Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино»





Скачать 461.55 Kb.
НазваниеРеферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино»
страница1/5
Дата публикации16.10.2014
Размер461.55 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

Реферат

Эмоции и их развитие

Выполнила:

Емельянова Зоя Германовна,

учитель информатики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7г.Пушкино»

Московской области
Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Краева Марина Юрьевна

Москва 2010 г.
Содержание:

  1. Определение эмоции………………………………………………………2

  2. Общие сведения……………………………………………………………2

  3. Функции…………………………………………………………………….3

  4. Знак и направленность эмоций…………………………………………...5

  5. Интенсивность……………………………………………………………..6

  6. Свойства эмоций…………………………………………………………..8

  7. Группы эмоциональных процессов.

    • Аффект………………………………………………………………9

    • Собственно эмоции…………………………………………………9

    • Чувства……………………………………………………………...12

    • Настроение………………………………………………………….12

    • Стресс……………………………………………………………….13

  8. Развитие эмоций…………………………………………………………..14

  9. Управление эмоциями…………………………………………………….17

  10. Феномен эмоционального интеллекта………………………………..…24

  11. Библиография……………………………………………………………..26

Эмо́ции (франц. emotion; от лат. emoveo, emotum возбуждать, волновать)

реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворение).

Эмо́ции биологи́ческие — Э., связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голод, жажда, половое влечение и др.).

Эмо́ции вы́сшие — Э., связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей.

Общие сведения

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия. Т.е., наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Почему возникли эмоции, почему природа «не могла обойтись» мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции (55, 262). Действительно, необходимым условием для вычленения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация - способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения. В эмоции человек еще сохраняет пуповину связи своей позиции только с самим собой, он еще неспособен вычленять объективные отношения между предметами, но уже способен вычленить субъективное отношение к какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно говорить, что эмоция - важнейший шаг на пути развития мышления.

Переживательный компонент эмоции обеспечивает человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций; у человека не будет ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько строго определенных действий, он окажется у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели [60, 242]. Обычно люди вынуждены удовлетворять свои потребности в условиях хронического дефицита информации. Это обстоятельство способствовало развитию особых форм приспособления, связанных с эмоциями, которые обеспечивают приток дополнительной информации, изменяя чувствительность сенсорных входов. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно возрастает разрешающая способность восприятия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше гипотез извлекается из хранилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому, что при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма к окружающей среде.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения. Человек стремится делать то, что вызывает положительные эмоции. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся потребностью. Человек начинает нуждаться в положительных эмоциях и ищет их. Тогда, замещая потребности, уже сами эмоции становятся побуждением к действию.

Выделяют следующие функции эмоций:

  1. ориентировочная (мгновенная оценка ситуации),

  2. регулятивная (избегать неприятного, стремиться к приятному),

  3. прогностическая (нам ставят задачу- браться или нет),

  4. мобилизационная (осуществляет энергетическую мобилизацию всего организма).

Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Эмоциональная оценка позволяет моментально охарактеризовать ситуацию на уровне: хорошо – плохо, опасно – безопасно. Эмоция влияет на мотивацию (первое впечатление…)

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему.

Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание - это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния рецепторного аппарата, находится внутри организма. Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она обязательно включает некоторую информацию о самом объекте, в чем и состоит предметность эмоций.

В этом смысле отражение объекта - познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент - ее субъективный компонент. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции - объективного и субъективного - позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека. Человек всегда занимает по отношению к событию определенную позицию, он не производит чисто рациональной оценки, его позиция всегда пристрастна, включая эмоциональное переживание. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то обжегся. Эмоция может предвосхищать также благоприятные события.

Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Джемс [97] и Г. Н. Ланге [151] предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций. Однако в дальнейшем было экспериментально показано, что глубокие органические изменения, происходящие при эмоциональных реакциях, не исчерпывают существа эмоций: когда в опыте исключили все их физиологические проявления, субъективное переживание сохранялось. Следовательно, необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоции. Оставалось неясным, для чего нужны физиологические изменения. Впоследствии выяснили, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией.

На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма [78, 281]. Такое представление позволяет понять биологическую ценность врожденных эмоций. В одной из своих лекций И. П. Павлов пояснял причину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующим образом: «Если мы обратимся к нашим отдаленным прародителям, то увидим, что там все было основано на мускулах… Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гневающегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование переходило в работу мышц. Когда гневается, например, лев, то это выливается у него в форму драки, испуг зайца сейчас же переходит в бег и т. д. И у наших зоологических предков все выливалось так же непосредственно в какую-либо деятельность скелетной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего ребенка» [205, с. 71].

Весьма выразительное описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г. Н. Ланге [151]. Радость сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей, и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, поют и смеются. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела. Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольного движения, возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются.

Человек постоянно ощущает холод и озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду, мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вздохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов.

Известно, например, что в армиях, терпящих поражение, наблюдается гораздо большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Однако биологический компонент приспособительной функции такого сложного психического процесса, как эмоция, - способствовать своевременной и полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных условиях - не ограничивает роль эмоций в жизни человека.

Эмоции возникают, когда в хорошо налаженном течении возникает некий барьер, т.е., до начала какого-либо действия (кроме аффекта). И это действие они сопровождают, и от результатов этого действия будет зависеть полярность эмоций: «+» или «-». Эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов. Положительные эмоции возникают тогда, когда представления о будущем результате совпадают с полученным. Они лучше запоминаются и извлекаются из памяти при аналогичных ситуациях.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconТехнологическая карта урока информатики «Человек и информация», 3 класс Класс
Бурова О. В., учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconПлан работы ммо учителей математики, физики и информатики при моу...
...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconУчитель математики и информатики I квалификационной категории Касаткина...
Школа: средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики и информатики)
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconРабочая программа учебного курса по информатике 3 класс Составитель:...
Муниципальное образовательное учреждение «Ларинская средняя общеобразовательная школа»
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconИсследование по литературе в 9 классе «А. С. Грибоедов: личность...
Практикантки Ненаховой А. В., учитель моу "Рыбкинская средняя общеобразовательная школа" Иноземцева Л. Н
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconРасписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный...
...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconАвторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс...
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Матросова Светлана Николаевна – учитель информатики высшей категории моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е....
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconЭлективный курс. Страницы религиозной жизни Стародубского края (34...
Автор: Пусь В. М., учитель истории и общественных дисциплин моу «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа»
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconКонспект урока «Устное народное творчество» Лесникова Зоя Николаевна...
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconРеферат реферат
Звениговский отдел образования моу «Мочалищенская средняя общеобразовательная школа»
Реферат Эмоции и их развитие Емельянова Зоя Германовна, учитель информатики моу «Средняя общеобразовательная школа №7г. Пушкино» iconУчитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа...
Практически все учебные учреждения осознают, что будущее образования, развитие всех его составляющих тесно связанно с нит


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск