Скачать 100.07 Kb.
|
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Учитель: Шангареева Назифа Загитовна Дата проведения: 29.11.2012 г. Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов. Задачи урока: образовательные -формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы; развивающие: - развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; - развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний; -создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность; - совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом; воспитательные -формирование научного мировоззрения; -выработка коммуникативных навыков при работе в группе; -воспитывать интерес к познанию живой природы. Оборудование: -таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов; -раздаточный материал для сбора модели клетки; -раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы; -микроскопы; -готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор). Тип урока: комбинированный. Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение. Формы работы: групповая, индивидуальная. Ход урока: 1.Организационный момент. (2мин.) Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу. 2. Проверка домашнего задания. Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку. (Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.) Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток. Вариант1. Выбрать один правильный ответ: 1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот: А.Оформленное ядро. Б.Цитоплазма. В.Митохондрии. Г.Эндоплазматическая сеть. 2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках: А.Бактерий. Б.Растений. В.Животных. Г.Всех перечисленных. 3)К прокариотам относятся: А.Грибы. Б.Животные. В.Бактерии. Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение? Кольцевая ДНК характерна для бактерий. 5)Вставьте пропущенное слово: Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют……….. Вариант 2. Выбрать один правильный ответ: 1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот: А.Оформленное ядро. Б.Митохондрии. В.Эндоплазматическая сеть. Г.Рибосомы. 2)Лизосомы не встречается в клетках: А.Бактерий. Б.Растений. В.Животных. Г.Всех перечисленных. 3)К эукариотам не относятся: А.Грибы. Б.Животные. В.Бактерии. Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение? Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы. 5)Вставьте пропущенное слово: Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют……….. 4.Взаимопроверка. ( 2мин.) Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку. (Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.) Ответы: В1. В.2 1)Б 1)Г 2)А 2)А 3)В 3)В 4)Да 4)Да 5)Ядра 5)Ядра 5.Постановка проблемной задачи: (1мин.) Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра) А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются? Какая же цель урока? (На доске) Число. Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины. (записи в тетради, 1мин.) 6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки. (выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.) Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий. 3).Найденные данные вписать в таблицу. 4).Чем объясняются эти сходства и различия? Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Исследовательская работа – моделирование клетки. 1группа Растительная клетка. Задание: 1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений . 2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов. 3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради. 4.Чем объясняются эти сходства и различия? Исследовательская работа – моделирование клетки. 2группа Животная клетка. Задание: 1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных. 2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов. 3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради. 4.Чем объясняются эти сходства и различия? Исследовательская работа – моделирование клетки. 3группа Грибная клетка. Задание: 1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия? 2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных. 3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради. 4.Чем объясняются эти сходства и различия? Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки? Выводы: (1мин.) 1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения. 2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями. 7.Физкульминутка.(1мин.) 8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.) Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ). Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой) Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания) Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе. 9. Закрепление знаний(10 мин.) Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б. Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах. Цель: рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток. Ход работы. На уроке: -рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток; -зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке; - подпишите их основные части, видимые в микроскоп. Дома: -сравните строение растительной, грибной и животной клеток; -о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? -о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? 10.Гимнастика для глаз. (1мин.) 11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да) Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.) 12.Выставление оценок. (1мин.) 13. Домашнее задание: (1мин.) 1)§19. 2) Оформить лабораторную работу. 3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки. 14.Рефлексия. (1мин.) Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать: -для меня было открытием то, что ………. -сегодня мне на уроке удалось (не удалось) ………… Урок закончен, до свидания. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной... | Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выписать сходства и различия растительных, животных и бактериальных клеток. Стр. 63, 72 | Царство грибов Открытый урок Цели и задачи Формировать представления о роли грибов в жизни растений, животных леса и человека | ||
Урок по теме «Одноклеточные животные» Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных... | З. Н. Рябинина Начальник уадипк / О. М. Мысенко Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах | ||
Строение клеток растений и грибов Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Углубить знания обучающихся о строении цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений подвести к выводу... | ||
Тематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы... З: систематику человека, черты сходства человека и животных, сходство и различия человека и человекообразных обезьян : Уработать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: выяснить общие для всех растений признаки, черты сходства и различия травянистых растений, деревьев и кустарников, познакомить... | ||
Правила : здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения... Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах | Конспект урока по биологии на тему: «Нуклеиновые кислоты» Образовательные: Дать знания о нуклеиновых кислотах, раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и рнк; определить черты... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с разнообразием... | Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | ||
Конспект урока с использованием интерактивной доски, цор тема урока:... Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | Урок орксэ в 4 классе на тем у : «Сходства и различия в религиях» Цели урока: через самостоятельную деятельность учащихся, используя икт технологии, систематизировать и обобщить знания по христианству... |