Скачать 55.08 Kb.
|
План конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Жабоева Р.М. учитель химии и биологии МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Цели урока: сформировать представления учащихся о строении плазматической мембраны; учить детей сравнивать растительную и животную клетку; продолжить формирование представлений о связи строения и функции на примере плазматической мембраны, сформировать знания о мембранном транспорте. Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки». Ход урока.
Устный опрос: 1. История изучения клетки. 2. Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, её ошибки. Положения современной клеточной теории.
Оболочка клетки Клетка:
Наружный слой оболочки У растительной клетки поверх мембраны имеется наружная стенка из целлюлозы и других материалов, выполняющих важную роль, которая представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор растительных клеток, пропускает воду, соли, молекулы многих органических веществ. У большинства клеток (особенно животных) наружная сторона мембраны покрыта слоем полисахаридов и гликопротеидов (гликокаликс). Гликокаликс - очень тонкий, эластичный слой (в световой микроскоп не виден). Он, как и целлюлозная стенка растений, осуществляет прежде всего функцию непосредственной связи клеток с внешней средой, однако, он не обладает опорной функцией стенки растительной клетки. Отдельные участки мембраны и гликокаликса могут дифференцироваться и превращаться в микроворсинки (обычно на поверхности клетки, которая контактирует с окружающей средой); межклеточные соединения и связи, находящиеся между клетками ткани, имеющими различную структуру. Одни из них играют механическую роль (межклеточные соединения), а другие участвуют в межклеточных обменных процессах, изменяя электрический потенциал мембраны.
Он состоит из полисахаридов.
Строение мембраны.
Липиды имеют полярные головки, содержащие остатки фосфорной кислоты, и неполярные хвосты – остатки жирных кислот. С полярными головками (благодаря электростатическим взаимодействиям) соединяются п6ериферические белки.
Периферические белки притягиваются силами электростатического притяжения к полярным головкам липидов. Они не позволяют ферментам (погруженным белкам) изменить порядок их расположения в мембране и разорвать «конвейер». Многие погруженные белки – ферменты, они располагаются в определенном порядке, образуя «конвейер». Пронизывающие белки образуют поры. Функции плазматической мембраны:
Мембранный транспорт - продвижение веществ через мембрану. Мембранный транспорт играет важную роль в поддержании гомеостаза клетки. Гомеостаз (от греч. “homoios” – подобный и “stasis” – состояние) - постоянство состава. Транспорт веществ в клетку может осуществляться различными способами: 1. Пассивный транспорт веществ Диффузия - транспорт веществ по градиенту концентрации (т.е. от большей концентрации к меньшей). Пример: прохождение через поры веществ, растворимых в воде или жирах. 2. Облегченный транспорт Перенос – транспорт веществ с помощью «переносчиков». Примеры:
3. Активный транспорт веществ Натрий-калиевый насос Из клетки выходят ионы натрия, в клетку заходят ионы калия. (на каждые три иона натрия, выходящих из клетки, в клетку заходят два иона калия). Создается разность электрических потенциалов, при этом расщепляется АТФ и выделяется энергия. Натриевый и калиевый каналы образованы белком-ферментом, расщепляющим молекулы АТФ (натрий-калийзависимой АТФ-азой). Этот фермент находится в мембране и активизируется ионами натрия и калия. Насос действует по принципу открывающихся и закрывающихся каналов. Натриевые и калиевые насосы находятся рядом. Под действием ионов натрия в белке натриевого канала разрушаются водородные связи, канал раскрывается, ионы натрия выходят из клетки. Затем натриевый канал закрывается, открывается калиевый канал, ионы калия заходят в клетку. 4. Эндоцитоз Эндоцитоз - проникновение в клетку крупных молекул биополимеров.
Динамическая схема фагоцитоза.
Динамическая схема пиноцитоза. 5. Экзоцитоз Экзоцитоз - выведение веществ из клетки. Процесс, обратный эндоцитозу III. Задания для закрепления материала (задания уровней А и В ЕГЭ): 1. Фагоцитоз представляет собой: 1) активный транспорт в клетку жидкости с растворенными в ней веществами; 2) захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их в клетку; 3) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ 4) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов 2. Клеточная стенка имеется у клеток: 1) только животных; 2) только растений; 3) растений и грибов; 4) всех живых организмов 3. К какой группе органических соединений относится целлюлоза: 1) полисахарид; 2) дисахарид; 3) белок; 4) липид 4. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких слоев содержится в мембране: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4 5. Один из участков наружной плазматической мембраны содержит разветвленные полисахариды. Назовите этот участок мембраны: 1) пространство между липидными слоями мембраны; 2) наружная поверхность; 3) внутренняя поверхность; 4) пространство между белковым и липидным слоем 6. Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты: 1) ядро; 2) митохондрии; 3) аппарат Гольджи; 4) плазматическую мембрану. 7. Плазматическая мембрана НЕ выполняет функции 1) транспорта веществ; 2) защиты клетки; 3) взаимодействия с другими клетками; 4) синтеза белка 8. Углеводные остатки, входящие в структуру клеточной мембраны выполняют функцию: 1) транспортную; 2) сигнальную; 3) пиноцитоза; 4) фагоцитоза 9. Белки, входящие в структуру клеточной мембраны, выполняют функцию: 1) строительную; 2) защитную; 3) ферментативную; 4) все указанные функции 10. Вода проникает через мембрану путем: 1) диффузии; 2) калий-натриевого насоса; 3) активного переноса; 4) облегченного транспорта. 11. Клетки каких организмов не могут поглощать твердые частицы: 1) грибов; 2) цветковых растений; 3) амеб; 4) бактерий; 5) лейкоцитов человека; 6) инфузорий IV. Домашнее задание: § 8 (до лизосом), записи в тетради, вопросы 1,2 после § 7,повторить § 6. |
Урок №10: «Строение клетки. Плазматическая мембрана. Ядро». ( Тему урока запиши в тетрадь) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | ||
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока по биологии в 7 классе на тему «Особенности организации... Клеточным строением и жизненными процессами на примерах гидры и других гидроидных | Конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,... План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект Модульного урока по биологии в 8 классе на тему «Зрительный... Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным |