Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина)





НазваниеРабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина)
страница1/8
Дата публикации04.10.2014
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА)

8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006. 138с//. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Рабочая программа составлена также на основе Рабочих программ по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономарёвой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Образовательный стандарт), учебного плана МБОУ «Бухарайская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для

заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов; минимальным перечнем лабораторных, практических работ и самонаблюдений; тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников, УМК.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляций деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Лабораторные и практические работы, в основном, проводятся в форме «Виртуальная лаборатория» через компьютер и видеопроектор через возможности интернета (http://www.virtulab.net/ Виртуальная образовательная лаборатория; http://interneturok.ru/ Интернет уроки онлайн) и лабораторного оборудования.

В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики школы, ее материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видео и Интернета.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

Сонин Н.И Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику

«Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. - М.: Дрофа, 2010. - 154 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков, тренировочных заданий в форме ЕГЭ. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Работа с тренировочными заданиями в форме ЕГЭ позволяют провести проверку знаний пройденного материала и готовить учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА или ЕГЭ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 8-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 215 с.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  1. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

  2. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  3. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения по сравнению с авторской программой:

  • Увеличено количество часов на изучение следующих тем «Координация и регуляция», «Обмен веществ и энергии» добавлено 3 часа; по 1 часу на темы «Транспорт веществ», «Пищеварение», «Покровы тела», введена тема «Происхождение человека» за счёт резервных уроков.

Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
В содержании программы подчёркнут материал, основанный на Примерной программе основного общего образования по биологии 8 класса (базовый уровень).

Тематическое планирование раздела «Человек и его здоровье» 8 класс

(базовый уровень)

п/п

Наименование тем

Число часов

Лабораторные работы

1

Тема 1. Место человека в системе органического мира

1 ч.




2

Тема 2. Происхождение человека

1 ч.




3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1 ч.





4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4 ч.


Л/р №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Л/р №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

5

Тема 5. Координация и регуляция

10 ч.


Л/р №3 Изучение головного мозга человека (по муляжам).


6

Тема 6. Опора и движение

8 ч.


Л/р №4 Изучение внешнего вида отдельных костей*.

Л/р №5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.


7

Тема 7. Внутренняя среда организма

3 ч.


Л/р № 6 «Изучение микроскопического строения крови»

8

Тема 8. Транспорт веществ

5 ч.


П/р №1 «Измерение кровяного давления».

П/р №2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

П/р №3 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

9

Тема 9. Дыхание


5 ч.

Л/р №7 «Определение частоты дыхания»

10

Тема 10. Пищеварение

6 ч.


Л/р №8 «Изучение действия слюны на крахмал»

Л/р № 9 « Изучение действия желудочного сока на белок»

П/р №4 «Измерение массы и роста своего организма»

11

Тема 11. Обмен веществ и энергии

4 ч.


П/р №5 «Определение норм рационального питания»

12

Тема 12. Выделение

2 ч.



11

Тема 13. Покровы тела

3 ч.



12

Тема 14. Размножение и развитие

3 ч.




13

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

Человек и его здоровье.

9 ч. + 1 ч. на обобщение

П/р №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»




ИТОГО

70 ч.

Лабораторных работ – 9

Практических работ – 6.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина 7 класс
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconСетевое планирование уроков биологии в 5-7 классах по авторской линии...
Сетевое планирование уроков биологии в 5-7 классах по авторской линии Н. И. Сонина
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Общая биология» для 9 класса В. Б. Захарова, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонина,...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии Домашнее обучение
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по предмету биология
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
В. В. Пасечника. Программа соответствует примерной программе по биологии, обязательному минимуму содержания для основной школы и...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе...
Сведения о примерной учебной программе, об авторской программе с указанием наименования этой программы, автора, года издания на основе...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии,...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа учебного курса биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов»
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Рабочая программа по биологии (по авторской программе н. И. Сонина) iconРабочая программа по биологии для 5 класса Составитель: учитель второй категории Башорова Г. Д
Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск