Технологическая карта изучения темы «Грибы»
Составила: Ханина Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МОАУ СОШ № 2 с.Исянгулово,
Зианчуринского района
Республики Башкортостан
Тема
| Грибы
|
Цель темы
| Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах.
Ввести правила: здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения к природе.
Научить использовать приобретённые умения и знания в практической деятельности.
| Основное содержание темы, термины и понятия
| Грибница, шляпка, ножка, плодовое тело, съедобные, несъедобные, ядовитые грибы.
|
Планируемый результат:
| Личностные умения:
проявлять бережное отношение к природе;
проявлять интерес к изучению темы;
| Метапредметные умения Предметные умения Понять, почему грибы выделены в особое - рассказывать об осенних изменениях в
царство живой природы; познакомиться природе,
со строением грибов; научиться отличать -о грибах, о связи грибов с растениями;
съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. –о деятельности людей в осеннее время;
Коммуникативные УУД: -о правилах сбора грибов.
- участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения .
Познавательные УУД:
-определять съедобные и несъедобные грибы,
обосновывать своё мнение;
- о правилах сбора грибов
- определять круг своего незнания, планировать свою
работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную
из различных источников.
Регулятивные УУД:
-выполнять самопроверку учебного задания;
-распределять обязанности для выполнения учебного
задания в группе.
|
Организация пространства
| Межпредметные связи
| Ресурсы
| Формы работы
| Литературное чтение.
Разделы «Любите книгу»,
«Мир сказки».
Русский язык .
Тема «Собеседники»
| Информационный материал:
учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», книга «Великан на поляне».
Демонстрационный материал:
таблица «Грибы», муляжи пластинчатого и трубчатого грибов.
Интерактивный материал:
Компьютер, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
| Фронтальная.
Индивидуальная- *.
Парная- **.
Групповая- ****.
|
I этап. Мотивация к деятельности
| Цель –
Мотивировать к изучению темы «Грибы».
Стимулировать желание бережно относиться к природе.
| Проблемная ситуация.
Песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
- Любите ли вы ходить в лес за грибами?
- Какие грибы вы собираете?
- А какие блюда мама готовит из грибов?
| II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
| Последовательность изучения
| Диагностическое задание
|
| Цели:
закрепить знания об осенних изменениях в жизни растительного мира; научить устанавливать причину осенних изменении в растительном мире, распознавать растения с помощью атласа-определителя, выделять сообщество грибов, отличать съедобные грибы от несъедобных и обосновывать своё мнение, выполнять самопроверку учебного задания распределять обязанности при выполнении учебного задания в группе, формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия.
| -Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки: *
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы. (Гриб)
Учебник, с. 86—89.
Сообщение о грибах: «Грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдает грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ».
Работа с рисунками «Связь гриба и дерева» на с. 87 учебника. **
Чтение текста «Не растения и не животные» на «Страничках Умного Совенка» (с. 125 учебника).
Изучение материала о строении шляпочных грибов по рисункам на с. 86—87 учебника. С помощью подготовленных муляжей грибов дать понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. Сообщить о том, что трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый — на странички книги.
-Верно ли утверждение, что грибы бывают разные, но имеют общее строение? Обоснуйте своё мнение.
Для закрепления данного материала выполнить задания № 1 и № 2 на с. 52 рабочей тетради. **
Для разрядки после выполнения заданий в рабочей тетради предложить загадать детям загадки (стихи В. Лифшица):
Я стою на ножке толстой, *
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной
подкладкой.
Если б очень захотели,
Вы найти меня могли б:
Я расту под веткой ели,
Я, ребята, ... (белый гриб).
Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, ... (мухомора)!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен,
Меня берегитесь:
Я очень ... (опасен)!
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я ... (подосиновик).
Нас найти не просто
Бывает с непривычки.
Мы желтые сестрички,
Веселые ... (лисички).
-Назовите грибы, которые вам приходилось собирать в лесу.
-Назовите значение слова «грибница».
-Расскажите, из каких частей состоит гриб.
-Перечислите съедобные и несъедобные грибы.
-Расскажите о значении грибов для леса.
**
С помощью рисунков на с. 88 учебника рассмотреть различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов: белый гриб — желчный гриб, опенок осенний — ложный опенок, шампиньон —бледная поганка. Учитель комментирует рисунки, а дети затем пересказывают эти комментарии.
Для закрепления этого материала выполняется задание
№ 3 на с. 53** рабочей тетради и № 4 на с. 53 ****
|
Рабочая тетрадь, с. 53, № 4. *
Запишите названия грибов:
съедобные: ...
несъедобные: ...
Личностные умения: проявлять бережное отношение к природе.
Регулятивные умения: выполнять взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
рассказывать о строении и пользе грибов, различать съедобные и ядовитые грибы.
|
| III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
| Цель –
Стимулировать интерес к поиску ответов на собственные вопросы.
Научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с учебным заданием; представлять результат своей деятельности.
| Информативный
Дописать рубрики для газеты «Всё о грибах», используя различные формы ключевого слова изученной темы «Грибы».
Загадки о …….
Узнай ……. по описанию.
Правила………
Первая помощь при отравлении…..
Микология – наука о …….
Найди слова-эпитеты к …….в произведении Даля «Война грибов». См.Приложение 1.
Импровизационный
Составьте правила грибника, используя различные формы ключевого слова изученной темы.
Перечислить основные симптомы отравления грибами.
Эвристический
Составьте и напишите рубрики газеты «Всё о грибах»
Загадки о грибах.
Узнай гриб по описанию.
Правила грибника.
Первая помощь при отравлении грибами.
Микология – наука о грибах.
Найди слова-эпитеты к грибам в произведении Даля «Война грибов»
( «волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; грузди – братья дружны)
| IV этап. Рефлексивная деятельность
| Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка ученика
| Результат деятельности
|
Научить соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности;
оценивать результат учебной деятельности.
|
Самоанализ
I. Задание
Закончите предложение:
Для меня важно знать о … (правилах сбора грибов, о первых признаках отравления грибами) для того, чтобы … ( не навредить природе и своему здоровью, составить газету) для детей. Самооценка
II. Задание
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ... (очень, не очень) тем, что могу (самостоятельно объяснять строение гриба, рассказывать об отличительных признаках съедобных и ядовитых грибов).
|
|
| Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка учителя
| Результат деятельности
| • Соотнести полученный результат с поставленной целью.
• Оценить результат своей деятельности.
| Цели темы: Заполняется
Сформировать представление о строении грибов, о связи по окончании
растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах. изучения темы.
Ввести правила: здорового образа жизни в осенний период;
бережного отношения к природе.
Научить использовать приобретённые умения и знания
в практической деятельности.
Ключевые умения:
Личностные умения:
проявлять бережное отношение к природе; проявлять интерес к изучению темы;
Познавательные УУД:
-определять съедобные и несъедобные грибы,
обосновывать своё мнение;
- о правилах сбора грибов
- определять круг своего незнания, планировать свою
работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную
из различных источников;
Регулятивные УУД:
-выполнять самопроверку учебного задания;
-распределять обязанности для выполнения учебного
задания в группе;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения ;
Предметные:
- рассказывать об осенних изменениях в природе,
-о грибах, о связи грибов с растениями;
–о деятельности людей в осеннее время и о правилах сбора грибов.
| |