Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему:
«Сходства и различия в религиях» Лексина Светлана Николаевна
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
МБОУ ООШ № 6 Тип учебного занятия: По основной дидактической цели: 1.Обобщение и систематизация знаний;
2.Проверка и коррекция знаний и умений. По основным этапам учебного процесса: повторение и обобщение. Цели урока: через самостоятельную деятельность учащихся, используя ИКТ технологии, систематизировать и обобщить знания по христианству и исламу. Задачи:
Образовательные:
1. Повторить теоретический материал по христианству и исламу.
2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов России. Развивающие:
1.Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитательные:
1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
2. Отработка навыков работы в группе, умений согласовывать свои действия с коллективом, приходить к единому мнению, вырабатывать общую позицию.
Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, проектор, колонки, экран, презентация, компьютеры на каждого ребенка в компьютерном классе.
Дидактическое обеспечение урока: карточки с кроссвордом и тексты загадок для каждой группы, учебник
Учебник: А. Н.Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России», 4 класс. М.: «Русское слово», 2011.
Название этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Дидактические материалы
| I. Организационный момент. Мотивация учащихся.
| Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке жизнерадостными, активными и любознательными.
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Желаю вам успешной работы на нашем итоговом уроке по двум пройденным религиям.
|
| Презентация
1 слайд
| II. Актуализация знаний учащихся
| – О каких религиях мы говорили?
–Совершенно верно. Мы с вами говорили о религиях, самых распространённых в России: христианстве, исламе
| Предполагаемый ответ:
– Христианство, ислам
|
| II.Проверка домашнего задания
| Домашним заданием у вас было повторить весь пройденный материал по этим религиям. Так давайте проверим наши знания, работая за компьютером. Помните правила работы за компьютером. (Сидим за компьютером прямо и близко к монитору не наклоняемся (45-60 см).
| Выполнение мультимедийного теста «Христианство и ислам»
| Тест
(на 12 ПК открыт тест)
| III. Формулирование темы и целей урока.
| Садитесь, пожалуйста, на свои места. Устраивайтесь поудобнее. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить основные темы по этим религиям и установить сходства и различия, заполняя данную таблицу.
– Обратите на нее внимание. О чем мы должны будем с вами сегодня вспомнить?
.
– Хочу обратить ваше внимание на то, что на этом уроке мы успеем заполнить только часть таблицы, а на следующем занятии продолжим её заполнение.
– Для дальнейшей работы я предлагаю вам работу в парах.
| Ученики знакомятся с таблицей
Предполагаемый ответ:
–основателей (посланников Бога) религий;
– священные сооружения;
– священные книги;
–заповеди и правила;
-символы
-хранители
– праздники
Ученики по желанию разбиваются на пары
| Презентация
2 слайд
| IV. Основной этап занятия
| – Перед вами лежит напечатанный текст. У каждой пары свой текст.
Задание 1: Прочитайте текст. Постарайтесь определить, к какой из религий он относится, о ком идет речь в тексте.
– Правильно. Мы вспомнили о возникновении мировых религиях и их основателях, посланниках Бога, об их жизни и учении.
– В чем сходство между этими двумя пророками? А различие?
| Ученики читают предложенные им тексты.
Предполагаемый ответ:
– Об Иисусе Христе, Мухаммаде – основателях религий.
Предполагаемый ответ:
-Сходство - посланники Бога. Оба призывали повиноваться одному Богу, защищать бедных и обездоленных
- Различие - Иисус Христос был распят и воскрес на третий день. Пророк Муххамад умер своей смертью, в возрасте 63 лет, т. к. был человеком
| Раздаточный материал Презентация
3 слайд
Презентация
4 слайд
|
| Задание 2: Предлагаю вашему вниманию следующее задание. Из представленных фрагментов соберите картинку и наклейте ее на альбомный лист.
– Что у вас получилось? Покажите.
– Согласитесь, красота!
- Давайте попробуем определить, к какой из религиозных культур относятся эти священные сооружения, и обоснуем ваши ответы.
- Какие священные сооружения есть в нашем городе?
– При подготовке к этому уроку вы выступили в роли юных исследователей. Работа велась по группам. Поделитесь, пожалуйста, друг с другом, подобранной вами информацией.
Чем ответит вторая группа?
Сходство: обе религиозные культуры имеют священные сооружения для молитв и проповедей
(таблица)
| Ученики собирают картинку в парах (4 пары – 4 картинки), наклеивают ее на альбомный лист.
Ответы детей. 1 группа В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола! Особое место для молитвы, в которых помещаются изображения Иисуса Христа, Девы Марии и главный христианский символ – крест – Церковь. Мы проводили небольшое исследование по православным храмам нашего города. Каждый храм имеет свое особое название. Оно дается по имени святого или христианского праздника, которому посвящена церковь. В нашем городе два действующих храма: Никольский собор, Храм Казанской иконы Божией матери. В скором времени планируется открытие новой церкви в районе 1 школы. Рассказ о каждом храме
Находясь в храме человек должен соблюдать особые правила поведения. Хочется напомнить вам эти правила.
Театрализация
«Как вести себя в храме».
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках не ходи, невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой. 2 группа
Как неведомые ракеты
Как космические корабли
В небеса глядят минареты,
Оторваться стремясь от земли.
Мусульманский храм, где совершаются молитвы Аллаху, называется Мечеть. Мусульмане считают, что любая мечеть повторяет в основных чертах дом пророка Мухаммада в Медине.
Учащиеся нашей группы изучили мечети нашего города. У нас их пять – Первая Соборная мечеть, ныне «Нур», Мечеть Мунир, Мечеть Иман, Мечеть Анас, Мечеть Ихлас. Четыре из этих мечетей были построены в последние годы. Рассказ о каждой мечети
|
Презентация
5 слайд Звуки колокольного звона
Презентация
6 слайд
Презентация
7 слайд
Звуки призыва муэдзина
Презентация
8 слайд Презентация
9 слайд
|
| Задание 3: Разгадать кроссворд.
- Перед вами лежит кроссворд. Постарайтесь его разгадать
– Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд. (Презентация 10 слайд)
– О чем мы сейчас с вами вспомнили?
– Что вы можете о них рассказать?
– О какой книге рассказал Адель?
.
– О какой книге рассказал Сережа?
– Молодцы, вы все рассказали правильно
Говоря о священных книгах, мы видим сходство или различие?
| Учащиеся разгадывают кроссворд
Предполагаемый ответ:
– О священных книгах религий мира.
Ответы детей:
Аллах разъяснил Мухаммаду,
Что лучший – лишь тот из людей,
Кто в стремлении избежать ада,
Следует законам книги сей. Священная Книга ислама – Коран. В ней описано ученье Мессии,
Его странствия и чудеса,
Нет, наверное, человека в России,
Кто не знал бы о жизни Христа. Библия – священная книга христиан. Библию называют Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры. Библия состоит из двух больших частей: из Ветхого и Нового Заветов. Предполагаемый ответ:
Сходство, т. к. обе религии имеют священные книги.
| Раздаточный материал Презентация
10 слайд
Презентация
11 слайд
| Физминутка
| Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Я называю слова. Если это слова относится к христианству – вы хлопаете, если к исламу – топаете.
Приготовились! Иосиф, Церковь, Мечеть, Мекка 9родился Мухаммад), икона, собор, алтарь, Курбан-байрам, Пасха, Медина (похоронен Мухаммад), закят, Кул-Шариф, фреска, хадис (высказывания пророка Мухаммада в сборниках преданий)
| Выполняют действия.
|
|
| Христиане живут по законам (заповедям) Божьим
- Кто и кому передал эти заповеди?
- Где?
- На чем были начертаны эти заповеди?
- Сколько заповедей передал Бог Моисею?
-Давайте вспомним, как это происходило.
-Самыми важными поступками мусульманина являются пять столпов ислама. Пять столпов ислама - это пять обязательств, которые должен выполнить каждый мусульманин для того, чтобы прожить благую и ответственную жизнь в соответствии с исламом.
-Кто может их назвать?
Сходство - признают только одного Бога, живут по законам.
Различие в количестве основных законов жизни христианина и мусульманина
| Предполагаемый ответ:
Они были переданы пророку Моисею на горе Синай. Заповеди написаны на двух скрижалях (каменных досках). Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
- Десять
Предполагаемый ответ:
Пять столпов ислама состоят из следующего:
• Вера только в Аллаха
• Намаз (салят): совершение ритуальных молитв надлежащим образом пять раз каждый день.
• Закят: пожертвования на благо бедным и нуждающимся
• Пост в священный месяц Рамадан
• Хадж: совершение паломничества в Мекку
|
Просмотр видеофрагмента «Передача скрижалей»)
Презентация
12слайд
Презентация
13 слайд
| V. Подведение итогов занятия
| – Ребята, как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Сравнивая две религии, мы увидели больше сходств или различий? Значит ………
Итог
- Ислам и христианство – близкие друг к другу религии, т. к. имеют много общего.
– Как вы думаете, важно ли для каждого человека уважать культурные ценности представителей другой культуры? Почему?
-Зная их религиозную культуру, мы можем лучше понимать собеседника и вести диалог. Люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний мир. Ислам и христианство - монотеистические религии, отражающие учения о едином Боге.
- На следующем занятии мы продолжим с вами заполнять нашу таблицу.
| Ответы детей
Ответы детей
| Презентация
Слайд 14
| VI. Рефлексия
| – Выберите тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке
| Выбор детей
|
| VII. Домашнее задание
| Написать мини-сочинение на тему «Изумительные творения рук человеческих»
|
|
| |