Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2»





Скачать 49.74 Kb.
НазваниеДуховно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2»
Дата публикации24.06.2013
Размер49.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии
Губчук Дмитрий Петрович

учитель химии и биологии

КГКОУ «Вечерняя(сменная)

общеобразовательная школа № 2»

село Шипуново, Алтайского края
« В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуально-развитые и духовно - нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[4, стр.15].

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».

«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его»[1, стр.32].

«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи — развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы»[4, стр.28].

«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности»[3,стр.25-25].

«Основными целями изучения биологии в школе являются:

-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

-овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

-овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

-воспитание ценностного отношения к живой природе. Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

-овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму»[2,стр51].

«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы»[5, стр.42].

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:

-Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

-Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

-Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

-Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

-Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»[6, стр.95-97].

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использованние литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.


Литература
1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.-М.:Просвещение, 1978.-389 с.

2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2009.

3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. - М.:Издательство «Планета 2000», 2002.-52 с.

4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-130 с.

5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России-2004, №№12-13.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconТесты для 9 класса по биологии. Задачи итоговых тестов
Кулеватовская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительной колонии №4
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconМоу «Вечерняя /сменная / общеобразовательная школа №8»
Моу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №8» г. Воскресенска ведет свою образовательную деятельность согласно Уставу учреждения...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconОбразовательная программа моу «Истринская вечерняя (сменная) общеобразовательная...
«Истринская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» направлена (далее школа) на обеспечение оптимального уровня образованности,...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconА уроках и за пределами урока
Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная)...
«Оценивание достижений учащихся по совокупности компетенций на уроках информатики»
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Записи в тетради. Составление морфологической характеристики тюльпана культурного и ландыша майского
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Познакомить учащихся с характерными признаками семейства, повторить признаки класса Однодольные
Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии Губчук Дмитрий Петрович учитель химии и биологии кгкоу «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №2» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск