Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Верх - Пайвинская средняя общеобразовательная школа» Баевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
____________ФИО ____________Климов С.А.
Протокол №__ от Приказ №__ от «__»_____________2012 « __»_________2012
Рабочая программа
По предмету «Общая биология» 10 класс
Базовый уровень 2012- 2013 год
Рабочая программа составлена на основе курса биологии для образовательных учреждений.
Авторы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова
Издательство «Дрофа» 2010 год
Составитель: Дубовик
Светлана
Ивановна
Учитель биологии
I квалификационная
категория
Верх - Пайва.2012год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта полного общего образования по биологии 2004 год.
Авторской программы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова
Издательство «Дрофа» 2010 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях.
Программой предусматривается изучение теоритических основ общей биологии.
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Лабораторных работ: 4
Для реализации рабочей программы будут использованы следующие методы обучения
- словестный
- наглядный
- лабораторные работы
- устный контроль
- учебные дискуссии
Изучение курса «Общая биология» 10 класс направленно на достижение следующих целей:
• Дать учащемуся знания об основных биологических теориях, законах, понятиях, закономерностях, правилах, гипотезах.
• Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
• Изучение курса направлено на решение его главных задач
• Изучение основных закономерностей возникновения и развития жизни на Земле
• Формирование диалектико – материалистического мировоззрения
• Совершенствовать умение работать с учебником, таблицами, рисунками, оборудованием, источником информации.
Тематический поурочный план учебного предмета «Общая биология»
(2 ч в неделю,34 учебных недели)
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Виды деятельности обучающихся.
Практические,
лабораторные,
экскурсии
| Планируемые
Результаты изучения темы
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
| Раздел 1. Тема 1. Биология как наука – методы
научного познания – 5ч
| 1
|
| История развития биологии
|
| Знать признаки биологических объектов.
Понимать сущность биопроцессов.
Уметь сравнивать, проводить самостоятельный поиск информации,
объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязь организмов и окружающей среды, характеризовать
уровни организации живой материи
| Словесный, наглядный, метод формирование
теоритических знаний.
Таблицы
«Уровни организации живой материи», «Портреты ученых»,
Таблица «Система биологических наук»
| 2
|
| Система биологических наук
|
| 3
|
| Основные свойства живой материи
|
| 4
|
| Основные уровни организации живой материи
|
| 5
|
| Методы познания живой природы
|
|
| Раздел 2. Тема 2. История изучения клетки – 2ч
| 6
7
|
| Развитие знаний о клетке
Основные положения современной клеточной теории
|
| Знать основные
положения «Клеточной теории», этапы становления клеточной теории.
Уметь излагать основные положения клеточной теории
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний
| Тема 3. Химический состав клетки - 6ч
| 8
|
| Элементарный химический состав клетки
|
| Знать состав клетки, строение белков их роль в жизни клетки и организмов, нуклеиновые кислоты.
Уметь характеризовать особенности химического состава клетки; роль воды в жизни клетки и организмов, характеризовать роль углеводов и липидов.
Применять полученные знания в практике.
Уметь характеризовать нуклеиновые кислоты, принцип комплементарности.
| Словесный,
наглядный метод формирование
теоритических знаний. Таблица «Белки», «Углеводы», «Липиды», «ДНК» «РНК»
| 9
|
| Органогены, макроэлементы
микроэлементы
их роль в жизни клетки
|
| 10
|
| Роль воды для клетки
|
| 11
|
| Органические вещества клетки. Белки
|
| 12
|
| Липиды. Углеводы
|
| 13
|
| Нуклеиновые кислоты
|
| Тема 4. Строение клетки – 6ч
| 14
|
| Клеточная мембрана. Цитоплазма. Ядро.
|
| Знать признаки родства всех эукариотических клеток, факторы влияющие на
процесс
протекания плазмолиза, деплазмолиза.
Определение и понятий
сапрофит, симбионт,
паразит.
Уметь характеризовать строение клеток:
прокариот, эукариот и сравнивать между собой
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и практических умений.
Таблицы: «Клетка
растительная и животная», микроскоп, микропрепараты
| 15
|
| Основные органоиды клетки. Приготовление и описание микропрепаратов
| Лабораторная работа №1
| 16
|
| Отличие животной клетки от растительной
| Лабораторная работа №2
| 17
|
| Хромосомы их строение. Кариотип.
|
| 18
|
| Прокариотическая
клетка
|
| 19
|
| Бактерии. Их роль в природе.
|
|
| Тема 5. Реализация наследственной информации
в клетки – 2ч
| 20
|
| ДНК - носитель наследственной информации.
|
| Знать основные свойства генетического кода.
Уметь объяснять биосинтез белка,
Передачу наследственной информации.
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы « Генетический код»,
«Матричный синтез»
| 21
|
| Биосинтез белка.
|
|
| Тема 6. Вирусы – 1ч
|
| 22
|
| Вирусы – неклеточные
формы жизни
|
| Знать строение вирусы и виды. Уметь описывать процесс проникновения
вируса в клетку
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний.
Таблица «Вирусы»
| Раздел 3. Тема 7. Многообразие живых организмов – 2ч
| 23
24
|
| Одноклеточные организмы
Многоклеточные организмы. Колонии
|
| Знать представителей одноклеточных и многоклеточных,
их строение, место проживания.
Уметь отличать по строению одноклеточных от многоклеточных,
объяснять эволюционное
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы «Одноклеточные», «Многоклеточные», «Колонии»
| Тема 8. Обмен и превращение энергии – 3ч
| 25
|
| Энергетический обмен
|
| Знать этапы энергетического обмена.
Уметь объяснять роль АТФ в обмене веществ
в клетки
| наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы «Этапы энергетического обмена», «Этапы пластического обмена»
| 26
|
| Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы.
| 27
|
| Пластический обмен.
| Тема 9. Размножение – 6ч
| 28
|
| Деление клетки. Митоз
|
| Знать основные стадии гаметогенеза, основные типы оплодотворения.
Уметь описывать последовательно
фазы митоза, мейоза,
сравнивать бесполое и половое размножение, описывать строение половых клеток. Характеризовать значение оплодотворения и его типы
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний.
Таблицы «Мейоз», «Митоз», «Оплодотворение», «Виды вегетативного размножения
| 29
|
| Бесполое и половое размножение
| 30
|
| Мейоз
|
| 31
|
| Оплодотворение и его виды у растений
| 32
|
| Половые клетки животных
| 33
|
| Гаметогенез
| Тема 10. Индивидуальное развитие организмов – 3ч
| 34
|
| Прямое и непрямое развитие
|
| Знать периоды онтогенеза, этапы постэмбрионального
развития, периоды
онтогенеза человека.
Уметь описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыш человека и млекопитающих
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний. Таблицы «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие »
| 35
|
| Основные этапы эмбриогенеза
| 36
|
| Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
| Тема 11. Наследственность и изменчивость – 16ч
| 37
|
| Генетика – наука о закономерностях наследственности
и изменчивости
|
| Знать законы
Г. Менделя,
Закон сцепленного наследования, основные положения хромосомной теории, основные типы хромосом в генотипе, различные виды изменчивости, виды мутаций, основные причины наследственных заболеваний. Уметь характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, объяснять значение законов Г. Менделя, описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, неполное доминирование.
Объяснять сущность сцепленного наследования биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости и мутаций
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и
практических умений.
Таблицы «Моногибридное скрещивание », «Дигибридное скрещивание», «Генетика пола», «Мутационная изменчивость»,
«Виды мутаций»,
«Модификационная изменчивость»
| 38
|
| Гибридологический
метод изучения
наследственности.
Первый закон Менделя
|
| 39
|
| Второй закон Менделя
|
| 40
|
| Полигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание
|
| 41
|
| Хромосомная теория наследственности
|
| 42
|
| Генетика пола
|
| 43
|
| Сцепленное с полом наследование
|
| 44
|
| Генетические задачи на моногибридное скрещивание
| Решение
задач
| 45
|
| Генетические задачи на дигибридное скрещивание
| Решение
задач
| 46
|
| Генетические задачи на множественные аллели и сцепление с полом
| Решение
задач
| 47
|
| Генетические задачи на определение группу крови
| Решение
задач
| 48
|
| Успехи медицинской генетики
|
| 49
|
| Наследственная изменчивость
| Лабораторная работа №3
| 50
|
| Модификационная изменчивость от условий внешней среды
| Лабораторная работа №4
| 51
|
| Комбинативная и мутационная изменчивость
|
| 52
|
| Значение генетики для медицины
|
| Тема 12. Селекция. Биотехнология – 12ч
| 53
|
| Создание пород животных и сортов растений
|
| Знать основные методы селекции растений и животных. Уметь сравнивать, описывать массовый и индивидуальный отбор, явление гетерозиса, методы генной инженерии.
Описывать достижения в области селекции, биотехнологии
| Словесный,
наглядный
метод формирование
теоритических знаний и
практических умений. Таблицы «Центры многообразии и происхождении культурных растений».
«Методы селекции», «Породы голубей», «Породы овец»
| 54
|
| Центры происхождения культурных растений
|
| 55
|
| Основные методы селекции
|
| 56
|
| Селекция микроорганизмов
|
| 57
|
| Направление современной селекции
|
| 58
|
| Достижения в области селекции
| Выступление с творческими работами
| 59
|
| Гибридизация
| Выступление с творческими работами
| 60
|
| Биотехнология
| Творческие работы
| 61
|
| Генная инженерия
| Творческие работы
| 62
|
| Клонирование
| Творческие работы
| 63
|
| Генетически модифицированные организмы
|
| 64
|
| Экскурсия. Тема: «Многообразие сортов растений» .
( пришкольный участок)
| Экскурсия
| 65
|
| Повторение темы: «Клетка»
|
| 66
|
| Повторение темы:
« Размножение»
|
| 67
|
| Повторение темы: «Генетика»
|
| 68
|
| Опорные точки по курсу
«Общая биология»
|
|
|
|
|
|
|
| Всего уроков – 68
- уроков теоритических – 59 - уроков решения генетических задач – 4 - лабораторных работ – 4 - экскурсий – 1
Тематический план рабочей программы учебного курса
«Общая биология»
Номер раздела и название темы.
| Всего часов
| Теоритических занятий
| Практических, экскурсии, решение задач
| Контрольно – обучающихся занятий
| Раздел 1. Тема 1. Биология как наука – методы
научного познания
| 5
| 5
| -
| -
| Раздел 2.
Тема 2.История изучения клетки.
| 2
6
6
2
1
| 2
6
4
2
1
| -
-
2
-
-
| -
-
-
-
-
| Тема 3. Химический состав клетки
| Тема 4. Строение клетки
| Тема 5. Наследственная информация в клетки
| Тема 6. Вирусы
| Раздел 3. Тема 7. Многообразие живых организмов
| 2
3
6
3
16
12
4
| 2
3
6
3
10
11
4
| -
-
-
-
2+4
1
-
| -
-
-
-
-
-
-
| Тема 8. Обмен веществ
| Тема 9. Размножение
| Тема 10. Индивидуальное развитие организмов
| Тема11. Наследственность и изменчивость
| Тема 12. Селекция. Биотехнология
Повторение
| Всего
| 68
| 59
| 9
| -
| Планируемые образовательные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- Об особенностях жизни как формы существования материи.
- Роли физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации.
- О сущности процессов обмена веществ, наследственности и изменчивости.
- Об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, теории наследственности
- Биологическую терминологию и символику.
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять основные свойства живых организмов.
- Объяснять понятие гомеостаза и другие.
- Объяснять рисунки и схемы представленные в учебнике.
- Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты.
- Объяснять механизм передачи признаков и свойств из поколения в поколение в поколение.
- Решать генетические задачи.
- Объяснять неблагоприятное влияние со стороны окружающей среды на индивидуальное развитие организма.
- Сравнивать бесполое и половое размножение.
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в практике сельского хозяйства.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучения
Оценка устного ответа.
Исходя из поставленной цели возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- Правильность и осознанность изложения, полноту раскрытий понятий, точность употребления научных терминов. - Степень сформированности интеллектуальных общеучебных умений. - Самостоятельность ответа. - Речевую грамотность и логическую последовательность ответа Отметка «5» - Полностью раскрыто содержание материала в объёме программы ученика. - Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, исследованы научные термины. – Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. – Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4» - Раскрыто основное содержание материала. – В основном правильно даны определения и понятия и использованы научные термины. – Ответ самостоятельный. – Определение понятий не полные, допущены нарушения последовательности изложения материала параграфа.
Отметка «3» - Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. - Определения понятий недостаточно четкие. – Нет выводов, обобщения.
Отметка «2» - Основное содержание учебного материала не раскрыто. – Не даны на вспомогательные вопросы учителя. – Допущены грубые ошибки в определении понятий.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
№
п\ п
| Содержание
| Класс
| Перечень
| Автор
| издательство
| год
| 1
| Основная
Учебник
| 10
| Общая биология
| И.Б Агафонова, В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 2
| Учебное пособие для учащихся
| 10
| Рабочая тетрадь к учебнику
| В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 3
| Методическое пособие для учителя
| 10
| Методическое пособие к учебнику, журналы «Биология в школе»,
«Биология для школьников»
| В.И. Сивоглазова
| «Дрофа»
| 2010
| 4
| Дополнительная литература для учителя и учащихся
| 10
| Книга для чтения по общей биологии.
| Н.И. Шаврин
| «Просвещение»
| 2000
| Уроки общей биологии
| В.М. Корсунская
| «Просвещение»
| 2000
| Книга для учителя
«Общие
закономерности»
| Т.С. Сухова,
В.И. Сивоглазова
| «Школа - пресс»
| 2001
| Рабочая тетрадь для учителя 10кл
| Н.И. Сонин,
Т.А. Козлова
| «Дрофа»
| 2001
| Для подготовки. ЕГЭ Биология
| Т.А. Козлова
| «Дрофа»
| 2002
| Словарь по биологии
| А.И. Гусев
| «Просвещение»
| 2000
| Справочник по биологии
| А.С. Мироненко
| «Просвещение»
| 1998
| 5
| Электронные
информационные источники
| 10
| Диски биология
10-11кл.
Диски биология теория эволюции.
Биология – клеточная теория.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
|
| «Дрофа»
| 2004
2010
| 6
| Модели
|
| Эмбрионы птиц и лягушки
|
|
|
| 7
| Таблицы
|
| Портреты ученых.
1.Многообразие живого мира
2.Белки и нуклеиновые кислоты
3. Царства живой природы
4. Строение клетки растительной и животной
5.Энергитический обмен
6. Пластический обмен
7. Митоз
8. Мейоз
9. Вирусы
10.Законы Менделя
11.Кодификационная изменчивость
12.Селекция растений
13. Селекция животных
14. Эмбриональное развитие
15. Постэмбриональное развитие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |