Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна





Скачать 475.23 Kb.
НазваниеАвторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна
страница1/4
Дата публикации23.01.2015
Размер475.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4



Авторская программа «Литература и фольклор»

(или элективный курс для 9-11-ых классов).

Автор: Иванова Зоя Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения.

Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, МОУ «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа».


2010 г.
Работа награждена:

1. дипломом первой I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2006»;

2. дипломом II степени республиканской открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010» (конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»);

3. дипломом участника межрегионального конкурса –проекта «Новое содержание образования» - 2010г. ( АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования»- г. Киров).
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов).
Пояснительная записка

Концепция курса — изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. В основу концепции положена схема базовых жанров «Память жанра», раскрывающая исторический путь развития
искусства слова и других видов искусств. Эта концепция помогает учащимся
старших классов понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен
(прошлого, настоящего и будущего), что каждый человек ответственен за
будущую культуру.

Цель курса - научить школьников практически исследовать фольклорные жанры и фольклорные мотивы в классической литературе и самостоятельно прийти к философским умозаключениям.

Задачи курса - дать глубокие знания о жанрах литературы, о том, что в искусстве нет ничего случайного; сформировать навыки анализа традиционных жанров на уровне тропов, звука и смысла, опираясь на знания народной педагогики (этнопедагогики), и умения различать подлинные произведения искусства от подделок; использовать навыки и умения в ежедневной практической деятельности; пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике.

Структура курса.

В данной программе отбор и подача материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие учащихся, осмыслить свое «я» в этом мире.

В качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, преемственность в обучении, осуществление межпредметных связей, овладение многими видами речевой деятельности.

Содержание курса можно применять и в 5-8 классах, например «Жанровое древо», фольклорные жанры.

Постепенно учащиеся знакомятся с историческим развитием искусства, учатся видеть закономерные явления.

Обучение связной речи - процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении разделов программы. Особое внимание уделяется видам деятельности учащихся. Их цель - активизировать работу учащихся, уметь самостоятельно добывать знания, стать яркой личностью.

Учащиеся должны самостоятельно разбираться в подлинности произведения и в их подделке, что очень важно для формирования культурного уровня учащихся, развития самостоятельности.

Курс завершается обобщенным повторением на примере новых произведений литературы и других видов искусства.
Программа элективного курса «Литература и фольклор» (36 ч.).

Введение (2 ч.).

Становление художественной культуры. Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с историческим прошлым, настоящим и будущим. Развитие литературы шло пластами и разрушать нам его нельзя, а надо сохранить и передавать новым поколениям, творить мироздание, порядок, космос.

Закономерности становления мировой художественной культуры. Возвращение к традициям мифологической школы - новый подъем русского национального самосознания. Диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения.

Теория литературы. Понятие о синкретизме, корнях мифомышления, метафорическом мышлении, метафоре и мифе, обрядах, язычестве, сакраментальности, хаосе и космосе.
Становление художественной культуры в формах базовых жанров (2 ч.).

Энергия единения, присущая настоящему искусству, то есть обряд и миф - основа любого художественного произведения. Постижение художественного опыта человека через жанр, через память жанра.

Теория литературы. Память жанра, подлинное произведение, обряд и
миф, фольклор.
Чтоб не распалась связь времен (1 ч.).

Роль искусства - объединять человека с природой. Природа – тайна, мифомышление - это слитность природы и человека.

Теория литературы. Хаос и космос. Человеческие и природные силы,
тотемические мифы.
Сюжетно-жанровый конфликт — исторический путь искусства (2 ч.).

Обряд и миф - корни искусства. Жанр - представитель творческой
памяти, обеспечивает единство и непрерывность процесса литературного
развития.

Теория литературы. Развитие понятия о жанровом древе, жанре и истории; славянский миф.
Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры.

(1 ч.).

Виды фольклора: словесное искусство, музыкальное искусство... Собиратели фольклора.

Теория литературы. Понятие о фольклоре, фольклористике, традициях,

жанрах фольклора.
Народная педагогика: фольклор от самой колыбели (2ч).

Понятие о народной педагогике как продукте исторического и социального опыта народа. Этнопедагогика в трудах И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Л.Н. Толстого.

Теория литературы. Развитие понятия об этнопедагогике.
Звук и смысл (1 ч.).

Звук и смысл, цвет гласных звуков. Фоносемантика - связь звука и смысла в языке. Компьютерный анализ и синтез звукоцвета.

Теория литературы. Понятие о зоне существенных отклонений звуков, фонетической значимости звукобукв, слабых и сильных звуках, хороших и плохих звуках; строение значения слов, частотность звукобукв. «Машинная» характеристика звуковой формы слов.
Загадка как литературное произведение, как один из приемов тайного языка (3 ч.).

История загадки. Мифопоэтизмы в лирике Есенина.

Теория литературы. Понятие о мифопоэтизме, фольклорном мифе и метафоре.
Сказка - сокровище народа (2 ч.).

Русские сказочники А.С. Пушкин и П.П. Ершов.

Теория литературы. Понятие о специфике фольклорного эпитета. Духовный смысл сказки.

Народная песня (1 ч.).

Фольклорные мотивы в прозе Чехова («Степь») и Пушкина. Природа и человек в русской народной песне. А.С. Пушкин и русская народная песня.

Теория литературы. Постоянный эпитет - загадка фольклора.
Частушка (2 ч.).

Частушка народная и авторская, подлинная и подделка. Народнопоэтическая сатира.

Теория литературы. Понятие о сатирическом народном произведении.
Русский земледельческий календарь (1 ч.).

Русский земледельческий календарь как соединение точных научных знаний с народным опытом - энциклопедия крестьянского быта, слияние языческого и христианского начал.

Теория литературы. Расширение понятия о календаре.
Сказка « Курочка Ряба» (2 ч.).

Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности.

Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (2 ч.).

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» — духовный мир России, народное понимание красоты. Пушкин и фольклор. «Руслан и Людмила» в контексте русско-кавказских связей.

Теория литературы. Развитие понятия об историческом регионоведении.
Pyccкое и западное искусство ( 1 ч.).

Мифологический взгляд на природу и человека. Сравнение русского искусства с западным.

Теория литературы. Понятие о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве.
Литература и фольклор (3 ч.).

Литература и фольклор. Мифологический и метафорический контекст в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Теория литературы. Развитие понятия о мифологии, метафоре как основных тропах художественного произведения.
В.Г. Распутин «Изба» (2 ч.).

Загадка характера Агафьи. Совесть, доверие и любовь - начала бытия человека. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции в рассказе.

Теория литературы. Исследование композиции рассказа, изобразительно-выразительные средства в рассказе.
В.И. Белов «Привычное дело» (2 ч.).

Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные мотивы и юмор повести.
Литература и искусство (2 ч.).

Литература и другие виды искусства: палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель,


36 часов

Тема

Количест­во часов

Виды деятельности учащихся

1. Становление художест­венной культуры.



2

Составление понятийных словарей на

основе справочной литературы.

списке спискесписке

основе справочной литературы.


2. Схема базовых жанров «Память жанра».

2

Составление опорного контекста по 8 блокам становления художе­ственной культуры.

3. Урок-диалог культур «Чтоб не распалась связь времен». О роли искусства — объединять человека с при­родой.

1

Обобщение пройденного материа­ла: учащиеся ведут диалог о путях становления художественной культуры, разбившись на группы: «Героический эпос», «Антич­ность», «Христианство», «Средне­вековье», «Возрождение», «Эпоха романов».

4. Сюжетно-жанровьй кон­фликт - это исторический путь искусства.

2

Учащиеся рисуют жанровое древо как доказательство того, что в искусстве ничего случайного нет: ни описания природы, ни мета­форичности языка произведений, что обряд и миф - корни искусст­ва – лекция .Записи.

5 Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры.



1

Сообщения учащихся на темы: «Фольклор и фольклористика», «Жанры фольклора», «Собиратели фольклора».

6. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели.

2

Доклады о Г. Н. Волкове, И. Я. Яковлеве, Л. Н. Толстом как педа­гоге. Инсценирование рассказа Г. Н. Волкова «Шартан». Составле­ние тезисного плана по роману-эссе Г. Н. Волкова «Этнопедагогический манифест И. Я. Яковле­ва».

7. Жанры фольклора: колыбельная песня, сказка-издевка, потешка-забава, шутка, хороводная песня, потешка-нравоучение, пестушка, докучная сказка, закличка, приговор, небы­лица, молчанка, скороговор­ка, небылица-перевертыш, нескладуха-неладуха.

1

Лабораторно-практическое заня­тие: исследование указанных жан­ров (тема, мысль, изобразительно-выразительные средства; звук и смысл, цвет звука). Исследование на компьютере. Выводы.

8. Загадка как литературное произведение. Мифопоэтизм лирики Есенина.


3

Составление кластера к слову «Загадка», Доклады учащихся по результатам исследования загадки на тему «Есенин и фольклор, метафора, миф».

9. Сказка - сокровище наро­да.

2

Составление рефератов: «О специфике фольклорного эпитета», «Русский сказочник П. П. Ершов и А. С. Пушкин».

10. Изучение статьи И. Ильина «Духовный смысл сказ-

ки».


1

Составление кластера на основе статьи И. Ильина «Духовный смысл сказки».

11. Народная песня как жанр, несущий свет успокоения, ощущение безгра­ничности жизни, простора. Песня «Меж высоких хлебов затерялося ...».

1

Активное прослушивание песни: выписать фольклорные мотивы повести А. П. Чехова «Степь». Сообщения « Пушкин о песне», «Язык самой знаменитой в мире песни «Катюша».

12. Частушка народная и ав­торская, подлинная и подделка.

2

Запись лекции учителя на тему «Народно-поэтическая сатира». Исследование языка частушки. Доклад: «Частушка народная и частушка самодеятельная». Исследование частушек о В. М. Шукшине.

13. Беседа по книгам «Круг­лый год - русский земледельческий календарь», М.: «Правда», 1991г., «Народный месяцеслов», М. «Современник », 1992 г.

1

Самостоятельное домашнее чтение, обсуждение прочитанного. Народный календарь - это coединение языческого и христианского начал, слияние, а не двоеверие.

14. Сказка «Курочка Ряба» -диагноз нашей жизни (об ответственности перед сво­им народом).

1

Урок - мастерская: сравнить 4 варианта сказки (два русских – для детей и для взрослых, белорусскую и украинскую). Доклады учащихся по результатам исследования.

15. Яйцо курочки Рябы как мифологическое яйцо.

1

Составление кластера к «золотому яичку», интонирование сказки. Составление тезисного плана. Доклад «Мифологический взгляд на природу и человека».

16. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - духовный мир России, народное понимание красо­ты.

1

Сообщение: «А. С. Пушкин и фольклор».

17. «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина в контексте русско-кавказских связей». В. Г. Шаульская.

1

Обсуждение трех фантазий на ис­торическую тему — знакомство с практическими опытами истори­ческого регионоведения.

18. Пресс-конференция на тему: «Искусство Запада и русское искусство».

1

Составление кластера «Русское искусство». Диалог с иностран­цем.


19. Литература и фольклор («Отцы и дети», «Муму», «Бежин луг» И. С. Тургене­ва. «Война и мир» Л. Н. Толстого).

3

Диалог о мифологическом и мета­форическом контексте в произве­дениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Прослушивание проек­тов учащихся и их обсуждение.

20. Фольклорные мотивы в рассказе В. Г. Распутина «Изба». Проблема зла в современной литературе.

2

Самостоятельное домашнее чте­ние и обсуждение. Составление рецензии на 1-й абзац рассказа и сравнение его с последним абза­цем. Композиция «Избы», исследования.

21. Фольклорные традиции в повести В. Белова «Привыч­ное дело».

1

Исследование языка повести, композиции; человек и природа. Док­лады учащихся по результатам ис­следования.

22. Палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, Городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель, керамика.

2

Составление рефератов по искус­ству по предложенным образцам.


Глоссарий.

  1. Адрианова-Перетц В.П. Народно-поэтическая сатира. - Л.: Советский писатель, 1960. - 469с.

  2. Аникина ВП. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988. - 431с.

  3. Бахтина В. От былины до считалки. - Л.: 1982. - 189с.

  4. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. -- 324с.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991. - 155с.

  6. Зуев Н. Голос мой был эхо, русского народа. - // Литература в школе. - №4. -2000.-15-29С.

  7. Ильин И. Духовный смысл сказки. // Литература в школе. - №1. - 1992. - 2-11с.

  8. Князева М Жила-была Курочка 'Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 2000.

  9. Князева М. Жила-была Курочка Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с.

  10. Кокшенева К. Проблема зла в современной литературе. // Литература в школе. - №3. - 2003. - 55-62с1

  11. Коровина В.Я. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972. - 143 с.

  12. Маранцман В.Г. Фольклор и литература. // Литература в школе. - №4. - 2000.-81-90с.

  13. Народный месяцеслов. - М.: Современник, 1992. - 126с.

  14. Некрылова А.Ф., Кострова Е. М. Круглый год. Русский земледельческий
    календарь. - М.: Правда, 1991. - 493с.

  15. Повести Древней Руси. Изборник. - М.: Художественная литература, 1987.-444с.

  16. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. - №1. - 1999

  17. Полтавец Е.ВЭ. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. № 6. — 1999. — 27-40с.

  18. Сказители. Искусство звучащего слова. Репертуарно- тематический сборник. - № 39. - ML: Советская Россия, 1989. - 125с.

  19. Соловей Т. , Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. // Литература в школе. -№3.- 2000.-79-91с.

  20. Телегин СМ., Афанасьев АЛ. Мифологический взгляд на природу и человека, // Литература в шкале. - №3. — 1997.- 69-79с.

  21. Филимонов В.П. Память жанра. I. - Владимир.: ВОИУУ, 1994. -261с.

  22. Филимонов В.П. Память жанра. П. -Владимир.: ВОИУУ, 1994. - 190с.

  23. Шаульская В.Г. Руслан и Людмила. Личное прочтение в контексте русско-кавказских связей. — Армавир - Москва.: Международная Академия наук Краснодарское региональное отделение.- 2002. - 32с.

  24. Шашуков Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе. - №4. — 1996. - 138-143с.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс «Биотехнология вчера и сегодня» предназначен для...
Автор: Кудряшова В. А. Программа утверждена экспертным советом министерства образования и науки Самарской области
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconАвторская программа история российской государственности X xi класс...
Элективный курс предназначен для тех учащихся, которые серьезно задумываются о необходимости рационально использовать накопленные...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconПрограмма элективного курса путь в неизведанное: или как развивать...
Элективный курс предназначен для учащихся 7 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна icon«История русской культуры»
Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся гуманитарных классов, гуманитарных средних школ и классов с углубленным...
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна iconЭлективный курс по теме: Живой организм
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск