Скачать 475.23 Kb.
|
Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения. Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, МОУ «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа». 2010 г. Работа награждена: 1. дипломом первой I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2006»; 2. дипломом II степени республиканской открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010» (конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»); 3. дипломом участника межрегионального конкурса –проекта «Новое содержание образования» - 2010г. ( АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования»- г. Киров). Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов). Пояснительная записка Концепция курса — изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. В основу концепции положена схема базовых жанров «Память жанра», раскрывающая исторический путь развития искусства слова и других видов искусств. Эта концепция помогает учащимся старших классов понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен (прошлого, настоящего и будущего), что каждый человек ответственен за будущую культуру. Цель курса - научить школьников практически исследовать фольклорные жанры и фольклорные мотивы в классической литературе и самостоятельно прийти к философским умозаключениям. Задачи курса - дать глубокие знания о жанрах литературы, о том, что в искусстве нет ничего случайного; сформировать навыки анализа традиционных жанров на уровне тропов, звука и смысла, опираясь на знания народной педагогики (этнопедагогики), и умения различать подлинные произведения искусства от подделок; использовать навыки и умения в ежедневной практической деятельности; пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике. Структура курса. В данной программе отбор и подача материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие учащихся, осмыслить свое «я» в этом мире. В качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, преемственность в обучении, осуществление межпредметных связей, овладение многими видами речевой деятельности. Содержание курса можно применять и в 5-8 классах, например «Жанровое древо», фольклорные жанры. Постепенно учащиеся знакомятся с историческим развитием искусства, учатся видеть закономерные явления. Обучение связной речи - процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении разделов программы. Особое внимание уделяется видам деятельности учащихся. Их цель - активизировать работу учащихся, уметь самостоятельно добывать знания, стать яркой личностью. Учащиеся должны самостоятельно разбираться в подлинности произведения и в их подделке, что очень важно для формирования культурного уровня учащихся, развития самостоятельности. Курс завершается обобщенным повторением на примере новых произведений литературы и других видов искусства. Программа элективного курса «Литература и фольклор» (36 ч.). Введение (2 ч.). Становление художественной культуры. Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с историческим прошлым, настоящим и будущим. Развитие литературы шло пластами и разрушать нам его нельзя, а надо сохранить и передавать новым поколениям, творить мироздание, порядок, космос. Закономерности становления мировой художественной культуры. Возвращение к традициям мифологической школы - новый подъем русского национального самосознания. Диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения. Теория литературы. Понятие о синкретизме, корнях мифомышления, метафорическом мышлении, метафоре и мифе, обрядах, язычестве, сакраментальности, хаосе и космосе. Становление художественной культуры в формах базовых жанров (2 ч.). Энергия единения, присущая настоящему искусству, то есть обряд и миф - основа любого художественного произведения. Постижение художественного опыта человека через жанр, через память жанра. Теория литературы. Память жанра, подлинное произведение, обряд и миф, фольклор. Чтоб не распалась связь времен (1 ч.). Роль искусства - объединять человека с природой. Природа – тайна, мифомышление - это слитность природы и человека. Теория литературы. Хаос и космос. Человеческие и природные силы, тотемические мифы. Сюжетно-жанровый конфликт — исторический путь искусства (2 ч.). Обряд и миф - корни искусства. Жанр - представитель творческой памяти, обеспечивает единство и непрерывность процесса литературного развития. Теория литературы. Развитие понятия о жанровом древе, жанре и истории; славянский миф. Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры. (1 ч.). Виды фольклора: словесное искусство, музыкальное искусство... Собиратели фольклора. Теория литературы. Понятие о фольклоре, фольклористике, традициях, жанрах фольклора. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели (2ч). Понятие о народной педагогике как продукте исторического и социального опыта народа. Этнопедагогика в трудах И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Л.Н. Толстого. Теория литературы. Развитие понятия об этнопедагогике. Звук и смысл (1 ч.). Звук и смысл, цвет гласных звуков. Фоносемантика - связь звука и смысла в языке. Компьютерный анализ и синтез звукоцвета. Теория литературы. Понятие о зоне существенных отклонений звуков, фонетической значимости звукобукв, слабых и сильных звуках, хороших и плохих звуках; строение значения слов, частотность звукобукв. «Машинная» характеристика звуковой формы слов. Загадка как литературное произведение, как один из приемов тайного языка (3 ч.). История загадки. Мифопоэтизмы в лирике Есенина. Теория литературы. Понятие о мифопоэтизме, фольклорном мифе и метафоре. Сказка - сокровище народа (2 ч.). Русские сказочники А.С. Пушкин и П.П. Ершов. Теория литературы. Понятие о специфике фольклорного эпитета. Духовный смысл сказки. Народная песня (1 ч.). Фольклорные мотивы в прозе Чехова («Степь») и Пушкина. Природа и человек в русской народной песне. А.С. Пушкин и русская народная песня. Теория литературы. Постоянный эпитет - загадка фольклора. Частушка (2 ч.). Частушка народная и авторская, подлинная и подделка. Народнопоэтическая сатира. Теория литературы. Понятие о сатирическом народном произведении. Русский земледельческий календарь (1 ч.). Русский земледельческий календарь как соединение точных научных знаний с народным опытом - энциклопедия крестьянского быта, слияние языческого и христианского начал. Теория литературы. Расширение понятия о календаре. Сказка « Курочка Ряба» (2 ч.). Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности. Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (2 ч.). Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» — духовный мир России, народное понимание красоты. Пушкин и фольклор. «Руслан и Людмила» в контексте русско-кавказских связей. Теория литературы. Развитие понятия об историческом регионоведении. Pyccкое и западное искусство ( 1 ч.). Мифологический взгляд на природу и человека. Сравнение русского искусства с западным. Теория литературы. Понятие о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве. Литература и фольклор (3 ч.). Литература и фольклор. Мифологический и метафорический контекст в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Теория литературы. Развитие понятия о мифологии, метафоре как основных тропах художественного произведения. В.Г. Распутин «Изба» (2 ч.). Загадка характера Агафьи. Совесть, доверие и любовь - начала бытия человека. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции в рассказе. Теория литературы. Исследование композиции рассказа, изобразительно-выразительные средства в рассказе. В.И. Белов «Привычное дело» (2 ч.). Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные мотивы и юмор повести. Литература и искусство (2 ч.). Литература и другие виды искусства: палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель, 36 часов
Глоссарий.
|
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | ||
Элективный курс «Биотехнология вчера и сегодня» предназначен для... Автор: Кудряшова В. А. Программа утверждена экспертным советом министерства образования и науки Самарской области | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
Авторская программа история российской государственности X xi класс... Элективный курс предназначен для тех учащихся, которые серьезно задумываются о необходимости рационально использовать накопленные... | Элективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"... Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций... | ||
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать... Элективный курс предназначен для учащихся 7 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью | Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | ||
«История русской культуры» Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся гуманитарных классов, гуманитарных средних школ и классов с углубленным... | Элективный курс по теме: Живой организм В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... |