Скачать 290.32 Kb.
|
Министерство образования и науки Республика Татарстан Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан IV Республиканская юношеская научно-исследовательская конференция «Я – исследователь» г. Нижнекамск Школа №10 Класс 11В Секция экология города НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Шум и его воздействие на окружающую среду Руководитель О. В. Капёрская учитель географии I категории Нижнекамск 2011г Оглавление 1. Введение 3 2. Что такое шум? 5 3.Измерение, анализ и регистрация шума 6 4.“Шумные цифры” 10 5.Воздействие шумов на организм 12 6.“Квартирный” шум 15 7.Борьба с шумом. Пути решения создавшейся проблемы 178. Практическая часть 20 Практическая работа № 1 20 Практическая работа № 2 21 9. Заключение 23 10. Список использованной литературы 24 11. Приложения 25 Введение Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы. Хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары. Оглушают магнитофоны и телевизоры, заводские цеха встречают нас грохотом станков и других машин… Картина вроде обыденная. Но нормально ли это? Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков. Шум – беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах. Борьба с шумом, является комплексной проблемой. В статье 12 – закона “об охране атмосферного воздуха” принятого в 1980г. отмечается, что “в целях борьбы с производственными и иными шумами должны в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов”. Привыкая к постоянной шумовой нагрузке, человек может субъективно не замечать звуки, но адаптации к шуму не происходит. Я считаю, что на данный момент в мире актуально и крайне необходимо комплексное решение экологических проблем. Выбранная мною область исследования мало знакома школьникам. Сравнительно мало разработок и проектов по улучшению состояния окружающей среды в области шумового загрязнения. Необходимо заинтересовать людей в необходимости рационального решения этой немаловажной экологической проблемы, проинформировать общество об этом виде загрязнения, тем самым в мире появится больше людей, заинтересованных в разработках путей решения сложных экологических задач, а значит и шансов на спасение планеты. 73% учеников средней школы № 10 города Нижнекамска не имеют представления о вреде, наносимом “шумовыми отходами”1. Цель этого исследования – познакомится с одним из видов экологического загрязнения - шумовым загрязнением окружающей среды, выявить проблему, предложить пути ее решения. Основная проблема состоит в том, что шумовое загрязнение охватывает все большие и большие территории и сферы деятельности человека, нанося физический и материальный ущерб. Я считаю, что с этим можно и нужно бороться. В данном проекте представляю информацию о шумах и пути решения создавшейся проблемы шумового загрязнения. Что такое шум? Шумом является всякий нежелательный для человека звук. Вот определение шума, взятое из Советского Энциклопедического Словаря: "Шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту - звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе. Шум оказывает вредное воздействие на организм человека" [3]. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с. Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность – уровень звукового давления, измеряемых в децибелах. Для человека область слышимых звуков определяется в интервале от 16 до 20000 Гц. Наиболее чувствителен слуховой анализатор к восприятию звуков частотой 1000 – 3000 Гц (речевая зона). Колебания источников звука производят попеременное сжатие и разрежение воздуха, образуя волнообразные колебания его, распространяющиеся от источника звука во все стороны в виде увеличивающихся в объеме сфер. Это называется распространением звуковой волны. Звуковое поле – это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии. Установлено, что орган слуха человека воспринимает разность изменения звукового давления в виде кратности этого изменения, поэтому для измерения интенсивности шума используют логарифмическую шкалу в децибелах относительно порога слышимости человека с нормальным слухом. Эта величина, равная 2*10-5 Н на 1 м3., принята за 1 децибел (дБ) [4]. Измерение, анализ и регистрация шума Измерения производятся специальными приборами – шумометрами различных марок: ИШВ-1, ШЗ-М, ВШВ-003 и др и вспомогательными приборами (самописцы уровней шума, магнитофон, осциллограф, анализаторы статистического распределения, дозиметры и др.). Для получения показаний, соответствующих восприятию человека, в шумометрах используют систему корректированных частотных характеристик – шкалы A, B, C, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию. В практике применяется в основном шкала А. Ниже описывается ряд наиболее часто используемых приборов и их применение для измерения шума в общественных местах и шума на рабочих местах.
“Шумные” цифры За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Шум в 20 – 30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается “громких звуков”, то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 дБ. Шум в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 дБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь – “под колокол”; колокольный звон убивал человека. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 дБ. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Имея ввиду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового “нашествия”. Появляются все новые сверхмощные источники звука, например: шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 80 – 100 дБ и более, способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшает его качество. В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия. Для гигиенической оценки шум подразделяют: по характеру спектра – на широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы и тональный, в спектре которого имеются дискретные тона; по спектральному составу – на низкочастотный (максимум звуковой энергии приходится на частоты ниже 400 Гц), среднечастотный (максимум звуковой энергии на частотах от 400 до 1000 Гц) и высокочастотный (выше 1000 Гц); по временным характеристикам – на постоянный (уровень звука изменяется во времени, но не более чем на 5 дБ – по шкале А) и непостоянный. К непостоянному шуму относится колеблющийся шум, при котором уровень звука непрерывно изменяется во времени; прерывистый шум (уровень звука остается постоянным в течение интервала длительностью 1 сек. и более); импульсный шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, длительностью менее 1 сек. |
Реферат по дисциплинам «Биология», «Информатика» на тему: «Шум и... Технические каналы связи: шум и защита от шума. Теория кодирования К. Шеннона с. 5 | Изучение влияния геотермальных станций на окружающую среду Влияние установок на окружающую среду и благоприятны ли они для существования биосистемы | ||
Шумовое загрязнение I. Загрязнения. Воздействие загрязнений на окружающую среду и здоровье человека стр. 6 | О состоянии и об охране окружающей среды в алтайском крае в 2010 году Воздействие ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения | ||
Тезисы доклада руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской... | 8. Прогнозирование перспектив развития автомобильного транспорта. Цель работы Современные проблемы автотранспорта. Воздействие автотранспорта на окружающую среду | ||
Творческая работа на тему: «Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду пгт Степное» Оценка экологической ситуации и природоохранные меры, осуществляемые в советском районе и саратовской области | Лекция 9 тема: Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду и здоровье населения. Основы рационального природопользования | Доклад об экологической ситуации на территории республики башкортостан в 2012 году Сведения о начисленной и перечисленной в бюджет плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год представлены в таблице... | ||
Вопросы теории раздел Базовые положения теории устойчивого развития (УР) 48 Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... | Реферат на тему: «Современное состояние гидро- и ветроэнергетики.... Современное состояние гидроэнергетики, её место в энергетике и влияние на окружающую среду | ||
Энергетическая установка Решение позволяет значительно расширить область применения установок данного типа, отсекая необходимость наличия источника пресной... | Закон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды" Принят... Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”,... | Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию... |