?

-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

10.Гимнастика для глаз. (1мин.)

11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.)
12.Выставление оценок. (1мин.)

13. Домашнее задание: (1мин.)

1)§19.

2) Оформить лабораторную работу.

3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.

14.Рефлексия. (1мин.)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

-для меня было открытием то, что ……….

-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………
Урок закончен, до свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выписать сходства и различия растительных, животных и бактериальных клеток. Стр. 63, 72
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconЦарство грибов Открытый урок Цели и задачи
Формировать представления о роли грибов в жизни растений, животных леса и человека
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconУрок по теме «Одноклеточные животные»
Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconЗ. Н. Рябинина Начальник уадипк / О. М. Мысенко
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconСтроение клеток растений и грибов
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Углубить знания обучающихся о строении цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений подвести к выводу...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconТематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы...
З: систематику человека, черты сходства человека и животных, сходство и различия человека и человекообразных обезьян : Уработать...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: выяснить общие для всех растений признаки, черты сходства и различия травянистых растений, деревьев и кустарников, познакомить...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПравила : здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения...
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconКонспект урока по биологии на тему: «Нуклеиновые кислоты»
Образовательные: Дать знания о нуклеиновых кислотах, раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и рнк; определить черты...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с разнообразием...
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconУрок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана»
Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconКонспект урока с использованием интерактивной доски, цор тема урока:...
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов iconУрок орксэ в 4 классе на тем у : «Сходства и различия в религиях»
Цели урока: через самостоятельную деятельность учащихся, используя икт технологии, систематизировать и обобщить знания по христианству...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск