Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б





НазваниеУрок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б
Дата публикации04.08.2013
Размер87.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методические рекомендации

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии МОУ «Нижнекулойская СОШ»

Верховажского района Вологодской области
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В.Б.

Тема: «Основы генетики и селекции»

Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н.И.Вавилова»

«Имя» урока: «Дело академика Вавилова»

-Проблемы урока, причины выбора данного урока:

1. Зачастую на уроке знакомство с жизнью и деятельностью того или иного ученого происходит формально: дается сообщение, добросовестный ученик вызубрит биографию, расскажет, остальные учащиеся будут равнодушно слушать, в лучшем случае, запомнят фамилию ( без и.о.), его открытие. Но биография не затронет их чувств. Поэтому следует устранить противоречие между формальностью обучения и принципом личного восприятия и сопричастности, между обезличенными знаниями государственного стандарта и собственными личностными результатами самостоятельной деятельности уч-ся.

2. «Без имени – нет человека». «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». В.Белинский

Если американцы знают своих великих людей (портреты президентов страны – на долларах), то мы не испытываем чувства гордости за великих русских людей, т.к. не знаем ни их ф.и.о., ни их фундаментальные открытия, зачастую в мировой науке, не знаем поименно даже всех русских лауреатов Нобелевской премии. На уроках на изучение биографий ученых просто не отводится времени. Поэтому следует устранить противоречие между незнанием конкретного учащегося и принципом глобального восприятия. (Н.И.Вавилов: «Мировая наука едина и не делима»)

3. Следует устранить противоречие между пассивностью уч-ся при восприятии учебного материала и принципом ориентации на консенсус.

4. В ЕГЭ в части «С» есть задание: рассказать о 2-3 ученых – биологах, их открытиях. Устранить противоречие между незнанием уч-ся и требованиями к знаниям в ЕГЭ можно, если на уроках чаще знакомить уч-ся с ученым, его открытиями.

5. Устранить противоречие между желанием испытывать чувство гордости за свою страну и реальным положением, сложившемся, например, в генетике после её разгрома лысенковцами.

Методические приемы в основе открытого урока:

*межпредметные связи: география - биология – история – литература

*развитие умения подтверждать или опровергать цитату суждением – надпредметное умение

*превращение содержания учебного материала и самого процесса обучения в факторы освоения нового для ребенка нравственного жизненного опыта, личностного этического развития ученика, его подлинного воспитания.

*воспитание интереса к прошлому как «кладовой образцов дурного и хорошего»

*воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.

*урок – педагогическое событие, предназначенное для проживания его совместно учащимися и учителем.

*использование хокку

-Краткое изложение интересного:

*судьба одного конкретного человека на фоне событий, происходящих в это же время в стране

-Опорный конспект

1.Научный подвиг Н.И.Вавилова, его заслуги перед человечеством.

2. Противостояние Вавилов – Лысенко: гений и злодейство.

Разгром советской генетики в 30-50 гг. ХХ века, его последствия.

Ценностные основы урока:

На данном уроке имеется прекрасная возможность для реализации 5 интегративно- гуманитарных принципов обучения:

  1. Принцип личного восприятия:

это касается лично меня, проходит через меня. Поэтому я не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь.

  1. Принцип сопричастности:

этого достигли люди, значит, это доступно и мне. Я – человек, поэтому мне не может быть безразличны достижения человечества. Я могу пользоваться плодами этих достижений. Я могу достичь этого же.

  1. Принцип глобального восприятия:

это нужно знать всем, а значит, и мне. Я не хуже других – я тоже должен это знать.

  1. Принцип ориентации на консенсус:

я имею свою точку зрения, но готов выслушать и обсудить и другие.

  1. Принцип личной ответственности:

я несу ответственность за последствия своей деятельности для других людей и природы.

Изучая биографию Н.И. Вавилова, уч-ся видят, как нравственные ценности, черты характера, и даже распорядок дня позволили Н.И.Вавилову не только совершить научный подвиг, но и остаться человеком в трудных жизненных ситуациях.

-Цель урока:

Способствовать восприятию учащимися Н.И.Вавилова не только как великого ученого, но и как человека- гражданина.
Образовательная цель:

Способствовать усвоению учащимися фактов биографии Н.И.Вавилова – великого русского путешественника, генетика, селекционера; осмыслению вреда, причиненного биологии лысенковщиной.

Воспитательная цель:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, личной сопричастности с событиями в нашей стране.

Развивающая цель:

Способствовать развитию умения учащихся подтверждать или опровергать цитаты суждениями;

Способствовать развитию мыслительной операции «обобщение», «сравнение»

-Содержание учебного материала:

В учебнике «Биология: общие закономерности» для 10 - 11 классов есть материал о центрах происхождения культурных растений и законе гомологических рядов, открытых Н.И.Вавиловым. На электронном диске «1С: Репетитор. Биология для абитуриентов, старшеклассников и учителей» есть биография Н.И.Вавилова. О лысенковщине – в учебнике – ни строчки!

О лысенковщине в биологии можно прочитать в романе В.Д.Дудинцева «Белые одежды» действие происходит после печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948г. и охватывает время до середины 60-х г., когда был наложен запрет на генетику. Читатель знакомится с главным героем, когда тот с целью ревизии и искоренения всего, что не соответствует линии, проводимой лысенковцами, приезжает в один из с\х институтов. Но, приступив к делу, ревизор вскрывает грубые подтасовки фактов в работах «своих»… - Читать роман без специальной биологической подготовки очень трудно!

-Межпредметные связи:

В сознании учащихся материал различных учебных предметов не связывается в единое целое. На этом уроке представляется возможность устранить противоречие между отсутствием межпредметных связей уч-ся и невозможностью отделить страницы жизни отдельного человека, например, биолога Н.И.Вавилова от исторической эпохи. («Народ другой стал с революции, как скажи, заново народился») Здесь видны связи между географией, биологией, историей, литературой…

-Методы:

Беседа, индивидуальная и групповая самостоятельная работа по установлению соответствия межу эпиграфом и суждениями.

-Чьи идеи заимствованы:

М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый урок»: Разработка урока «Гроза 12-го года…»- инд. выбор 1 сентенции из 10 о войне вообще - эпиграф, наклеивание на заготовку таблицы разрезанных фрагментов, подтверждающих или опровергающих данный эпиграф.

-Собственные изобретения:

Использование названий тем сочинений в 11 классе в качестве эпиграфов, цитат.

Подборка суждений из различных источников, в том числе из художественных произведений.

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Совместное целеполагание

2.

Мотивация:

«Имя» нашего урока «Дело академика Вавилова». Почему он так назван?

Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал…

У многих наших соотечественников есть в биографии ещё одна строка, обозначающая второе, гражданское рождение: «реабилитирован тогда-то».

«О, не думай, что ты из тех,

Кто следа не оставил в мире!

Поминовения день...» Басё

Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н.И.Вавилову.

Озвучивание ответов учащихся


3,4.

Наш урок будет иметь 2 части:

1. Научный подвиг Н.И.Вавилова, его заслуги перед человечеством.

2. Противостояние Вавилов – Лысенко: гений и злодейство. Разгром советской генетики в 30-50 гг. ХХ в., его последствия.

Запись в тетради темы, имени, плана урока




Заполняя индивидуальные карты, мы будем работать в группах. При работе в группах вам необходимо подтвердить или опровергнуть цитату (эпиграф) суждением.


Знакомство учащихся с индивидуальной картой, алгоритмом. (Приложение № 1. Индивидуальная карта работы учащегося.)

(Приложение № 2. Алгоритм «Использование суждений для доказательства или опровержения цитаты»)

5-9.

1 группа - «путешественники»:

На карте мира отметить страны, в которых побывал ученый, назвать год, какие культуры исследовал.

Найти ответ на вопрос: В 1940 г. Н.И.Вавилов заканчивал большой многолетний труд «Очаги земледелия 5-ти континентов»… но последовал его арест... И только в 1987г. осуществилась публикация книги «Пять континентов», принадлежащей перу Н. И. Вавилова, Почему книга носит такое название?

Работа группы с Приложением № 3. «Материалы для группы «путешественники»
Озвучивание ответов учащихся (Приложение № 2. Алгоритм «Использование суждений для доказательства или опровержения цитаты»)



10-16.

2 группа - «библиографы»:

Вы поняли, что всю жизнь Н.И.Вавилов изучал растения. Изменялись ли в течение жизни его научные интересы? Какую цель он преследовал?

Работа группы с Приложением № 4. «Материалы для группы «библиографы»

Озвучивание ответов учащихся

17-18.

3 группа – «биографы»: Составьте словесный портрет Н.И.Вавилова, каким человеком и гражданином он был?

Работа группы с Приложением № 5. «Материалы для группы «биографы»

Озвучивание ответов учащихся




Выводы.

Откройте оглавление нашего учебника биологии. Что было бы, если бы из учебника изъять тему «генетика»?

Как же развивалась «молодая» биологическая наука генетика? Кто внес заметный вклад в её развитие? А кто уничтожил? Неужели после всех героических экспедиций, наград, в т.ч. Ленинской премии, мировых научных достижений Николая Ивановича Вавилова вот так просто взяли и бросили в тюрьму? И человек, создавший мировую коллекцию сортов и видов растений, умер в Саратовской тюрьме от дистрофии в 1943 г.?

Озвучивание ответов учащихся

19-21.

В хронологии некоторых дат в развитии биологии в XIX –XX в. выделите те, которые относятся к генетике.


Работа учащихся с Приложением № 6. «Даты истории развития биологии»

Озвучивание ответов учащихся:

1.Началом генетики можно считать открытие «гороховых « законов Г.Менделем, переоткрытие законов произошло в 1900 г. В последние годы (конец ХХ в.) все открытия в биологии связаны с генетикой.

2.Но в списке нет имен русских ученых. Почему?

Работы русских ученых предваряли многие крупные, в том числе и нобелевские, открытия.

Почему спустя годы наша страна оказалась в самом «хвосте» генетики? Давайте обратимся к другим датам. Какие события в это время происходили в политической жизни нашей страны с конца ХIХ до середины ХХ века? Остановимся на интересующем нас периоде 30-х годов.

Работа учащихся с Приложением № 7. Идеи, гипотезы, достижения советских генетиков и зарубежных генетиков в 20-30-е годы ХХ века.

Работа учащихся с Приложением № 8. Судьба некоторых репрессированных ученых

Озвучивание выводов учащихся

Феномен лысенковщины.

Выберите эпиграф.

Работа учащихся с Приложением № 9. Эпиграфы

Перед Вами две статьи из Советского энциклопедического словаря. Сравните их, сделайте выводы.

Работа учащихся с Приложением № 10. Краткие биографические справки из энциклопедических словарей о Н.И.Вавилове и Т.Д.Лысенко

Озвучивание ответов учащихся

Сослуживец, близкий друг Лысенко Донат Долгушин писал: «Это настоящий творческий ум, новые оригинальные идеи так и прут из него». Каковы идеи Лысенко?

Работа учащихся с Приложением № 11. Идеи, взгляды Т.Д.Лысенко

Озвучивание ответов учащихся


Разгром советской генетики




Выводы по уроку


22-23.

Рефлексия:

Как Вы думаете, о чем (о ком) говорят трехстишия - хокку Басё?
Выскажите, пожалуйста, свое отношение к уроку:

На уроке мне открылось следующее:

Мое отношение к Н.И.Вавилову……

Мне открылась истина, что…

Изменилось ли Ваше личное отношение к событиям 30-40 гг. в нашей стране? Если – да, то почему?

Где может пригодиться Вам этот материал?

Были ли Вы сопричастны с изучаемым материалом?

Какой эпиграф из множества Вы бы выбрали как свое кредо (свою жизненную позицию)?

Читали ли Вы произведение В.Дудинцева «Белые одежды»? Д.Гранина «Зубр»?

Как Вы считаете, почему только в нашей стране «пышным цветом» расцвела лысенковщина, приведшая к полному «облысению» биологии?

Озвучивание ответов учащихся

24.

«Сон разума рождает чудовищ!». Помните об этом! Вы – старшеклассники – будущее нашей страны. Какой она будет, зависит от Вас, Вашего трудолюбия, Вашего таланта! Не позволяйте себе быть невежественными!






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconПример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconЗначение: хозяйство + номос. 1 хоз-во 2 наука о хоз-ве
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconРабочая программа по биологии по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина 7 класс
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б icon«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconКонспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гибридизация цитрусовых»
...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconПрограмма предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconКонспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина...
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconЗадания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч г. 11 кл
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconТематическое планирование по биологии Класс: 10 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconРабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconКалендарно тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 классов №
Календарно – тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 классов
Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск