Скачать 42.87 Kb.
|
Открытый урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана». МБОУ «Пичпандинская СОШ» Учитель Шестакова Нина Ивановна Задачи: 1) охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, ее функции и способы поступления веществ в клетку.
Оборудование: 1) таблица « Растительная и животная клетка» 2) модель аппликация «Строение клетки» 3) Микроскопы, иголки, предметные стекла, вода, кристаллы поваренной соли, раствор йода, фильтровальная бумага, кожица лука. 4Рисунок учебника стр. 126. Эпиграф урока: Для разнообразнейших элементарных частей организмов существует общий принцип строения и развития, и этим принципом является образование клеток». Т. Шванн. Основные понятия и термины урока: эукариоты, мембрана, полупроницаемость, фагоцитоз, пиноцитоз, клеточная стенка, органоиды, клеточный центр, цитоскелет, лизосомы. Оборудование: 1.Таблица «Строение растительной и животной клетки» 2. Рисунки учебника стр. 126. 3 Оборудование для лабораторной работы: микроскопы, микропрепарат кожицы лука, кристаллики поваренной соли, раствор йода, пипетки, фильтровальная бумага. 4 Модель – аппликация «Строение клетки». План урока. 1 Организационный момент – ознакомление учащихся с планом работы на уроке. 2 Проверка знаний по химической организации клетки (органические вещества) – тестирование. 3 Новая тема. А) клеточный уровень организации живой материи. Б) отличительные признаки растений и животных клеток. В) строение и функции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм поступления веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. Г) Лабораторная работа « Физиологические свойства клеточной мембраны» и оформление ее в тетрадь. 4 Закрепление: Ответы учащихся на вопросы в рабочей тетради. 5 Вывод, подведение итогов урока. 6 Домашнее задание: Ход урока. 1 Ознакомление учащихся с планом работы. 2 Проверка знаний учащихся об особенностях клеточного уровня организации живой материи (органические вещества). Тестирование 1Особенно велико в клетке содержание таких элементов, как --- . 2 «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров, --- . 3 «Жизнь есть способ существования --- белковых тел». 4 Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по ---- . 5 Кислород, водород, углерод входят в состав таких органических веществ, как ---- . 6 Водород, азот, кислород, углерод входят в состав таких органических веществ, как ---- . 7 Структурная, энергетическая, запасающая функции характерны для следующих органических веществ: --- 8 Каталитическая функция характерна для такого органического вещества, как ---- . 9 Все ферменты являются --- . 10 Хранение и передачу наследственной информации осуществляют органические вещества, называемые ---------------- . 11 Изучение новой темы А) Клеточный уровень организации живой материи (беседа с учащимися и систематизация ранее полученных знаний о многообразии форм клеток, размеров, общих чертах строения, характерных для клеток представителей различных царств живой природы.) Что является мельчайшей структурной единицей живой материи? Что вы можете сказать о форме и размерах клеток тканей различных представителей живого мира ? Каковы общие черты строения клеток? Б) Отличительные признаки эукариотческих клеток (рассказ учителя с элементами беседы и использованием таблиц, схем.) Наличие четко оформленного ядра и ядерной мембраны, митохондрий, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, клеточного центра, лизосом, вакуолей. 3 Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм поступления веществ в клетку: фагоцитоз, пиноцитоз. (Рассказ учителя с изображением на доске строения наружной цитоплазматической мембраны, обозначением веществ, входящих в ее состав, и обсуждением возможностей выполнения мембранной функции, исходя из ее строения.) 4 Особенности строения наружной цитоплазматической мембраны клетки растений, животных, грибов. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, схем, рисунков.) 111 Лабораторная работа «Физиологические свойства клеточной мембраны» 1 Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, отметьте особенности растительной клетки. Положите кристаллик соли и пронаблюдайте в микроскоп плазмолиз клетки. Уберите раствор фильтровальной бумагой, добавьте воды и пронаблюдайте деплазмолиз. Сделайте вывод о свойствах клеточной мембраны. Окрасьте препарат йодом. Предположите --- будет ли наблюдаться плазмолиз клетки и почему. Посмотрите препарат под микроскопом. Сделайте вывод, ответьте на вопрос урока. IV Закрепление знаний по вопросам. 1Назовите отличительные признаки эукариотической клетки. 2 Какие вещества входят в состав наружной цитоплазматической мембраны? 3 Каково строение цитоплазматической мембраны? 4Каким образом проникают в клетку вода, глюкоза, кислород? 5 Какие вещества входят в состав клеточной стенки у грибов и растений. VI Выводы урока: 1 Эукариотическая клетка – сложное структурное образование живой материи. 2 Плазматическая мембрана выполняет функции: соединительную, защитную, поступления веществ в клетку, избирательную проводимость. VII Задание на дом: Изучить материал учебника на стр. 125 – 129.
Итог урока. Литература: методические разработки уроков под редакцией Семенцовой Г.Санкт Петербург. |
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» | Тема «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро» Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из... | ||
План-конспект урока № Тема: Строение растительной клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) Система понятий и терминов урока: клетка, клеточная оболочка, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ядро, ядрышко, вакуоли | Урок №10: «Строение клетки. Плазматическая мембрана. Ядро». ( Тему урока запиши в тетрадь) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | ||
Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | Урок-зачет по теме "Учение о клетке" в 10-м классе За 2 недели до зачёта 3 (6) ученика получают задание составить вопросы разного уровня сложности по разделам «Химическая организация... | ||
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния... | Урок биологии в 8 классе на тему: «Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы» Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы... | ||
Реферат по биологии На тему: "Строение эукариотической клетки" Он увидел, что пробка состоит из ячеек клеток (англ. "cell" камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие микроскопы,... | Урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка» Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать | ||
Урок биологии в 9 классе Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его | Урок биологии в 8 классе «Кожа, ее строение и функции» Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл | ||
Перечень электронных образовательных ресурсов, разработанных учителем... Увеличительные приборы. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Лабораторная работа «Приготовление препарата клеток... | Разработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:... Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей | ||
Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной... |