Скачать 105.48 Kb.
|
Урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка» Задачи: Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:
Оборудование:
Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: комбинированный, лабораторная работа. Ход урока I Организационный момент. 1. Разгадывание кроссворда, мотивирующее творческую деятельность учащихся На доске располагается кроссворд «Мифы и быль о цветах», который сопровождается рисунками цветов. Ученикам предлагается разгадать его.
По горизонтали:
По вертикали:
II Изучение нового материала. (Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)
Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове. (на партах учащихся лежат гербарии растений)
–Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.
Цветок (побег)
Цветок
– Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. – Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка). – Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной. – Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным. – Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета. – Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки? – Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным. – Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков. – Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик. Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым. – В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. – Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники. – Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки. Записи в тетради:
– Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик. – Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца. В биологии тычинка обозначается символом «марса» – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно. – Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая. – Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек. В биологии пестик обозначается символом «зеркало Венеры» – . Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков. – Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики. Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок. Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами». Примеры однополого однодомного цветка. – Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения. Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими. – Итак, давайте повторим строение частей цветка. – Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения: Ч – чашелистики; Л – лепестки; Т – тычинки; Р – простой околоцветник. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике «бесконечность» – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулы и расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку).Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика. Затем учитель ставит вопрос: «Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?». И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся. Схема цветка вишни на доске. III Лабораторная работа «Строение цветка»
IV Закрепление изученного материала: Загадки. 1) Синенький звонок висит, Никогда не звенит. (Колокольчик) 2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются, (Кувшинка) 3) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза) 4) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш) V Домашнее задание: § 12. Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте свой кроссворд на тему «Строение цветка» (не меньше 10 слов). Терентьева И.В. идентификатор 219-500-827 |
Республики Татарстан «Цветок генеративный орган. Строение цветка» Форма организации учебной деятельности: комбинированный, лабораторная работа «Строение цветка» | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | «Строение цветка» ... | ||
Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | Тема урока: Цветок. Строение и значение. Цель: ознакомление со строением... Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой... | ||
Презентация рассказ о строение семени, условиях прорастания семян,... Взять семена гороха и фасоли. Разрезать на семядоли и рассмотреть строение (п 48, стр123 ). Зарисовать строение семядоли и с помощью... | Урок биологии в 8 классе по теме «Строение скелета человека» Результатом работы группы станет заполненная схема и отчет групп. Для четкости ответа я прошу вас составить схему своего ответа | ||
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | ||
Урок биологии в 9 классе Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его | Темы уроков Планируемая дата Дата проведения Тип урока Инструктаж... Л. Р. Строение корневой системы. Простые и сложные листья. Строение цветка и семени | ||
Урок Цель урока : сформировать биологические понятия о генеративных... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | Урок биологии в 8 классе «Кожа, ее строение и функции» Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл | ||
Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | Тезисы. Урок биологии по теме «Строение и функции зрительный анализатора» «Строение и функции зрительный анализатора» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и... |