Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана»





Скачать 55.08 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана»
Дата публикации14.07.2014
Размер55.08 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
План конспект урока по биологии в 10 классе на тему :

«Плазматическая мембрана»

Жабоева Р.М. учитель химии и биологии

МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу


Цели урока: сформировать представления учащихся о строении плазматической

мембраны;

учить детей сравнивать растительную и животную клетку;

продолжить формирование представлений о связи строения и функции на примере плазматической мембраны,

сформировать знания о мембранном транспорте.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки».
Ход урока.


  1. Проверка знаний учащихся.

Устный опрос:

1. История изучения клетки.

2. Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, её ошибки. Положения современной клеточной теории.

  1. Изучение нового материала.

Оболочка клетки

Клетка:

      • Оболочка

  • Плазматическая мембрана

  • Наружный слой

      • Ядро

      • Цитоплазма

  • Органоиды

  • Гиалоплазма (цитозоль)

Наружный слой оболочки

У растительной клетки поверх мембраны имеется наружная стенка из целлюлозы и других материалов, выполняющих важную роль, которая представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор растительных клеток, пропускает воду, соли, молекулы многих органических веществ.

У большинства клеток (особенно животных) наружная сторона мембраны покрыта слоем полисахаридов и гликопротеидов (гликокаликс). Гликокаликс - очень тонкий, эластичный слой (в световой микроскоп не виден). Он, как и целлюлозная стенка растений, осуществляет прежде всего функцию непосредственной связи клеток с внешней средой, однако, он не обладает опорной функцией стенки растительной клетки. Отдельные участки мембраны и гликокаликса могут дифференцироваться и превращаться в
микроворсинки (обычно на поверхности клетки, которая контактирует с окружающей средой); межклеточные соединения и связи, находящиеся между клетками ткани, имеющими различную структуру. Одни из них играют механическую роль (межклеточные соединения), а другие участвуют в межклеточных обменных процессах, изменяя электрический потенциал мембраны.

  • Гликокаликс (в животной клетке).

Он состоит из полисахаридов.

  • Клеточная стенка (в растительной клетке и клетке грибов).

      • В клетке растений клеточная стенка состоит из клетчатки.

      • В клетке грибов клеточная стенка состоит из хитина.

Строение мембраны.



  • 2 слоя фосфолипидов;

Липиды имеют полярные головки, содержащие остатки фосфорной кислоты, и неполярные хвосты – остатки жирных кислот. С полярными головками (благодаря электростатическим взаимодействиям) соединяются п6ериферические белки.


  • 2 слоя белков: периферические, погруженные, пронизывающие.

Периферические белки притягиваются силами электростатического притяжения к полярным головкам липидов. Они не позволяют ферментам (погруженным белкам) изменить порядок их расположения в мембране и разорвать «конвейер».

Многие погруженные белки – ферменты, они располагаются в определенном порядке, образуя «конвейер».

Пронизывающие белки образуют поры.
Функции плазматической мембраны:

  • Защитная.

  • Опорная.

  • Обеспечивает избирательный транспорт веществ.


Мембранный транспорт - продвижение веществ через мембрану.

Мембранный транспорт играет важную роль в поддержании гомеостаза клетки.

Гомеостаз (от греч. “homoios” – подобный и “stasis” – состояние) - постоянство состава.
Транспорт веществ в клетку может осуществляться различными способами:

1. Пассивный транспорт веществ

Диффузия - транспорт веществ по градиенту концентрации (т.е. от большей концентрации к меньшей).

Пример: прохождение через поры веществ, растворимых в воде или жирах.

2. Облегченный транспорт

Перенос – транспорт веществ с помощью «переносчиков».

Примеры:

  • Специальные вещества-переносчики соединяются с транспортируемыми веществами и протаскивают их через мембрану, а затем возвращаются.

  • Роль переносчиков могут играть белки мембраны - пермеазы.

3. Активный транспорт веществ

Натрий-калиевый насос

Из клетки выходят ионы натрия, в клетку заходят ионы калия.

(на каждые три иона натрия, выходящих из клетки, в клетку заходят два иона калия).

Создается разность электрических потенциалов, при этом расщепляется АТФ и выделяется энергия.

Натриевый и калиевый каналы образованы белком-ферментом, расщепляющим молекулы АТФ (натрий-калийзависимой АТФ-азой).

Этот фермент находится в мембране и активизируется ионами натрия и калия.

Насос действует по принципу открывающихся и закрывающихся каналов.

Натриевые и калиевые насосы находятся рядом.

Под действием ионов натрия в белке натриевого канала разрушаются водородные связи, канал раскрывается, ионы натрия выходят из клетки.

Затем натриевый канал закрывается, открывается калиевый канал, ионы калия заходят в клетку.
4. Эндоцитоз

Эндоцитоз - проникновение в клетку крупных молекул биополимеров.

  • Фагоцитоз (от греч. «phagos» – пожирать и «kytos» – клетка)поглощение клеткой твердых частиц пищи.

Динамическая схема фагоцитоза.

  • Пиноцитоз (от греч. «pino» – пью и «kytos» – клетка) – поглощение клеткой жидких веществ в виде капель.

Динамическая схема пиноцитоза.
5. Экзоцитоз

Экзоцитоз - выведение веществ из клетки. Процесс, обратный эндоцитозу


III. Задания для закрепления материала (задания уровней А и В ЕГЭ):

1. Фагоцитоз представляет собой:

1) активный транспорт в клетку жидкости с растворенными в ней веществами;

2) захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их в клетку;

3) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ

4) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов

2. Клеточная стенка имеется у клеток:

1) только животных;

2) только растений;

3) растений и грибов;

4) всех живых организмов

3. К какой группе органических соединений относится целлюлоза:

1) полисахарид;

2) дисахарид;

3) белок;

4) липид

4. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких слоев содержится в мембране:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4

5. Один из участков наружной плазматической мембраны содержит разветвленные полисахариды. Назовите этот участок мембраны:

1) пространство между липидными слоями мембраны;

2) наружная поверхность;

3) внутренняя поверхность;

4) пространство между белковым и липидным слоем

6. Какой структурный компонент клетки имеют и прокариоты, и эукариоты:

1) ядро;

2) митохондрии;

3) аппарат Гольджи;

4) плазматическую мембрану.

7. Плазматическая мембрана НЕ выполняет функции

1) транспорта веществ;
2) защиты клетки;
3) взаимодействия с другими клетками;
4) синтеза белка

8. Углеводные остатки, входящие в структуру клеточной мембраны выполняют функцию:

1) транспортную;
2) сигнальную;
3) пиноцитоза;
4) фагоцитоза

9. Белки, входящие в структуру клеточной мембраны, выполняют функцию:
1) строительную;
2) защитную;
3) ферментативную;
4) все указанные функции

10. Вода проникает через мембрану путем:

1) диффузии;
2) калий-натриевого насоса;
3) активного переноса;
4) облегченного транспорта.

11. Клетки каких организмов не могут поглощать твердые частицы:

1) грибов;

2) цветковых растений;

3) амеб;

4) бактерий;

5) лейкоцитов человека;

6) инфузорий
IV. Домашнее задание: § 8 (до лизосом), записи в тетради, вопросы 1,2 после § 7,повторить § 6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconУрок №10: «Строение клетки. Плазматическая мембрана. Ядро». ( Тему урока запиши в тетрадь)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconУрок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана»
Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока по биологии в 7 классе на тему «Особенности организации...
Клеточным строением и жизненными процессами на примерах гидры и других гидроидных
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные...
План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,...
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» iconКонспект Модульного урока по биологии в 8 классе на тему «Зрительный...
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск