Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования.





НазваниеУчебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования.
страница1/7
Дата публикации01.07.2015
Размер0.9 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА




Министерство по физической культуре, спорту и туризму

Чувашской республики
БПОУ «Чебоксарское училище олимпийского резерва»



Петрова О.В. Поурочный и тематический контроль знаний по общей биологии для студентов 1 курса, 2014. – 96 с.


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой «Общая биология, 1 курс» для студентов БПОУ «ЧУОР».
Рецензент:

Колесникова Ольга Борисовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры ФКиС ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова».
Поурочный и тематический контроль знаний по общей биологии: учебно-методическое пособие для студентов 1 курсов средних специальных учебных заведений (10-11 классов).

В пособии дано тематическое планирование контроля знаний, определены основные знания и умения. Для оценки знаний и в качестве тематического контроля предложено все многообразие учебной деятельности: лабораторные, практические, самостоятельные работы, тесты, программированные опросы, семинары и биологические задачи. В конце каждой темы даны варианты заданий для тематической проверки на итоговых занятиях.

Пособие адресовано преподавателям (учителям), учащимся старших классов (студентам), реализующих курс общей биологии.


Чебоксары, 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования.

В нем дано тематическое планирование контроля знаний, определены основные знания и умения, предложены проверочные и контрольные работы базового уровня сложности.

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях, предъявляемых к уровню подготовленности учащихся (студентов) должен знать не только учитель, но и ученик. Данная система тематического учета знаний позволяет: а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; б) учесть разнообразные формы учебной деятельности студента и его работу при изучении темы.

В учебном пособии представлены письменные и устные задания базового уровня сложности: самостоятельные и проверочные работы, программированные опросы, биологические задачи, тесты, лабораторные и практические работы, семинары. Предлагаемые варианты проверки знаний учитывают оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. На лабораторных работах отрабатываются навыки работы с лабораторным оборудованием и объектами исследования при изучении нового материала. На практических работах проверяется уровень усвоения материла при решении задач экспериментального характера. На семинарах студент должен не только усвоить определенные знания, но и совместными усилиями найти решение проблемы. В конце каждой темы даны варианты заданий для тематической проверки на итоговых занятиях. В конце пособия представлены задания итогового тестирования в форме ЕГЭ.

Пособие дополнено списком рефератов, предлагаемых студентам по всем изучаемым разделам.





Основные знания:

  • Процессы жизнедеятельности клетки

  • Строение и роль органических и неорганических веществ клетки

  • Сущность пластического и энергетического обмена

  • Положения клеточной теории

  • Отличия в строении клетки прокариот и эукариот

  • Вирусы - неклеточная форма жизни

  • Деление клетки – митоз, амитоз

  • Связь органоидов клетки с их функциями


Умения:

  • Сравнивать различные биологические объекты и процессы

  • Связывать теоретические знания с практикой

  • Раскрывать суть генетического кода как основу реакции матричного типа

  • Решать цитологические задачи и проводить цитологические опыты


Проверка знаний и умений:

Поурочный контроль


  • Тест «Бактерии»

  • Тест «Органические вещества клетки».

  • Решение биологических задач.

  • Проверочная работа «Химическая организация клетки. Нуклеиновые кислоты».

  • Проверочный диктант «Деление клетки. Митоз»

  • Практическая работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов».

  • Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз к клетках кожицы лука»

  • Лабораторная работа «Сравнение строения растительной, животной и бактериальной клетки»

  • Семинар «Внутренняя жизнь клетки».

Итоговый контроль




  • Контрольная работа «Клетка – единица жизни».


ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ:

БАКТЕРИИ.

ТЕСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ


  1. Бактерии размножаются … (как?)

  2. Бактерии размножаются через каждые … (указать время)

  3. Бактерии передвигаются с помощью…

  4. Бактерии не имеют …(перечислите органоиды)

  5. При неблагоприятных условиях бактерии образуют…

  6. Бактерии в природе встречаются… (где?)

  7. Клеточная стенка бактерий окружена…

  8. Палочковидная форма бактерий называется…

  9. Болезни, вызываемые бактериями…

10. Кольцевая хромосома бактерий называется……
Выберите верные суждения


  1. Малые размеры

  2. Относятся к ядерным организмам

  3. Митохондрии и хлоропласты отсутствуют

  4. Цианеи – это бактерии

  5. Размножаются бесполым путем

  6. Бактерии не образуют спор

  7. Палочковидная форма бактерии – бацилла

  8. Извитая форма бактерий – кокк

  9. Основа оболочки бактерий – муреин

10.Дифтерия – бактериальная инфекция


ТЕСТ

ПО ТЕМЕ:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.

1.В каких клетках содержится больше углеводов?

А) в растительных

Б) в животных

В) одинаковое в тех и других клетках

2. Какими свойствами обладают полисахариды?

А) хорошо растворяются в воде, сладкие на вкус.

Б) плохо растворяются в воде, сладкие на вкус

В) теряют сладкий вкус и способность растворятся в воде.

3. Что делает липиды важнейшими компонентами клеточных мембран?

А) плохая теплопроводность

Б) нерастворимость в воде

В) большая энергоемкость.

4. Регуляторную функцию у липидов обеспечивают:

А) гормоны Б) воск В) фосфолипиды

5. Даны 2 вещества – глюкоза и крахмал, каким способом их можно отличить?

А) по запаху Б) по растворимости в воде В) по цвету

6. Белки – полимеры, состоящие из:

А) аминокислот Б) нуклеотидов В) сахаридов

7. Хромосомы состоят из:

А) белка Б) РНК В) ДНК Г) белка и ДНК

8.Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание

А)аденин Б) гуанин В)урацил Г) цитозин

9.Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химич. реакции, в клетке?

А) гормональную Б)сигнальную В) ферментативную Г)информационную

10. Рибоза, в отличие от дезоксирибозы, входит в состав

А) ДНК Б)белков В) иРНК Г) полисахаридов.
ТЕСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО ТЕМЕ:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.

1.Белок, транспортирующий кислород в крови - …..

2.Коллаген – белок, входящий в состав волокнистой ткани, находящейся….

3.В состав белков входят …. аминокислот

4.Целлюлоза и хитин – это представители ….

5.Липиды плохо растворяются…. , хорошо растворяются ….


ТЕСТ «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

ПО ТЕМЕ:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.
1.Белки – это полимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов.

2.Животные в основном запасают в качестве источника энергии – углеводы.

3.Основное свойство жиров – их гидрофильность.

4.Глюкоза и фруктоза – это полисахариды.

5.Денатурация – это способность белков восстанавливать свою структуру.

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ПО ТЕМЕ:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.




  1. Какую роль в организме человека играют такие белки, как инсулин, пепсин, гемоглобин, коллаген, миозин, фибриноген?

  2. Как вы считаете, почему «жизнь – есть способ существования белковых тел?»

  3. В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции они выполняют в организме этих животных?

  4. Жиры и углеводы выполняют энергетическую функцию в организме и являются запасными питательными веществами. Почему же животные и человек запасают жиры, а не углеводы? Почему для растений это не имеет существенного значения?

  5. При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают сахар. Почему?

  6. Хитин — структурный полисахарид, составляющий основу клеточных стенок грибов, покровов членистоногих. С каким из известных вам растительных полисахаридов он имеет сходное строение? В чем проявляется это сходство?

  7. Существуют ли сходные функции у белков, жиров, углеводов в клетке?

  8. Воск относится к липидам. Расскажите о его значении в жизни растений.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. НК.
1 ВАРИАНТ

Дан фрагмент 1 цепи ДНК: А-А-Т-Ц-Г-А-Г-А-Ц-Т-Т-Ц

Определите:

А) структуру 2 цепи ДНК и РНК.

Б) содержание в % каждого вида нуклеотидов в ДНК: аденина, тимина, гуанина, цитозина

В) длину ДНК (длина 1 нуклеотида = 0,34 нм)

Г) аминокислотную последовательность в этом белке
2 ВАРИАНТ

Дан фрагменты 1 цепи ДНК: Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-Т

Определите:

А) структуру 2 цепи ДНК и РНК.

Б) содержание в % каждого вида нуклеотидов в ДНК: аденина, тимина, гуанина, цитозина.

В) длину ДНК (длина 1 нуклеотида = 0,34 нм)

Г) аминокислотную последовательность в этом белке
3 ВАРИАНТ

В ДНК адениновых нуклеотидов 600, что составляет 12,5%.

А) Определите длину ДНК (длина 1 нуклеотида = 0,34 нм)

Б) Найти содержание тимина, гуанина, цитозина (число и %)

4 ВАРИАНТ

В ДНК цитозиновых нуклеотидов 300, что составляет 15 %.

А) Определите длину ДНК (длина 1 нуклеотида = 0,34 нм)

Б) Найти содержание тимина, гуанина, аденина (число и %)

ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

ПО ТЕМЕ:

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК. МИТОЗ.
Задание: распределить утверждения по соответствующим колонкам таблицы.


Интерфаза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза
















  1. Спирализация, утолщение хромосом

  2. Редупликация, удвоение ДНК

  3. Деспирализация, удлинение хромосом

  4. Расхождение хроматид к полюсам клетки

  5. Ядерная оболочка и ядрышко растворяются

  6. Хромосомы располагаются по центру клетки

  7. Синтезируется энергия, строительный материал

  8. Цитоплазма делится пополам

  9. Формируется ядерная оболочка

  10. Нити веретена деления сокращаются

  11. Центромеры прикрепляются к нитям веретена деления

  12. Центриоли удваиваются

  13. Центриоли расходятся к полюсам клетки формируют веретено деления


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАСЩЕПЛЕНИЕ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА С ПОМОЩЬЮ ФЕРМЕНТОВ

Задачи: 

  • выявить ферментативную активность натуральных и поврежденных тканей.

Материалы: 1)картофель из холодильника – на нижней полке; 2) картофель из морозильной камеры; 3 )картофель, вымоченный в воде 40С; 4)вареный картофель.

Оборудование и реактивы: пробирки; пипетка; штатив для пробирок; перекись водорода
Инструктивная карта:

  1. Натрите на терке или мелко порежьте предложенный для эксперимента картофель и поместите кусочки в четыре пронумерованные пробирки.

  2. Капните по несколько капель пероксида водорода во все пробирки. Что произошло? Объясните наблюдаемые явления.

  3. Результаты работы оформите в виде таблице:




Объект

Явления, наблюдаемые при действии пероксида водорода (уравнение реакции)

Объяснение наблюдений.

1. пробирка с картофелем из холодильника







2. пробирка с картофелем из морозильной камеры







3. пробирка с картофелем с теплой водой







4. пробирка с вареным картофелем








4. Сделайте общий вывод о наблюдаемых явлениях и причинах, их обусловивших.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ПЛАЗМОЛИЗ И ДЕПЛАЗМОЛИЗ В КЛЕТКАХ КОЖИЦЫ ЛУКА.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconПрактикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009
Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconОчной формы обучения по специальности
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconРабочая программа составлена на основе требований федерального государственного...
Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconУчебное пособие по немецкому языку москва, 2006
Артемюк Н. Д., Зиньковская М. Д., Лебедева Г. П пособие составлено в соответствии с действующей программой и охватывает такие темы...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconПояснительная записка Календарно-тематическое планирование по курсу...
Рапацкой Л. А. и программой под ред. Рапацкой Л. А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconПояснительная записка Календарно-тематическое планирование по курсу...
Рапацкой Л. А. и программой под ред. Рапацкой Л. А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconПояснительная записка Календарно-тематическое планирование по курсу...
Рапацкой Л. А. и программой под ред. Рапацкой Л. А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconЛогистика
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconУчебное пособие Для специальности: 030501 Юриспруденция Ростов-на-Дону
Учебное пособие «Теория конституционализма в России» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconТематический план
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль знаний» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучение на базе основного общего образования. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие «Опорные конспекты лекций в схемах и таблицах по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлено в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск