№ /
дата
|
Тема
|
Тип урока,
форма проведения
|
Элементы содержания
|
Умения и виды деятельности
|
Контрольно – оценочная деятель-ность
|
Домашнее
задание
|
Средства обучения
|
общеучебные
|
специальные
|
вид
|
фор- ма
|
Демонстрации, опыты
| Интенет-ресурсы, средства мультиме-диа
|
10 класс. Тема 1: Введение в курс общей биологии.(4 часа)
|
1(1)
| Содержание и структура курса общей биологии.
Основные свойства жизни.
| Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
Форма: лекция, беседа
| Объект изучения биологии – живая природа.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
| Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее;
| Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
Знать / понимать биологическую терминологию: биосистема, свойства жизни
| Теку-
щий
|
ДСР
| Параграфы 1, 2; записи в тетради; Уметь отвечать на вопросы к параграфу на стр. 8;
ДСР- Тезисный план параграфа 2;
|
|
|
2 (2)
| Уровни организации живой материи.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: беседа, анализ текста
| Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы
| Уметь находить информацию об уровнях организации живой природы в учебных текстах и оценивать ее;
| Знать / понимать строение (структуру) экосистем;
биологическую терминологию: биосистема, свойства жизни, структурные уровни организации
| Теку-
щий
| УО;
Выбо-роч
ная
про-
верка
ДСР
| Параграф 3; Изучить таблицу «Уровни организации живой материи » на стр. 10-11
| Демонстрации: «Биологические системы»;
«Уровни организации живой природы».
|
|
3 (3)
| Значение практической биологии.
Живой мир и культура.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: беседа, анализ текста
| Современная естественнонаучная картина мира Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонауч-ной картины мира.
| Уметь находить информацию о значении биологических знаний в учебных текстах, научно – популярных изданиях и оценивать ее.
| Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
| Теку-
щий
| УО;
Т-ин
| Параграфы 4, 6; Выписать сведения о значении биологических знаний (можно в форме схемы или тезисов);
|
|
|
4 (4)
| Методы биологических исследований. Повторение и обобщение знаний по теме «Биология как наука. Методы биологического познания»
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: беседа, письменный опрос
| Методы познания живой природы.
| Уметь находить информацию о методах биологических исследований в учебных текстах, научно – популярных изданиях и критически оценивать ее.
|
| Теку-
щий
| УО;
ПО;
ДСР
| Параграф 5; Кластер (схема) «Методы биологических исследований»; Вопросы для обобщения знаний «Проверь себя» на стр. 24 учебника (устно)
| Демонстрация:
«Методы познания живой природы».
|
|
Тема 2: Биосферный уровень жизни (9ч)
|
5 (1)
| Учение о биосфере.
Функции живого вещества в биосфере.
| Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
Форма: самостоятель-ная работа; письменные ответы на вопросы
| Биосфера – глобальная экосистема
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере.
Биомасса
| Уметь находить информацию о биосфере и функции в ней живого вещества в учебных текстах и оценивать ее;
| Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
учение В.И. Вернадского о биосфере;
| Теку-
щий
| ДСР;
СР; Выбо-роч
ная
про-
верка
ДСР
| Параграф 7; ДСР- выписать сведения о роли живого вещества в биосфере
| Демонстрации:
«Биосфера»
|
|
6 (2)
| Происхождение живого вещества. Физико – химическая эволюция в развитии биосферы.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: просмотр видеофрагмен-та, беседа, практическая работа
| Эволюция биосферы.
Гипотезы происхождения жизни.
|
| Знать / понимать:
вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира;
Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни;
объяснять причины эволюции
| Теку-
щий
| УО;
ПР
| Параграф 8; Уметь отвечать на вопросы на стр. 42
| Демонстрации:
«Эволюция растительного мира»;
«Эволюция животного мира»;
«Биоразнообразие» Видеофрагмент «Происхождение жизни на Земле» Практ. работа №1 : «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
(перенесена из темы «Вид»)
|
|
7(3)
| Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: лекция, беседа, анализ текста
| Эволюция биосферы.
|
| Уметь объяснять причины эволюции
| Теку-
щий
| УО;
ДСР
| Параграф 9; Выписать ароморфозы в развитии органического мира
| Демонстрации:
«Эволюция растительного мира»;
«Эволюция животного мира»;
«Биоразнообразие»
|
|
8(4)
| Биосфера как глобальная экосистема.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: лекция, беседа, просмотр видеофильма
| Биосфера – глобальная экосистема
|
| Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
| Теку-
щий
| УО
выбо-рочная провер-ка тетр.
с д/з
| Параграф 10; Уметь отвечать на вопросы в конце параграфа
| Демонстрации:
«Биосфера»; «Уровни организации живой природы»; Видеофильм:
«Биосфера»
|
|
9(5)
| Круговорот веществ в природе. Механизмы устойчивости биосферы.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: лекция, беседа
| Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Биологический круговорот ( на примере круговорота углерода)
Причины устойчивости и смены экосистем
|
| Знать / понимать:
сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
Уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
| Теку-
щий
| УО;
| Параграф 11;
| Демонстрации:
«Круговорот углерода в биосфере»; «Уровни организации живой природы»;
|
|
10(6)
| Человек как житель биосферы. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: лабораторная работа, анализ текста
| Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.
| Уметь находить информацию о последствиях собственной деятельности в окружающей среде в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее.
| Уметь анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
| Теку-
щий
| УО;
ЛР
| Параграфы 12, 14;
| Демонстрации: «Последствия деятельности человека в окружающей среде»;
«Заповедники и заказники России»;
|
|
11(7)
| Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: анализ текста, беседа
| Биосфера – глобальная экосистема.
Роль живых организмов в биосфере.
|
| Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
| Теку-
щий
| УО;
| Параграф 13;
| Демонстрации:
«Биосфера»;
|
|
12(8)
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: анализ текста, беседа
| Биосфера – глобальная экосистема.
Роль живых организмов в биосфере.
|
| Знать / понимать: строение (структуру) биосферы как экосистемы;
| Теку-
щий
| УО;
| Параграф 14;
| Лабораторная работа №1 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности»
|
|
13(9)
| Экологические факторы и их значение.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: рассказ, самостоятель-ная работа
| Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Биологические ритмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
| Уметь находить информацию об экологических факторах в учебных текстах, научно – популярных изданиях и критически оценивать ее.
| Знать / понимать: взаимосвязи организмов и окружающей среды;
Уметь объяснять влияние экологических факторов на организмы
| Теку-
щий
| СР;
| Параграф 15; Повторить термины по разделу «Биосферный уровень организации живой материи» на стр. 75;
Уметь отвечать на вопросы рубрики «Подведите итог» на стр. 73-74
| Демонстрации: «Экологические факторы и их влияние на организм»; «Биологические ритмы»;
«Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз»;
|
|
Тема 3: Биогеоценотический уровень жизни (9ч.)
|
14(1)
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
| Тип: комбинирован-ный урок;
Форма: рассказ, беседа, письменный опрос
| Основные уровни организации живой природы.
|
| Знать / понимать: строение (структуру) биогеоценоза как экосистемы
| Теку-
щий
| УО;
ПО-фронт
| Параграф 16; Уметь отвечать на вопросы в конце параграфа
| Демонстрации: «Экосистема»;
|
|