Скачать 90.77 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Староисаковская средняя общеобразовательная школа Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Урок «Здоровый образ жизни и геометрическая прогрессия»Использование технологии здоровьясбереженияна примере урока алгебры в 9-м классе« Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии при |q|<1» Учитель математики и физикиI квалификационной категорииЗахарова Светлана Леонидовна2010 годТип урока - урок комплексного применения ЗУН. Цели урока: выявление качества и прочности знаний по теме и умение их использовать; расширение и углубление математических знаний; активизация работы мысли, памяти, эмоций; воспитание бережного отношения к своему здоровью; составление формулы здорового образа жизни. Оборудование: мяч, плакаты, рисунки, ноутбук, флешноситель, карточки, мультимедийный проектор. Оформление классной доски: рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни, плакаты: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Здоровье, физкультура и труд рядом идут», «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Гигиенические критерии рациональной организации урока
Главные этапы урока: 1. Организация начала занятия. Цель - подготовка учащихся к работе на занятии. 2. Проверка домашнего задания. Цель - установление количества учащихся, которые полностью выполнили домашнее задание, выявление пробелов и их коррекция. 3. Подготовка к основному этапу занятия. Цель - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. 4. Закрепление знаний и способов действий. Цель - обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. 5. Контроль и самопроверка. Цель - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. 6. Обобщение и систематизация знаний. Цель - формирование целостной системы ведущих знаний по курсу «геометрическая прогрессия» 7. Подведение итогов. Цель - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Содержание урока 1. Организация начала занятия Здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется скорее приступить к занятию. Вычитала в периодической печати следующую информацию: - число людей, ведущих малоподвижный образ жизни, растёт в геометрической прогрессии; - при длительном хранении овощей, количество нитратов в них увеличивается в геометрической прогрессии; - учебная нагрузка в школе увеличивается в геометрической прогрессии. Ребята, вы, наверное, заметили математический термин: «Геометрическая прогрессия»? И сегодня – заключительный урок по теме «Геометрическая прогрессия» Мы повторяем, работаем самостоятельно и заканчиваем изучение темы. А ещё мы составляем формулу здорового образа жизни. Запишем в тетрадях число и «Классная работа». 2. Проверка домашнего задания 3. Подготовка к основному этапу занятия Учитель вызывает учащихся 9 класса на дружеский матч сначала в качестве болельщиков, затем – команды соперников. А) Болельщики - весёлый тест (проектируется на экран) 1. Какой дробный член есть в футбольной команде? ( полувратарь, полузащитник, полутренер, полунападающий) 2. Как называют верхний угол футбольных ворот? (десятка, шестёрка, девятка, пятёрка) 3. Как называют нижний угол футбольных ворот? (десятка, шестёрка, девятка, пятёрка) 4. Как называют центр футбольных ворот? (десятка, шестёрка, девятка, пятёрка)
( тайм, раунд, гейм, период) Б) Игра «ФУТБОЛ» (проектируется на экран ) Учитель задаёт вопрос и бросает мяч ученику, ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч учителю.
2.Как можно задать геометрическую прогрессию? ( рекуррентная формула bn+1 = bn q ) 3. У меня четыре последовательности. Является ли каждая из них геометрической прогрессией? Если да, то найдите ее знаменатель. а) 1; 2; 3; 4; 5;… б) 1; 4; 9; 16; 25;… в) 3; 9; 27; 81;… г) 0,5; 1; 1,5; 2;… 4. Назовите формулу n-го члена геометрической прогрессии. 5. Решите устно задачи: а) (bn) – г.п., b1 = -16, q = 0,5, b5 - ? б) выразите b17 через b1 и q. в) найдите q, b1, b4, если b1; 6; -2; b4 – геом. прогрессия. 6. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии, если известны b1 и q. 7. Выразить сумму S10 через b10 и q? 8. Найти сумму S20 если геометрическая прогрессия имеет вид 1 ½; 1 ½; 1 ½;… Подведение итогов игры «ФУТБОЛ». На доске появляется запись вывода формулы здорового образа жизни. ЗАПИСЬ: ЗОЖ = спорт + … 4.Закрепление знаний и способов действий. А) Задача.В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рождённую одной бактерией за 7 минут.
Б) Вспомним основные моменты работы с периодическими дробями. Когда и почему возникают бесконечные периодические дроби? [При делении целых чисел, например, ] Какие числа представимы в виде конечной или бесконечной периодической дроби? [Рациональные]. Какой период у конечной десятичной дроби? [0] Упражнения 1) Представьте в виде периодической дроби а) ; б) [а) 0,1(6); б) 0,1(142857)]; (решение у доски в две руки (решают одновременно два ученика), остальные учащиеся эту работу выполняют самостоятельно в тетрадях). 2) Переведите в обыкновенную дробь: 0,(35). [0,(35) = x; 100x = 35 + x Û x = ]. (решение у доски учеником, который вспомним данный способ решения из курса 8 класса). На чем основан этот способ? Для того, чтобы это осознать, рассмотрим другой способ: 0,(35) = 0,35 + 0,0035 + ... = = , так как слагаемые составляют геометрическую прогрессию (bn): b1 = 0,35; q = 0,01. Таким образом, известный нам способ основан на свойстве сумм геометрической прогрессии, так как при составлении уравнения используется деление S на q! Периодическая дробь, не содержащая, кроме периода, других цифр после запятой называется чистой. А как переводить в обыкновенные дроби не чистую периодическую дробь? (Разбить на слагаемые, одно из которых – чистая периодическая дробь). Пример 2. 5,2(36)=5,2 + 0,036 + 0,00036 +… Здесь сумма геометрической прогрессии 0,036 + 0,00036+…, где b1=0,036,q=0,01. Тогда S=0,036:(1-0,01)=36:990=. Тогда 5,2(36)=5,2 + =5 . 5. Контроль и самопроверка 6. Обобщение и систематизация знаний Самостоятельная работа по листочкам (каждому ученику по два числа) с проверкой через проектор. Задания подобраны из учебника «Алгебра 9 класс» (под ред. С. А. Теляковского) № 425, № 426. Таблица ответов: (на экране)
Дополнительные задания для одарённых уч-ся ( задания из сборника ГИА): Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 3, bn+1=3bn. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии? 1) 6 2) 12 3) 24 4) 27 Ответ: 4. РАЗРЯДКА – отдых Проверить, как вы относитесь к своему здоровью, нам поможет тест ( включается музыкальная композиция «Одинокий пастух»). Встаньте, раскройте ладонь, растопырьте пальцы. Если согласны с первым ответом (А), пальцы остаются раскрытыми. Если вам больше подходит второй ответ (Б), загибайте любой палец. 1. Что вы сделаете, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы? А) Возьмете ноги в руки, чтобы догнать; Б) пропустите его – будет следующий. 2. Что вы охотнее всего делаете в свободное время? А) Долго гуляете на свежем воздухе; Б) смотрите телевизор. 3. Какое блюдо вы бы охотнее всего съели? А) Мясо с овощным гарниром; Б) бутерброд с колбасой. 4. Какими вы бываете чаще? А) Улыбчивыми и весёлыми; Б) грустными и раздражительными. 5. Когда вы ложитесь спать? А) В одно и тоже время до одиннадцати; Б) когда почти вся семья спит. Посмотрите на свою руку. Есть такие, у кого все пальцы сжаты в кулак? Ваше и тех, у кого больше пальцев оказалось сжато, самочувствие под угрозой. Постарайтесь собрать в кулак свою волю, преодолейте лень и следите за своим здоровьем. Покажите кулак недомоганиям и болезням! Те, у кого все или почти все пальцы разжаты, поднимите руки повыше и помашите нам. Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам справиться с любыми нагрузками и стрессами. Молодцы! ЗАПИСЬ: ЗОЖ = спорт + гигиена + движение вперёд + отдых + здоровые привычки Полезная информация: Закаливание: начинать с 320 С и температуру снижать на 10 С в неделю. Какая в данной фразе прогрессия? (убывающая арифметическая прогрессия)
7. Подведение итогов Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, достигнута ли цель урока. Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Наиболее активным учащимся выставляются оценки в журнал.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Решать С -15 из дидактических материалов ( автор Ершова А. П. и др.)- уровень сложности выбрать самим, повторить § 8, подготовиться к контрольной работе по теме: «Геометрическая прогрессия». Кто желает, может продолжить вывод формулы ЗОЖ, она у нас ещё осталась незаконченной. Пожелание: Пускай хорошее растёт в геометрической прогрессии! Информация к размышлению (если останется время). Около тридцати лет назад в математике появилось новое, бурно развивающееся направление – фрактальное множество. Фрактальное множество – самоподобное множество, т.е. вид и форма объекта целиком повторяются, вплоть до подобия. К таким множествам, объектам, относится и геометрическая прогрессия. Например, если в прогрессии 1; 2; 4; 8; … отбросить первые три члена, то получится последовательность 8; 16; 32; … Это тоже геометрическая прогрессия, при чем с тем же самым знаменателем. Она получается из данной умножением всех членов на 8, т.е. прогрессии подобны с коэффициентом подобия 8. Одним из самых простых фрактальных множеств является отрезок. Если отрезок [0;1] разделить на два отрезка [0; ½ ] и [ ½ ; 1], то после умножения на 2 первого из разделенных отрезков вновь получается данный отрезок. Спасибо всем за урок. Будьте все здоровы! |
Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | ||
Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... | Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | ||
Положение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | 3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обобщение тем «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия» | Положение об открытом конкурсе рефератов Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие... | ||
Информационная справка о проведении межведомственной акции «За здоровый образ жизни», Распоряжением главы администрации Центрального района от 23. 03. 2012г. №257-р «О проведении межведомственной... | Конспект урока алгебры по теме «Геометрическая прогрессия» (9 класс) «Арифметическая прогрессия». В форме деловой игры выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний, развивать у учащихся... | ||
Урок квн «Здоровый образ жизни» Воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, изобретательности | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент».... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65... | ||
Мы здоровое поколение великой страны Здоровый образ жизни – это правильное питание, ежедневное занятие спортом и свежий воздух. Все эти признаки обеспечивают здоровый... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... |