Скачать 87.4 Kb.
|
Методические рекомендации Жукова Надежда Николаевна учитель биологии МОУ «Нижнекулойская СОШ» Верховажского района Вологодской области Урок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В.Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н.И.Вавилова» «Имя» урока: «Дело академика Вавилова» -Проблемы урока, причины выбора данного урока: 1. Зачастую на уроке знакомство с жизнью и деятельностью того или иного ученого происходит формально: дается сообщение, добросовестный ученик вызубрит биографию, расскажет, остальные учащиеся будут равнодушно слушать, в лучшем случае, запомнят фамилию ( без и.о.), его открытие. Но биография не затронет их чувств. Поэтому следует устранить противоречие между формальностью обучения и принципом личного восприятия и сопричастности, между обезличенными знаниями государственного стандарта и собственными личностными результатами самостоятельной деятельности уч-ся. 2. «Без имени – нет человека». «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». В.Белинский Если американцы знают своих великих людей (портреты президентов страны – на долларах), то мы не испытываем чувства гордости за великих русских людей, т.к. не знаем ни их ф.и.о., ни их фундаментальные открытия, зачастую в мировой науке, не знаем поименно даже всех русских лауреатов Нобелевской премии. На уроках на изучение биографий ученых просто не отводится времени. Поэтому следует устранить противоречие между незнанием конкретного учащегося и принципом глобального восприятия. (Н.И.Вавилов: «Мировая наука едина и не делима») 3. Следует устранить противоречие между пассивностью уч-ся при восприятии учебного материала и принципом ориентации на консенсус. 4. В ЕГЭ в части «С» есть задание: рассказать о 2-3 ученых – биологах, их открытиях. Устранить противоречие между незнанием уч-ся и требованиями к знаниям в ЕГЭ можно, если на уроках чаще знакомить уч-ся с ученым, его открытиями. 5. Устранить противоречие между желанием испытывать чувство гордости за свою страну и реальным положением, сложившемся, например, в генетике после её разгрома лысенковцами. Методические приемы в основе открытого урока: *межпредметные связи: география - биология – история – литература *развитие умения подтверждать или опровергать цитату суждением – надпредметное умение *превращение содержания учебного материала и самого процесса обучения в факторы освоения нового для ребенка нравственного жизненного опыта, личностного этического развития ученика, его подлинного воспитания. *воспитание интереса к прошлому как «кладовой образцов дурного и хорошего» *воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого. *урок – педагогическое событие, предназначенное для проживания его совместно учащимися и учителем. *использование хокку -Краткое изложение интересного: *судьба одного конкретного человека на фоне событий, происходящих в это же время в стране -Опорный конспект 1.Научный подвиг Н.И.Вавилова, его заслуги перед человечеством. 2. Противостояние Вавилов – Лысенко: гений и злодейство. Разгром советской генетики в 30-50 гг. ХХ века, его последствия. Ценностные основы урока: На данном уроке имеется прекрасная возможность для реализации 5 интегративно- гуманитарных принципов обучения:
это касается лично меня, проходит через меня. Поэтому я не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь.
этого достигли люди, значит, это доступно и мне. Я – человек, поэтому мне не может быть безразличны достижения человечества. Я могу пользоваться плодами этих достижений. Я могу достичь этого же.
это нужно знать всем, а значит, и мне. Я не хуже других – я тоже должен это знать.
я имею свою точку зрения, но готов выслушать и обсудить и другие.
я несу ответственность за последствия своей деятельности для других людей и природы. Изучая биографию Н.И. Вавилова, уч-ся видят, как нравственные ценности, черты характера, и даже распорядок дня позволили Н.И.Вавилову не только совершить научный подвиг, но и остаться человеком в трудных жизненных ситуациях. -Цель урока: Способствовать восприятию учащимися Н.И.Вавилова не только как великого ученого, но и как человека- гражданина. Образовательная цель: Способствовать усвоению учащимися фактов биографии Н.И.Вавилова – великого русского путешественника, генетика, селекционера; осмыслению вреда, причиненного биологии лысенковщиной. Воспитательная цель: Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, личной сопричастности с событиями в нашей стране. Развивающая цель: Способствовать развитию умения учащихся подтверждать или опровергать цитаты суждениями; Способствовать развитию мыслительной операции «обобщение», «сравнение» -Содержание учебного материала: В учебнике «Биология: общие закономерности» для 10 - 11 классов есть материал о центрах происхождения культурных растений и законе гомологических рядов, открытых Н.И.Вавиловым. На электронном диске «1С: Репетитор. Биология для абитуриентов, старшеклассников и учителей» есть биография Н.И.Вавилова. О лысенковщине – в учебнике – ни строчки! О лысенковщине в биологии можно прочитать в романе В.Д.Дудинцева «Белые одежды» действие происходит после печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948г. и охватывает время до середины 60-х г., когда был наложен запрет на генетику. Читатель знакомится с главным героем, когда тот с целью ревизии и искоренения всего, что не соответствует линии, проводимой лысенковцами, приезжает в один из с\х институтов. Но, приступив к делу, ревизор вскрывает грубые подтасовки фактов в работах «своих»… - Читать роман без специальной биологической подготовки очень трудно! -Межпредметные связи: В сознании учащихся материал различных учебных предметов не связывается в единое целое. На этом уроке представляется возможность устранить противоречие между отсутствием межпредметных связей уч-ся и невозможностью отделить страницы жизни отдельного человека, например, биолога Н.И.Вавилова от исторической эпохи. («Народ другой стал с революции, как скажи, заново народился») Здесь видны связи между географией, биологией, историей, литературой… -Методы: Беседа, индивидуальная и групповая самостоятельная работа по установлению соответствия межу эпиграфом и суждениями. -Чьи идеи заимствованы: М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый урок»: Разработка урока «Гроза 12-го года…»- инд. выбор 1 сентенции из 10 о войне вообще - эпиграф, наклеивание на заготовку таблицы разрезанных фрагментов, подтверждающих или опровергающих данный эпиграф. -Собственные изобретения: Использование названий тем сочинений в 11 классе в качестве эпиграфов, цитат. Подборка суждений из различных источников, в том числе из художественных произведений.
|
Пример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным... | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | ||
Значение: хозяйство + номос. 1 хоз-во 2 наука о хоз-ве Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | Рабочая программа по биологии по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина 7 класс В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.... | ||
«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гибридизация цитрусовых» ... | ||
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным... | Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина... Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | ||
Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч г. 11 кл РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных... | Тематическое планирование по биологии Класс: 10 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных... | ||
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | ||
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | ||
Календарно тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 классов № Календарно – тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 классов | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... |