Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии





Скачать 55.91 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии
Дата публикации04.09.2014
Размер55.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии

Доклад на методическом объединении учителей - предметников




Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.







[Выберите дату]




Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо
Проблема здоровья обучающихся сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного обучающего больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью обучающихся, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих компонентов на уроках химии и биологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у обучаюхся знаний по вопросам здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На уроках химии и биологии обучающиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.

На мой взгляд, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. На уроках стараюсь максимально широко использовать наглядные материалы. Всё это позволяет повысить заинтересованность обучающихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии обучающиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Огромное значение здесь играют систематические, правильно выполняемые физминутки (как на уроке, так и на переменах). На уроках биологии и химии обучающиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание обучающихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Обучающиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. При изучении биологии обучающиеся выполняют серию лабораторных и практических работ, направленных на изучение состояния своего здоровья и его сохранения (по всем системам органов человека).

Биология и химия - это предметы, которые имеются реальные возможности приобщить обучающихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам обучающихся, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику. В исследовательской работе важное место отводится задаче здоровьесбережения.

Огромную роль в укреплении здоровья обучающихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: обучающиеся, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье обучающихся.
Большое значение имеет сохранение здоровья самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и обучающихся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Педагогическая профессия требует от учителя большой физической и психической выносливости. И, как бы ни был талантлив педагог, сколь бы ни была велика его выдержка, болезненное состояние, недомогание, головная боль от повседневной многочасовой круговерти не могут не сказываться на его поведении. И поэтому многие учителя отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Педагогической работа, предполагающая отодвинутость результата труда во времени, сопровождается чувством неопределенности и порождает тревожность. Постоянный контроль со стороны администрации, самоконтроль за качеством своей работы, беспокойство от нереализованных порой целей урока, от недостаточного владения педагогической техникой и непродуктивного общения с обучающимися закрепляет чувства усталости и рождается уныние. Изнуряет и проблема поисков творческих приемов работы. Влияют на самочувствие учителя и новые веяния педагогической науки, не всегда понятные и близкие ему. К тому же учителя мало хвалят, больше указывают на недостатки. Учитель живой человек и его собственный организм, как психологическая система, подвержен влиянию биологических ритмов и нуждается в особом режиме жизнедеятельности, который не всегда выдерживается. К тому же учителю нельзя болеть. Больной учитель срывает учебный процесс. Часто переживаемые отрицательные психические состояния оставляют негативный след, проявляющийся в поведении учителя, что, неизбежно, сказывается при общении с обучающимися.

Таким образом, возникает замкнутый круг: здоровые обучающиеся могут быть только у здоровых родителей и здоровых учителей. Выход один - человек, желающий преуспеть, должен придерживаться оптимистического, бодрого взгляда на жизнь, поддерживать и поощрять мысль, что все хорошо и видеть только хорошее во всём. Забота о здоровье обучающихся неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит обучающихся с правилами здорового образа жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии»
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconПлан работы шмо учителей биологии, химии и географии на 2013/2014 учебный год
Денисова Л. А.: изучение способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconНа уроках химии можно продемонстрировать любую химическую реакцию
Интерактивная доска позволяет сделать урок более эффективным: использую презентации, обучающие программы, видеоролики, на уроках...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconУроках биологии
...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconДуховно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconАнализ работы мо учителей биологии и химии за 2012-2013 учебный год
Мо учителей химии и биологии работало над темой «Повышение качества образования»
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconА уроках и за пределами урока
Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская...
Здоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии iconАктивные формы обучения на уроках биологии(рмо учителей биологии и химии 2011)
Страшная это опасность безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск