Рабочая программа по биологии 9 класс





Скачать 174.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
Дата публикации14.03.2015
Размер174.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саввушинская средняя общеобразовательная школа»

Змеиногорского района Алтайского края



«ПРИНЯТО»
Руководитель ШМО

естественнонаучного цикла

________________________

Протокол №___________от

«__» ______________ 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ

«Саввушинская СОШ»

______________ Маслова Л.Н.

Приказ №_______________от

«__» ________________ 2013г.




Рабочая программа


по биологии

9 класс
основное общее образование
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Общая биология» для 9 класса В.Б. Захарова, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонина, М.:Дрофа, 2010
Составитель:

Горностаева Светлана Николаевна

учитель химии и биологии высшей квалификационной категории


Саввушка 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Б. Захарова, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонина «Общая биология. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы», издательства М.: «Дрофа», 2010 год, с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии основного общего образования.

1.2. Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

1.3. Отличительные особенности программы по сравнению с авторской программой В.Б. Захарова, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонина

Авторская программа предполагает 7 часов резервного времени, в рабочей программе резервное время распределено на следующие темы: «Эволюция живого мира на Земле» - 2 часа; «Структурная организация живых организмов» - 4 часа; «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» - 1 час.

1.4. Для достижения поставленной цели, в соответствии с образовательной программой ОУ используется учебно-методический комплект в составе:

1. В.Б. Захаров, Е.Т. Захаров, Н.И. Сонин «Общая биология. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы», издательства М.: «Дрофа», 2010 год;

2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для ОУ. М.: Дрофа, 2007 г.;

3.Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. М.: Дрофа

1.5. Программа рассчитана на 70 часов, по 2 ч (федеральный компонент) в неделю, в том числе количество часов на проведение контрольных работ – 1.

1.6. Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, интерактивная.

Методы обучения: по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: технология развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, технология разноуровневой дифференциации, ИКТ, проектно-исследовательская технология.

Вид контроля: текущий контроль.

Способы проверки и оценки результатов обучения: самостоятельные проверочные работы, тестовый контроль, контрольная работа, лабораторные работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения: ключ к тестам, разноуровневые задания, лабораторные работы.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархичного уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Учащиеся должны уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.


III. Календарно-тематический план



Наименование разделов и тем

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы)

Вид контроля

Оборудование

дата



Введение – 1 час




текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.





1
1.1

1.2

1.3

1.4
1.5
1.6
1.7
1.8

1.9
1.10
1.11
1.12

1.13
1.14
1.15

1.16
1.17

1.18

1.19

1.20

1.21
1.22

1.23

Эволюция живого мира на Земле –

(21 ч. +2 ч. резерв) = 23 часа

Признаки живых организмов

Уровни организации живой природы

Становление систематики

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка

Предпосылки создания теории Дарлза Дарвина

Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе

Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе

Формы естественного отбора

Вид – элементарная эволюционная единица
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

Забота о потомстве.

Физиологические адаптации

Микроэволюция. Вид, его критерии

Популяция – элементарная эволюционная единица

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс

Главные направления эволюции

Общие закономерности биологической эволюции

Возникновение жизни на Земле

Начальные этапы развития жизни

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры

Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека

Эволюция человека

Расы человека


Л.Р. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»
Л.Р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»


текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.

Коллекции: «Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Приспособления к условиям существования»





2
2.1
2.2

2.3
2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

Структурная организация живых организмов – (10ч.+4 ч. резерв)=14 часов

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Органические вещества

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Биосинтез белков. Нуклеиновые кислоты

Биосинтез белков. Транскрипция. Трансляция

Энергетический обмен

Фотосинтез

Хемосинтез

Прокариотические клетки

Строение животных клеток

Строение растительных клеток

Клеточное ядро

Деление клеток. Митоз

Клеточная теория Т. Шванна


Л.Р. «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.
Таблицы по теме «Цитология»
Микропрепараты для наблюдения в микроскоп:

  1. Эвглена

  2. Инфузориятуфелька

  3. Вольвокс

  4. Яйцеклеткамлекопит

ающего.

  1. Сперматозоиды

морской свинки.

  1. Амёба.

  2. Малярийный

плазмодий.
Микроскоп, лупа




3
3.1

3.2

3.3
3.4

3.5

Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 часов

Бесполое размножение

Половое размножение. Мейоз

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

Биогенетический закон




текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.
Таблицы по теме «Размножение живых организмов»





4
4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6
4.7

4.8
4.9

4.10

4.11
4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

4.17
4.18

4.19

4.20

Наследственность и изменчивость организмов–20 часов

Основные понятия генетики

Закономерности наследственности.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

Первый закон Менделя – закон доминирования. Полное и неполное доминирование

Второй закон Менделя – закон расщепления

Закон чистоты гамет

Третий закон Менделя – закон независимого расщепления

Анализирующее скрещивание

Закон Моргана - сцепленное наследование генов.

Генетика пола

Взаимодействие генов

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость

Виды мутаций

Комбинативная изменчивость

Ненаследственная изменчивость

«Построение вариационной кривой»

«Основы генетики»

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

Методы селекции животных

Методы селекции растений

Методы селекции микроорганизмов


Л.Р. «Решение генетических задач и составление родословных»

Л.Р. «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся»
К.Р. №1

текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.
Таблицы по теме «Генетика», «Селекция»





5
5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии–(5ч.+1ч.резерв)=6 часов

Структура биосферы

Круговорот веществ в природе

Абиотические факторы среды

Биотические факторы среды

Антропогенные факторы

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»


Л.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Л.Р. «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

текущий



Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.
Таблицы по теме «Биосфера»







IV. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Текущий контроль, осуществляемый ежеурочно: самостоятельные проверочные работы, тестовый контроль, лабораторные работы.

Текущий контроль, осуществляемый по окончании изучения темы «Наследственность и изменчивость организмов» - контрольная работа.

Всего программой предполагается выполнение 1 контрольной работы.

Критерии оценивания согласно «Положению о выставлении оценок в МБОУ «Саввушинская СОШ»
V. Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса

5.1. Список литературы для учителя:

1. В.Б. Захаров, Е.Т. Захаров, Н.И. Сонин «Общая биология. 9 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы», издательства М.: «Дрофа», 2010 год;

2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для ОУ. М.: Дрофа, 2007 г.;

3.Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. М.: Дрофа

5.2. Литература для учащихся:

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для ОУ. М.: Дрофа, 2007 г.;

5.3. Оборудование и приборы:

Комьпьютер, проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику.

Микроскоп, лупа, линейка.

5.4. Коллекции:

«Приспособительные изменения в конечностях насекомых», «Приспособления к условиям

существования»

5.5. Микропрепараты для наблюдения в микроскоп:

  1. Эвглена

  2. Инфузория – туфелька

  3. Вольвокс

  4. Яйцеклетка млекопитающего.

  5. Сперматозоиды морской свинки.

  6. Амёба.

  7. Малярийный плазмодий.

5.6. Таблицы по темам:

Царство - бактерии (прокариоты)

темы

название таблиц

Бактерии

Бактерии

Размножение бактерий

Схема строения клетки: бактериальной, сине-зелёной водоросли

Царство - растения

темы

название таблиц

Эволюция растений

Развитие растительного мира

Вещества растений.

Клеточное строение растений.

Оптические приборы. Микроскоп

Растительная клетка

Строение растительной клетки

Крахмал и белки в клетках растительных тканей

Клеточное строение листа

Строение ветки липы

Царство - животные

темы

название таблиц

Эволюция животных

Схема развития животного мира

Клеточное и тканевое строение

Строение животной клетки

Схема строения животной клетки

Подцарство одноклеточные

Инфузория и амёба

Класс Саркодовые. Амёба

Класс Жгутиковые. Эвглена зелёная

Класс Инфузории. Инфузория – туфелька

Малярийный плазмодий

Микробы

Общая биология

темы

название таблиц

Основы экологии

Биоценоз пресноводного водоёма

Биогеоценоз дубравы

Сообщество тундры

Сообщество степи

Сообщество смешанного леса

Город как среда обитания

Работа ветра

Выветривание

Охраняемые территории

Охрана почв от эрозии

Охрана рыбных запасов

Охрана и привлечение птиц

Охрана насекомых

Охрана природы

Красная книга

Влияние загрязнений на водное сообщество

Зарастание водоёма

Влияние человека на обитателей почвы

Влияние ядохимикатов на сообщество поля пшеницы

Использование кедровых лесов

Основные зональные типы почв

Круговорот азота

Основы учения о биосфере

Вещество в биосфере

Биосфера

Сферы Земли. Биосфера. Пределы распространения жизни в Биосфере

Основы цитологии

Схема строения клетки

Схема строения клетки растительной и животной

Клетка растительная и животная

Некоторые органоиды клеток. Митохондрии. Хлоропласты

ДНК -

Генетический код. ДНК

Редупликация молекулы ДНК.

Репликация молекулы ДНК. Синтез и-РНК

Синтез и-РНК

Биосинтез белка

Белки

Строение и уровни организации белка

Фотосинтез. Образование HCl под действием hv. Действие hv на

сетчатку глаза. Изомеризация молекулы ретиналя под действием hv

Фотосинтез

Энергообеспечение клетки

Энергетический обмен углеводов

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез

Мейоз. Митоз.

Митоз

Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника

Взаимодействие частей развивающегося зародыша на примере

тритона

Сперматогенез и овогенез

Основы генетики

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы (на

примере гороха)

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы (на

примере гороха)

Хромосомный механизм определения пола на примере мухи

Дрозофилы

Индивидуальные наборы хромосом у некоторых растений,

животных и человека

Мутационная изменчивость у животных

Мутационная изменчивость у растений

Мутационная изменчивость растений и животных

Модификационная изменчивость у растений

Селекция

Выведение украинской степной белой свиньи

Центры многообразия и происхождения культурных

растений (по Н.И.Вавилову)

Методы работы И.В.Мичурина

Гибридизация географически отдалённых форм. Выведение

сорта яблони Бельфлер-Китайка

Отдалённая гибридизация

Полиплоидия у растений

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск