Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич





Скачать 152.72 Kb.
НазваниеЭкология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич
Дата публикации06.10.2014
Размер152.72 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > Спорт > Обзор



Экология

Экологический паспорт школы


Автор: Мальцев Николай Евгеньевич,

г. Калуга,

МОУ «СОШ № 50», 9 класс

Научный руководитель:

Кладь Алла Николаевна,

учитель биологии МОУ «СОШ № 50»

г. Калуга, 2009

Содержание

Введение. 3 стр.

  1. Обзор литературы. 4 стр.

    1. Общее положение по проекту «Экологический паспорт

учебного заведения» 4 стр.

1.2 Структура и содержание экологического паспорта. 4 стр.

2. Методы и материалы исследования. 5 стр.

    1. Методы исследования. 5 стр.

    2. Определение запылённости воздуха. 6 стр.

    3. Измерение фонового шума. 6 стр.

    4. Измерение радиационного фона. 6 стр.

    5. Оценка озеленений школьных помещений. 6 стр.

    6. Социологический опрос учащихся. 6 стр.

    7. Микробиологическое исследование воздуха. 6 стр.

3. Результаты исследований. 7 стр.

3.1 Экологический паспорт школы. 7 стр.

4. Выводы. 11 стр.

Библиографический список. 12 стр.

Приложения. 13 стр.

Введение.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (1)

Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования показали, что влияние окружающей среды на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% от всех воздействий. (2)

Школа для учащихся второй дом, так как они проводят здесь большую часть времени. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально.

На примере своей школы можно выявить различные экологические проблемы и решить их силами учащихся, учителей, органов местной власти, общественности.

Цель работы - изучить экологическое состояние школы и составить экологический паспорт школы.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить литературу по выбранной теме.

  2. Дать оценку эмоционального восприятия школьных помещений.

  3. Исследовать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений.

  4. Произвести замеры уровня радиационного фона в школьных помещениях.

  5. Определить запылённость воздуха.

  6. Исследовать количественный и качественный состав микроорганизмов.

  7. Изучить озеленения помещений.

  8. Сделать выводы по результатам исследований и наблюдений.

  9. Разработать мероприятия по улучшению экологического состояния школы.

  10. Довести результаты исследования до сведения учащихся и общественности.


1. Обзор литературы

1.1 Общее положение по проекту «Экологический паспорт учебного заведения»

При составлении паспорта следует помнить, что Экологический паспорт - это неофициальный документ, который должен содержать детальную характеристику санитарно-гигиенической обстановки, выполняемую специалистами разного профиля. Этот документ составляется, прежде всего, для самого учреждения, для вовлечения в работу всего коллектива учителей и учащихся и определения перспектив и возможностей школы по экологическому воспитанию. А также привлечение внимания учащихся, родителей и общественности к экологическим проблемам. (3)

Для заполнения разделов экопаспорта используются материалы технологической планировки учебного заведения, технологические инструкции по водопотреблению, а также прорабатываются нормативные документы - Госстандарта. (4)

1.2 Структура и содержание экологического паспорта

В структуре экологического паспорта можно выделить следующие крупные разделы:

Таблица 1. Структура и содержание экологического паспорта. (5) (6)

Разделы

Содержание

Местонахождение учебного заведения

Адрес; историческая справка о времени строительства.

Характеристика территории учреждения

Указывается площадь участка, план участка, карта-схема микрорайона с указанием территорией, занимаемой школой.

Характеристика здания

Общая площадь, этажность, состояние здания, характер строительного материала. Количество аудиторий, наличие актового и спортзалов, столовой, раздевалки и прочее.

Влияние учреждения на окружающую среду

В данном разделе следует отметить следующие сведения: об использовании воды, энергии, отоплении, отходах.

Соблюдение санитарных норм


Соответствие площади нормам, проектной и физической наполняемости аудиторий: норма вместимости зависит от высоты потолков - Н и площади, необходимой для одного человека. Так, при Н=2,5м – 2,2м2; режим температуры (оптимальная 18-220С), относительная влажность воздуха (определяется психрометром на высоте 1,5 м: оптимальная 30-50%), вентиляция, содержание СО2  (газоанализатором АМ-5) и частота проветривания; покрытие пола; запыленность, частота и качество уборки; естественная и искусственная освещенность помещений; радиационный фон в разных частях здания и в аудиториях (дозиметрами-радиометрами «Анри-Сосна», норма 24 мкР/час); микробиологическое состояние воздушной среды классных кабинетов; качество питьевой воды .

Аудио и видео

экологическое

обследование

Шумовое загрязнение  (уровень шума измеряется шумометром в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах, норма 50 дБ, от движущегося транспорта 80-100 дБ, работы различной техники и громкой музыки  до 90-110 дБ);. видеоэкологическое обследование позволяет выявить зоны «агрессивных видеополей» - это зоны с однотипной ритмичной картинкой (квадраты, линии, круги, большие по размерам блестящие и прозрачные поверхности, например, стены здания, на которые выходят окна школы, такая видеосреда способна вызывать различные заболевания (например, нистагм, при котором первым страдает зрение, затем и нервная система).

Экономические  и иные механизмы, помогающие ре-шению экологичес-ких проблем.

Проведение осенних и весенних ярмарок-выставок с предложением рассады, овощей,  брошюр-листовок с экоинформацией (по сбережению энергии; эндоэкологической реабилитации организма; образовательным технологиям и др.).

 Активное взаимодействие с общественностью; привлечение СМИ (экожурналистов); с органами власти и управления (в первую очередь с экологами района, города); распространение экоинформации (листовки, плакаты, стенгазеты).

2. Методы и материалы исследования

2.1 Методы исследования

1. Теоретический.

2. Эмпирические: а) измерение фонового шумового загрязнения; в) измерение радиации.

3. Экспериментальные:

а) микроскопический; б) бактериологический; в) бактериоскопический.

4. Социологический

а) анкетирование.

б) связь со Службой охраны труда г. Калуги.

2.2 Определение запыленности воздуха

Для определения запылённости воздуха необходимо следующее оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода. Нанести каплю воды на чисто вымытое предметное стекло и оставьте его лежать на 15 минут. Если капля не высохла, осторожно накрыть ее покровным стеклом и подсчитать число пылинок в разных участках препарата. Если при увеличении в 56 раз число пылинок в поле зрения микроскопа не превышает 15-20, уровень запыленности можно считать небольшим.(7)

    1. Измерение фонового шума

Измерения производились шумометром ШИ - 01 в трех точках - кабинет биологии № 212 - 2 этаж, кабинет музыки №105 –1 этаж, рекреация на 3 этаже. Продолжительность измерений – 15 мин. Шумометр был расположен на расстоянии 1 м от окна и на высоте 1,5 м от уровня пола. При измерении шума с целью определения соответствия фонового шума допустимым уровням шума по ГОСТ 12.1.036 – 83 окна и двери были закрыты. (8)

Приложение I рис. 1

2.4 Измерения радиационного фона

Измерение радиационного фона производилось с помощью бытового дозиметра ДРГ – 01Т1. Приложение I Рис.2.
Для повышения достоверности результатов дозиметрического контроля измерения проводилось 3 раза и вычислялось среднее арифметическое. Измерения проводятся в центре помещения на высоте 1 м от пола.

2.5 Оценка озеленения помещений школы

В ходе исследования, я изучил видовой состав комнатные растений, используемых для озеленения.

2.6 Социологический опрос учащихся школы

Для оценки эмоционального восприятия школьных помещений я провел опрос учащихся. В опросе приняли участие 104 школьника. Результаты приведены ниже.

Приложение II рис.3

    1. Микробиологическое исследование воздуха.


Количественный и особенно качественный состав микрофлоры воздуха является санитарным показателем степени загрязнения воздушной среды. Для определения степени чистоты воздуха я использовал седиментационный (чашечный) метод(10). Техника этого метода заключается в следующем: чашки Петри с застывшим мясопептонным агаром выставляют в открытом виде в помещении на различные сроки (от 10 минут до полутора часов). Затем чашки закрывают и ставят в термостат. Подсчет колоний производят визуально через 5-7 дней.

Для определения содержания микроорганизмов в 1 м3 пользуются формулой, предложенной Омелянским (11), согласно которой на поверхности чашки площадью 100 см2 оседает в течение 5 минут столько микроорганизмов, сколько их содержится в 10 л воздуха.

Х = а×100×5×100 / ST

где а – число выросших в чашках колоний (среднее из двух);

S – площадь чашки Петри, см2;

Т – время экспозиции, мин;

100 – пересчет площади чашки на 100 см2;

5 – время экспозиции по Омелянскому, мин;

100 – пересчет на 1 м3 воздуха.

Для определения качественного состава микрофлоры использовал бактериоскопический метод. Бактериоскопический метод включает: приготовление мазка и фиксация препарата; окраску препаратов; высушивание мазка при помощи фильтровальной бумаги; микроскопию под иммерсией с оценкой формы, размеров, взаимного расположения микроорганизмов, наличия спор, капсул, жгутиков, включений. Приложение II рис.4
3. Результаты исследований

По результатам исследования был составлен экологический паспорт школы.

3.1 Экологический паспорт МОУ «Средняя школа № 50

имени 70-летия Великого Октября» г. Калуги
Месторасположение школы

Школа размещена по адресу: 248033 г. Калуга, ул. Заречная, д. 72. Тел. 72-87-73. Здание 1987 года постройки.

Территория площадью 27 146 кв. м ограждена металлической решеткой высотой 2,2 м. Наружное освещение территории школы выполнено по периметру здания уличными фонарями с лампами ДРЛ. Для сбора ТБО используются 2 контейнера, установленных на твердом покрытии во дворе школы. Требуется проведение работ по благоустройству и оборудованию территории.

В связи с развернутым строительством в микрорайоне дорога к школе идет в обход по временно установленным деревянным настилам.

Характеристика здания

Типовая вместимость учреждения – 750 учащихся в одну смену. Фактическая наполняемость на 01.09.2009 г. – 553 учащихся. Классов-комплектов – 24.

Набор помещений: учебных кабинетов – 35, мастерские для мальчиков, швейная мастерская, спортивный зал, актовый зал, тренажерный зал, библиотека, пищеблок с обеденным залом, медицинский кабинет, процедурный кабинет, стоматологический кабинет, раздевалки, 6 санитарных узлов для учащихся, 2 служебных санузла, 4 административных помещения. Функционирует кабинет информатики площадью 54 кв.м. Установлено 9 рабочих мест пользователей. Оборудован спортивный зал, раздевалка для мальчиков и девочек. Санитарные узлы и душевые при спортзале не функционируют, требуется проведения ремонтных работ. Спортивное оборудование исправно. Бассейн не функционирует.

Отопление

Отопление запроектировано с расчетной зимней температурой -18 градусов . Горячие «магистральные» трубопроводы проложены по чердаку. Обратные под полом первого этажа и в подвальных каналах. Главный стояк изолируется минеральной ватой толщиной 30 см. Горячая вода поступает из котельной, расположенной в микрорайоне.

Водопровод и канализация

Здания школы подключены к централизованным системам канализации,

отопления, холодного и горячего водоснабжения. Ввод водопровода здания школы подключены к централизованным системам канализации, отопления, холодного и горячего водоснабжения. Ввод водопровода осуществляется трубами диаметром 100 мм. Внутренняя сеть водопровода смонтирована из стальных труб.

Освещенность

Искусственное освещение в учебных кабинетах выполнено люминесцентными светильниками. В 2009 году в школе проводились измерения освещения с помощью Люксметра – яркомера «ТКА-04/3» заводской номер 02542. Ниже приведена таблица результатов измерений. Приложение III. Табл. 2 (9)

Вентиляция

Вентиляция естественная через оконные проемы и внутристенные каналы, в кабинетах химии, физики и на пищеблоке – вытяжная с механическим побуждением.

Воздушно-тепловой режим на день обследования выдерживается - средняя температура в помещении +18 С.

Во время пребывания учащихся в классных помещениях уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1, 84 %), увеличивается запыленность.

Табл. №3 Запылённость воздуха.

Помещение

Кол-во пылинок /шт.

Норма пылинок /шт.

Кабинет № 212

14

15 -20

Столовая

21

Рекреация 2го этажа - 1 урок

23

Рекреация 2го этажа - перемена 4й урока

40


Количество микроорганизмов в воздухе

В ходе исследования получен следующий результат:

Таблица 4. Визуальное количество колоний микроорганизмов.




До уроков

После уроков в непроветриваемом классе

Чашка Петри №1

134

270

Чашка Петри №2

137

179

Чашка Петри №3

120

173

Среднее значение

130

207

Контрольная чашка

0

0

Количество микроорганизмов в одном кубическом метре по формуле Омелянского (11).

X1= (130×5×100×100) : (63×40)=2579 – до уроков

X2= (207×5×100×100) : (63×40)=4107 – после уроков

Количество микроорганизмов после уроков в непроветриваемом классе значительно превышает их количество утром, что доказывает необходимость проветривания классных помещений после каждого урока. Согласно ГОСТу чистым считается воздух, в котором количество микроорганизмов не превышает 1500 в 1 м3. Грязным считается воздух, в котором количество микроорганизмов больше 2500 в 1 м3. (12)

Тот факт, что количество микроорганизмов до начала уроков равно 2579 в 1 м3, что больше нормы, свидетельствует о необходимости более качественной влажной уборке и проветривании на каждой перемене классных кабинетов.
Качественный состав воздуха классных помещений.

Колонии по форме: плоские, выпуклые, круглые, волнистые. По цвету: желтые, белые, красные, оранжевые. Колонии плесени двух видов: с легким налетом белого пушка и круглые в центре голубовато-зелёные, а по краю белые. Приложение III рис.5,6

Бактериоскопический анализ показал - обнаруженные в воздухе микроорганизмы были представлены четырьмя формами: стрептококки, стафилококки, тетракокки и грибы.

Обнаруженные в пробах плесневые грибы, относятся к двум родам Penicillium и Mukor.

Приложение IV рис.7-10

Радиационный фон

После обработке результатов измерения можно сделать следующий вывод; уровень радиационной безопасности в целом по всей школе ниже допустимого предела, как на разных этажах, так и в разных частях здания.

Таблица 5. Уровень радиационного фона в школьных помещениях.

Помещение

Уровень радиации, мкР/час

Результаты измерений

Допустимый уровень

Учебный кабинет № 411

10

24 мкР/час

Учебный кабинет № 212

8

Рекреация (1 этаж)

11

Рекреация (2 этаж)

12

Рекреация (2 этаж) начальная школа

10

Столовая

11



Уровень шумового загрязнения

Результаты моих измерений показали, что уровень шума соответствует нормам, и считается относительно комфортным.

Табл.6 Уровень шума.

Помещение

Уровень шума, дБ(А)

Результаты измерений

Допустимый уровень

Учебный кабинет

40

50

Рекреация (2 этаж)

45

50

Учебный кабинет, окна которого выходят на стройку (музыка 105)

50

50

Согласно ГОСТу (8) территории с уровнем шума более 80 дБ относятся к дискомфортным, 60 — 80 дБ — к относительно дискомфортным, 40 — 60 дБ — относительно комфортным и меньше 40 дБ — комфортным.
Озеленение помещений школы

Растения в школе используются для оформления интерьера кабинетов, рекреаций, библиотеки, столовой. Ознакомившись с озеленением школы, отмечу, что она хорошая и играет немаловажную роль в эстетическом воспитании школьников. Самыми распространёнными видами являются Хлорофитумы - Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum), Хлорофитум капский (Chlorophytum capense). Приложение V. Таблица 7.

Эмоциональное восприятие школьных помещений

По результатам опроса самую высокую оценку заслужил кабинет математики (зав. кабинетом Бокова Т.С.). На мой вопрос: «Почему вы выбрали именно этот кабинет?» - большинство участников опроса ответили, что это уютный, тёплый, светлый кабинет, в нём много цветов. Второе место занял кабинет истории (зав. кабинетом Ширякова М.А.). Третье - кабинет английского языка зав. кабинетом Солодникова Н.И.

Меньше всего баллов получил актовый зал. В нём необходимо провести капитальный ремонт. Это неуютное, холодное, не оформленное помещение.

Результаты опроса представляю в виде диаграммы. Приложение V рис.11

Составление экологического паспорта школы позволяет обобщить данные, полученные при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы, ее помещений и сделать следующий вывод: экологическое состояние школы в целом вполне удовлетворительное.
Содержание Экологического паспорта школы было доведено до сведения школьников, администрации и родительского комитета. Для решение выявившихся проблемы уже приняты следующие меры:

  1. Для устранения проблемы запылённости и загрязнённости воздуха было решено вменить в обязанность дежурных по школе проводить влажную уборку в рекреациях после 4-го урока, а учителям предметникам на переменах проветривать классы. А так же следить за наличием сменной обуви у учащихся.

  2. Силами учащихся и родителей отремонтировали дверь в актовый зал.

  3. Чтобы привлечь внимание общественности была написана статья в Калужскую газету «Зелёный колокол».

  4. После неоднократных обращений в строительную организацию, ведущую строительство вокруг школы к 1 сентябрю этого учебного года была проложена бетонная дорога к школе.


Библиографический список.

1. Конституция Российской Федерации Глава 2 Статья 42

2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье - М.: Мысль 1993

3. Мещерякова Л.В. Экологический паспорт школы // Педагогические вести - 2004,

№124-125

4.ГОСТы: Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя.

Основные положения, типовые формы» и др.); санитарные требования (СаНПиНы);

законодательная база РФ по охране природы.

5. Школьный экологический мониторинг / Под ред. Т.Я.Ашихминой. - М.: АГАР, 2000.- 468 с.

6. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практикум. –М.:АспектПресс,

2002.-286с.

7. ГОСТ 1.80001-82 — Промышленная чистота, определение запыленности воздуха

методом оседания частиц. www. normacs.ru/Doclist/doc/UJH9.html

8. . ГОСТ 23337-78 – Введ. 01.12.81. – 25с. (Методы измерения шума на

селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий).

9. АКТ по результатам мероприятий по надзору на основании распоряжения №49 от 3.01.2009г.

10. Н.Л. Утевский. Микробиология с техникой микробиологических исследований, 4-е изд. –

М: Медицина, 1965 г. 423с.

11. Еремина И.А., Кригер О.В. Лабораторный практикум по микробиологии: Учебное пособие.

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2005.- 112 с.

12. Гомбоева С.В, Инешина Е.Г Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Микробиология».-Улан-Удэ:ВСГТУ-2006, 90с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconЭкологический паспорт школы
Современная характеристика микрорайона с учетом расположения школы (тип застройки, удаление от дорог, предприятий, жилых домов, транспорт,...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconЭкологический паспорт школы, обустройство и озеленение пришкольного...
Год открытия школы и организации пришкольного учебно-опытного участка 1965 год
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconРеферат по истории Моя родословная
Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconУдк 631. 2 Экологический паспорт муниципального кладбища
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconГода: «Здоровье человека и экология»
Городской детский эколого-биологический центр проводит экологический форум учащихся младших и средних классов «Зилантенок»
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconНазвание номинации
На основании приказа отдела образования по Кировскому и Московскому районам от 29. 10. 12. №630 был проведен районный заочный экологический...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconГородская программа «экология» Положение о городском фестивале детского...
Актуализация изучения экологии и основ здорового образа жизни школьниками различных возрастных групп
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconЭкология сознания: философско-культурологический взгляд на экологический...
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconПо Уставу
Паспорт школы
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconПаспорт научной школы наименование научной школы
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconМежпредметный элективный курс «Химия и экология» Автор: учитель химии...
Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце девятнадцатого века определивший...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconПрограмма «Экологический мониторинг»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconПрограмма Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение...
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconУчебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Автор-составитель Кукарев Николай Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент
Экология Экологический паспорт школы Автор: Мальцев Николай Евгеньевич iconПаспорт научной школы наименование научной школы: «Динамика сооружений»
В книгу вошло также собрание афоризмов Нассима Талеба — блестящая квинтэссенция его оригинальных идей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск