Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология»





Скачать 495.24 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология»
страница1/5
Дата публикации06.10.2014
Размер495.24 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе , составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии (профильный уровень) 2004 года и авторской программе Захарова В.Б. . В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого раздела расширено, что составит достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие перед биологической наукой , решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Цели:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на освоение содержания, значимого для продолжения образования в сфере биологической науки, овладение биологическими методами исследования.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (7 часов) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных работ и практических работ, семинаров, зачетов) и внедрения современных педагогических технологий.

Программа рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю при изучении предмета

в течение двух лет (10 и 11 классы).

При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания.», «Клетка», «Организм», а в 11классе – «Вид», «Экосистемы». На изучение курса общей биологии выделено 204 часа, в том числе в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

Используемый УМК:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Общая биология. 10класс.Ч.1 / Под ред.проф.В.Б.Захарова.7-е изд.- М.: Дрофа, 2010 (учебник, рабочая тетрадь, программа,

методические рекомендации).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (204 час)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 час)


Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

  • Биологические системы

  • Уровни организации живой природы

  • Методы познания живой природы


Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (12 часов)

Мифологические представления о происхождении жизни. Первые научные взгляды на процесс возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л.Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции материи . Первичная атмосфера и эволюция химических элементов на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни: теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

Демонстрации:

  • Схема экспериментов Л.Пастера

  • Схемы этапов формирования планетарных систем

  • Реакции ядерного синтеза

  • Эволюция элементов и неорганических молекул (CD-диск)

  • Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов

  • Презентации и мультимедийные пособия


Учение о клетке. Химическая организация живого вещества (17 часов)
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Типы клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Химический состав клетки. Макро- и- микроэлементы.

Неорганические вещества клетки: химические свойства и биологическая роль воды, солей неорганических кислот. Гомеостаз. Осмос и осмотическое давление. Буферные системы клетки и организма.

Органические вещества клетки. Структура и свойства белков. Биологические катализаторы- ферменты. Классификация, функции.Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и –дисахаридов. Строение и биологическая роль полисахаридов. Особенности строения жиров и липидов и их функции.

Нуклеиновые кислоты. ДНК, особенности строения и биологическая роль. Генетический код. Свойства кода. Редупликация ДНК. Транскрипция. РНК, структура и функции. Разновидности РНК: информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Геном человека. Генетическая инженерия: генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

Демонстрации:

  • Элементарный состав клетки

  • Строение молекул воды, углеводов, липидов

  • Строение молекулы белка

  • Строение молекулы ДНК

  • Редупликация молекулы ДНК

  • Строение молекул РНК

  • Строение клетки

  • Характеристика гена

  • Митоз

  • Мейоз

  • Развитие половых клеток у растений

  • Развитие половых клеток у животных

  • Презентации и мультимедийные пособия

Лабораторные и практические работы:


1. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука

2. Определение каталитической активности ферментов

3. Определение крахмала в растительных тканях

Структурно-функциональная организация прокариотической и эукариотической клеток ( 7 часов).
Строение и функции прокариотической клетки. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток. Наружная мембрана.

Органеллы цитоплазмы, их структура и функции (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы , митохондрии). Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток, клеток грибов.

Структуры клеточного ядра. Кариоплазма. Хромосомы. Структура хромосом. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Гаплоидность и диплоидность хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

Демонстрации:

  • Схема строения клеток различных прокариот

  • Модели клетки

  • Схема строения органоидов клетки

  • Микропрепараты клеток растений, животных, грибов

  • Презентации и мультимедийные пособия

Лабораторные и практические работы:


4. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

5. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
Неклеточные формы жизни. Клеточная теория ( 5 часов).

Вирусы. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки.

Бактериофаги. Вирусные заболевания животных и растений. Вирусные заболевания у человека: грипп, гепатит, СПИД. История развития клеточной теории: работы М.Шлейдена, Т.Шванна, Р.Броуна, Р.Вирхова и др. ученых. Основные положения клеточной теории. Современное состояние клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.

Демонстрации:

  • Строение клеток прокариот и эукариот

  • Модели различных вирусных частиц

  • Схемы процесса развития вирусных заболеваний

  • Презентации и имультимедийные пособия

Обмен веществ в клетке (метаболизм) ( 7часов).

Обмен веществ и энергии- основа ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен.

Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция: ее сущность и механизм. Трансляция.

Энергетический обмен. Структура и функции АТФ. Подготовительный этап, роль лизосом. Неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное расщепление. Роль митохондрий.

Фотосинтез: световая фаза, темновая фаза. Биологическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Его значение.

Принципы нервной и эндокринной регуляции метаболизма процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации:

  • Схемы путей метаболизма в клетке

  • Модели- аппликации биосинтеза белка

  • Схема энергетического обмена на примере расщепления глюкозы

  • Биосинтез белка

  • Хемосинтез

  • Фотосинтез

  • Презентации и мультимедийные пособия


Размножение организмов (10 часов).

Дифференцирование клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Размножение клеток. Митоз. Биологическое значение митоза.

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения

Половое размножение растений и животных.

Половая система, органы полового размножения млекопитающих.

Период созревания (мейоз). Конъюгация и кроссинговер. Биологическое значение мейоза.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Моно- и полиспермия: биологическое значение. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез.

Двойное оплодотворение у растений. Эволюционное значение полового размножения.

Демонстрации:

  • Способы вегетативного размножения плодовых и овощных культур;

  • Почкование дрожжей и кишечнополостных

  • Почкование дрожжей и кишечнополостных

  • Микропрепараты яйцеклеток;

  • Схема строения сперматозоидов различных животных

  • Сравнительный анализ зародышей позвоночных

  • Модели эмбрионов ланцетника, лягушек и др.животных

  • Метаморфоз у членистоногих и позвоночных

  • Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений

  • Сходство зародышей позвоночных животных;

  • Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе

  • Фотографии последствий воздействия факторов среды на развитие организмов

  • Схемы и статистические таблицы последствий употребления алкоголя, наркотиков и табака на потомство

  • Презентации и мультимедийные пособия

Лабораторные и практические работы:


Пр.р. № 6. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

Пр.р.№.7. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Экскурсия на тему «Способы размножения растений и животных в природе» (окрестности школы)

Индивидуальное развитие организмов (13 часов).
Типы яйцеклеток. Оболочки яйца. Основные закономерности дробления: бластула и гаструла.

Зародышевые листки и их дальнейшая. Первичный органогенез(нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Регуляция эмбрионального развития: детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной системы в развитии организмов.

Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей.

Клонирование растений и животных. Перспективы создания тканей и органов человека.

Закономерности постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие. Стадии постэмбрионального развития. Старение и смерть. Биология продолжительности жизни.

Онтогенез высших растений. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Регуляция развития растений. Фитогормоны. Общие закономерности онтогенеза. Закон К. Бэра. Биогенетический закон Э.Геккеля и К.Мюллера. Работы А.Н.Северцова по эмбриональной изменчивости.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Воздействие токсических веществ на организм матери и плода. Врожденные уродства.

Понятие о регенерации: внутриклеточная, клеточная, тканевая, органная. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
Демонстрации:

  • Сравнительный анализ зародышей позвоночных

  • Модели эмбрионов ланцетника, лягушек и др.животных

  • Метаморфоз у членистоногих и позвоночных

  • Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений

  • Сходство зародышей позвоночных животных;

  • Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе

  • Фотографии последствий воздействия факторов среды на развитие организмов

  • Схемы и статистические таблицы последствий употребления алкоголя, наркотиков и табака на потомство

  • Презентации и мультимедийное пособие


Основные закономерности наследственности и изменчивости признаков

( 21час)
Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики.

Основные понятия генетики. Признаки и свойства: гены. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма. Генофонд.

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на разных уровнях.

Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПояснительная записка (9 класс) Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в IX классах общеобразовательных школ и расчитана на 1 час классных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа на 2015-2016 учебный год Учителя биологии Филипповой...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 11 классах, составлена в полном соответствии с федеральным...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «общая биология»
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах,...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс»
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconПример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю)
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа по общей биологии 9 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» iconРабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса Учителя архиповой анны николаевны
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск