РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству в 6 классе
МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче
Пояснительная записка Целью уроков ИЗО в 6 классе является установление внутренних взаимосвязей ИЗО с литературой и музыкой.. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « ИЗО и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия ИЗО и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств ИЗО и литературы.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «ИЗО» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. ИЗО. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;
авторская программа Алеева В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н., “Музыка 1-4 классы”, Москва: “Дрофа”, 2008 год;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «ИЗО» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие ИЗО с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль ИЗО в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами ИЗОи другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Учебно-тематическое планирование по ИЗО Количество часов
всего: 35 часов; в неделю 1 час Плановых контрольных уроков 4 часа, зачетов 0 часов, тестов 0 часов. Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
- программы начального общего образования по музыке;
- программы «ИЗО» для 6 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;
- авторская программа Алеева В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н., “ИЗО 1-4 классы”, Москва: “Дрофа”, 2008 год;
- учебного плана общеобразовательного учреждения. Учебно – методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «ИЗО» 6 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « ИЗО» 6 класс (пособие для учителя). –
М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику « ИЗО» 6 класс.
Дополнительная литература: Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель рисования: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок ИЗО. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Искусство 5.- М.: Просвещение, 2006.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках ИЗО. – Ярославль, 2006.
.
Развернутый Тематический План
№ п/п
|
Тема урока
| Задачи
| Информационно-методическое обеспечение
| Базовый
уровень
| Продвинутый
уровень
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Раздел 1. Понимание красоты человека (8 часов)
| 1-2
| Представление о красоте человека (урок созерцания).
Цель: развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением людей разных эпох о красоте человека.
| Знать представление людей разных эпох о красоте человека.
Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях.
| Знать отличия произведений искусств разных жанров и времен, понятие канон.
Уметь отличать без помощи учителя канон Древнего Египта от канона Древней Греции.
| Репродукции картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь», А.Пластов «Весна».
| 3-4
| Красота фигуры человека в движении.
Цель: развивать возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела человека и его объем.
| Знать схематическое строение человека.
Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека (карточки с изображением частей тела человека).
| Знать пропорции тела человека (отличие фигуры борца от фигуры гимнаста и др.)
Уметь изготовить пропорциональную скульптуру из пластилина.
| Слайды, репродукции:
Мартос «Надгробие княгини С.М. Волконской», Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
| 5-6
| Изображение на плоскости фигуры человека.
Цель: сформировать представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты человеческого тела, его пластики, показать значение разных точек зрения на скульптуру.
| Знать, что такое точка зрения в скульптуре.
Уметь выбирать наиболее интересную точку зрения.
| Знать возможности языка скульптуры.
Уметь работать от «общего к частному».
| Репродукции картин Э.Дега, А.Ватто, Микеланджело
| 7
| Великие скульпторы.
Цель: сформировать представление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понимание эстетических категорий.
| Знать творчество скульптора В.Мухиной.
Уметь различать работы современных и древних скульпторов.
| Знать работы О.Родена, К.Менье, В.Мухиной, уметь различать их.
| Репродукции скульптур О.Родена, К.Менье, В.Мухиной.
| 8-9
| Моя будущая профессия.
Цель: познакомить учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца; формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию.
| Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары.
Уметь анализировать данную композицию.
| Знать основы изобразительной грамоты.
Уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель).
| Слайды, репродукции картин.
|
Раздел 2. Ценности повседневной жизни (7 часов).
| 10-11
| Процесс создания картины.
Цель: сформировать представление о творчестве художника; показать роль сюжета в решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота).
| Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания.
Уметь создать эскиз на выбранную тему с помощью учителя.
| Знать средства выразительного изображения: ритм, колорит, композицию и т.п.
Уметь составить эскиз, найти композиционное решение без помощи учителя.
| Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком», Ван Дейка «Семейный портрет».
| 12-13
| Сюжетная композиция (живописные решения).
Цель: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза на большой лист.
| Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства.
Уметь последовательно работать над композицией.
| Знать о возможностях раскрытия художественного образа с помощью колорита.
Уметь выделять композицией, цветом смысловой центр.
| Репродукции картин А.Рублева, Ф.Гойи, П.Пикассо («Герника»).
| 14-15
| Творчество Вермеера (Голландия).
Цель: познакомить с творчеством голландских художников (бытовой жанр), ввести учащихся в ситуацию исторического действия.
| Знать творчество Вермеера.
Уметь отличать полотна Вермеера от картин других художников.
| Знать и уметь отличать творчество нескольких голландских художников.
| Слайды: картины голландских художников.
| 16-17
| Творчество Н.Рериха.
Цель: познакомить с творчеством художника, подвести учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
| Знать биографию Н.Рериха.
Уметь пользоваться подручными материалами в творческой деятельности.
| Знать основные работы Н.Рериха.
Уметь анализировать содержание картины.
| Слайды: картины Н.Рериха.
|
Раздел 3. Великие темы жизни (11 часов).
| 18-19
| Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени.
Цель: развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты, дать представление об эстетических категориях: добре и зле, прекрасном и безобразном.
| Знать понятия цвет, тон, колорит.
Уметь применять в работе различные материалы для создания задуманного творческого образца.
| Знать понятие активная жизненная позиция.
Уметь отличать в картинах разные позиции художников.
| Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Ф.Гойи «Графические серии», П.Пикассо «Герника», А.Дейнеки «Оборона Севастополя», А.Рублева «Троица», И.Пророкова, Ф.Мазиреля и др.
| 20-21
| Графические серии.
Цель: формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке.
| Знать историю возникновения графических серий.
Уметь выполнять тень, полутень.
| Знать графические серии Гойи.
Уметь выполнять эскизы в единой технике.
| 22-23
| Историческая тема в живописи.
Цель: развивать навыки обобщения созданных образов, реализовывать на практике историческую композицию.
| Знать отличие исторической картины от бытовой.
Уметь составлять собирательный образ героев исторической картины.
| Знать этапы работы над исторической картиной.
Уметь составить эскиз (ритм, пространство, композиция).
| Репродукции: К.Брюллов «Последний день Помпеи», И.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
| 24-25
| Творчество В.И.Сурикова.
Цель: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий – честь, долг, самопожертвование.
| Знать построение композиции.
Уметь создать композицию эскиза.
| Знать построение композиции, запомнить картины В.И.Сурикова.
Уметь создать композицию эскиза.
| Репродукции картин В.И.Сурикова.
| 26-27
| Художественный совет (урок-игра).
Цель: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве.
| Знать сюжеты, особенности исторического и бытового жанров.
Уметь различать эти жанры.
| Знать картины разных художников этих жанров.
Уметь различать картины разных жанров.
| Репродукции картин В.Сурикова, К.Брюллова,
В.Васнецова и др.
|
Раздел 4. Искусство борьбы за общественный идеал (10 часов).
| 28-29
| Плакат.
Цель: развивать художественно-творческие способности учащихся, эмоционально-эстетическое восприятие, умения и навыки по обобщению и выделению главного в рассматриваемом (анализируемом) художественном явлении.
| Знать различные виды графики.
Уметь пользоваться одним из видов графики.
| Знать особенности книжной графики.
Уметь разрабатывать плакат на определенную тему.
| Образцы плакатов.
| 30-31
| Орнамент.
Цель: расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы.
| Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.
Уметь определять виды орнаментов в разных видах искусства.
| Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.
Уметь различать и создавать виды орнаментов.
| Иллюстрации: греческие вазы, русские народные костюмы, посуда.
| 32-33
| Книга по искусству (обложка, титул, шрифт).
Цель: сформировать представление о порядке оформления книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта.
| Знать отличие книжной графики от других видов графики.
Уметь оформить книгу с помощью учителя.
| Знать выдающихся мастеров книжной графики.
Уметь оформить обложку, титул самостоятельно.
| Образцы оформления книг В.Фаворским, Д.Шмариновым.
| 34-35
| Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира.
Цель: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные исторические образы.
| Знать наиболее известных русских и зарубежных художников.
Уметь различать работы художников.
| Знать картины Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.
| Слайды «Музеи мира».
| |