Скачать 488.53 Kb.
|
Пример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования (профильный уровень) Автор: методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В. Пояснительная записка Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе , составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии (профильный уровень) 2004 года и авторской программе Захарова В.Б. . В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого раздела расширено, что составит достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие перед биологической наукой , решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Цели: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на освоение содержания, значимого для продолжения образования в сфере биологической науки, овладение биологическими методами исследования. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (13 часов) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных работ и практических работ, семинаров, зачетов) и внедрения современных педагогических технологий. Программа рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания.», «Клетка», «Организм», а в 11классе – «Вид», «Экосистемы». На изучение курса общей биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю). Используемый УМК: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Общая биология. 10класс.Ч.1 / Под ред.проф.В.Б.Захарова.7-е изд.- М.: Дрофа, 2005 (учебник, рабочая тетрадь, программа, методические рекомендации). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час)БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 час) Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Демонстрации:
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (12 часов) Мифологические представления о происхождении жизни. Первые научные взгляды на процесс возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л.Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции материи . Первичная атмосфера и эволюция химических элементов на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни: теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Демонстрации:
Учение о клетке. Химическая организация живого вещества (17 часов) Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Типы клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Химический состав клетки. Макро- и- микроэлементы. Неорганические вещества клетки: химические свойства и биологическая роль воды, солей неорганических кислот. Гомеостаз. Осмос и осмотическое давление. Буферные системы клетки и организма. Органические вещества клетки. Структура и свойства белков. Биологические катализаторы- ферменты. Классификация, функции.Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и –дисахаридов. Строение и биологическая роль полисахаридов. Особенности строения жиров и липидов и их функции. Нуклеиновые кислоты. ДНК, особенности строения и биологическая роль. Генетический код. Свойства кода. Редупликация ДНК. Транскрипция. РНК, структура и функции. Разновидности РНК: информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Геном человека. Генетическая инженерия: генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных. Демонстрации:
Лабораторные и практические работы:1. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука 2. Определение каталитической активности ферментов 3. Определение крахмала в растительных тканях Структурно-функциональная организация прокариотической и эукариотической клеток ( 7 часов). Строение и функции прокариотической клетки. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток. Наружная мембрана. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы , митохондрии). Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток, клеток грибов. Структуры клеточного ядра. Кариоплазма. Хромосомы. Структура хромосом. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Гаплоидность и диплоидность хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. Демонстрации:
Лабораторные и практические работы:4. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках. 5. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. Неклеточные формы жизни. Клеточная теория ( 5 часов). Вирусы. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Бактериофаги. Вирусные заболевания животных и растений. Вирусные заболевания у человека: грипп, гепатит, СПИД. История развития клеточной теории: работы М.Шлейдена, Т.Шванна, Р.Броуна, Р.Вирхова и др. ученых. Основные положения клеточной теории. Современное состояние клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Демонстрации:
Обмен веществ в клетке (метаболизм) ( 7часов). Обмен веществ и энергии- основа ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция: ее сущность и механизм. Трансляция. Энергетический обмен. Структура и функции АТФ. Подготовительный этап, роль лизосом. Неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное расщепление. Роль митохондрий. Фотосинтез: световая фаза, темновая фаза. Биологическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Его значение. Принципы нервной и эндокринной регуляции метаболизма процессов превращения веществ и энергии в клетке. Демонстрации:
Размножение организмов (10 часов). Дифференцирование клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Размножение клеток. Митоз. Биологическое значение митоза. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Период созревания (мейоз). Конъюгация и кроссинговер. Биологическое значение мейоза. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Моно- и полиспермия: биологическое значение. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Двойное оплодотворение у растений. Эволюционное значение полового размножения. Демонстрации:
Лабораторные и практические работы:Пр.р. № 6. Сравнение процессов бесполого и полового размножения. Пр.р.№.7. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. Экскурсия на тему «Способы размножения растений и животных в природе» (окрестности школы) Индивидуальное развитие организмов (13 часов). Типы яйцеклеток. Оболочки яйца. Основные закономерности дробления: бластула и гаструла. Зародышевые листки и их дальнейшая. Первичный органогенез(нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития: детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной системы в развитии организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных. Перспективы создания тканей и органов человека. Закономерности постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие. Стадии постэмбрионального развития. Старение и смерть. Биология продолжительности жизни. Онтогенез высших растений. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Регуляция развития растений. Фитогормоны. Общие закономерности онтогенеза. Закон К. Бэра. Биогенетический закон Э.Геккеля и К.Мюллера. Работы А.Н.Северцова по эмбриональной изменчивости. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Воздействие токсических веществ на организм матери и плода. Врожденные уродства. Понятие о регенерации: внутриклеточная, клеточная, тканевая, органная. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных. Демонстрации:
Основные закономерности наследственности и изменчивости признаков ( 21час) Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства: гены. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма. Генофонд. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на разных уровнях. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. |
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | ||
Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | ||
Рабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений (для обучающихся 10 11 классов) Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | Рабочая программа по учебному предмету «Биология» Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... | Внеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на... Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования... | Приказ №56 от 02. 09. 2013 Рабочие программы по биологии 6-8 классы... Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального... | ||
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | Пояснительная записка основной образовательной программы среднего... Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)общего образования и Примерной программы по экономике среднего... | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего... |