Скачать 304.04 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Кукморская гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан. Согласовано: Утверждено: На заседании УМО учителей На заседании экспертной биологии комиссии Протокол №1 от ________ Протокол №1 от_______ Руководитель УМО Председатель экспертной __________Шангараева А.М. группы _________Садикова А.Р. . Элективный курс по теме: Живой организм (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11-х классов , 35 часов) Димиева Зульфия Хурматулловна учитель биологии I квалификационной категории Кукмор 2009 Пояснительная записка В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся профильных 11 классов гимназии. Курс « Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимся при изучении биологии в 6-9 классах. Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и.т.д. Применение разнообразных форм учебно-позновательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведение с учетом материального обеспечения школы и резервы времени. Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ЕГЭ и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля. Элективный курс рассчитан на 35 часа учебных занятий в 11 классов средней школы, 1 час неделю. Цель курса: «Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности» Задачи курса: «Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов. Развить умения анализировать, сравнивать, обощать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов. Основные требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать: -Химический состав клеток -Особенности строения пракариотической и эукариотической клеток -Сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных -Особенности неклеточных форм жизни -Строение, происхождение, функции растительных тканей. -Строение, происхождение, функции животных тканей. -Внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений. -строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных9на примере млекопитающих) -основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов. -особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных. Учащиеся должны уметь: -сравнивать различные биологические объекты( клетки , ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы , делать выводы на основе сравнения; -распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы исистемы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах; -схематично изображать строение органов и систем органов; -изучить биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе , сети Интернет; -составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории ; Содержание курса. I Клетка(4 часов) 1. Химический состав клетки 2. Прокариотические и эукариотические клетки 3. Неклеточные формы жизни. 4. Сходства и различия клеток растений, грибов, животных II Ткани(7 часов) 1 Растительные ткани(4 часа) 2. Ткани животных (3 часа) III. Органы.(13 часов) 1.Органы растений (4 часа) 2. Органы человека (9 часа) IV. Жизнедеятельность организма (11 часов) 1 Опора и движение(1 часа) 2. Дыхание(1 часа) 3. Транспорт веществ(1 часа) 4. Питание и пищеварение(1 часа) 5. Выделение (1 часа) 6. Обмен веществ и энергии(1 часа) 7. Размножение(2 часа) 8. Рост и развитие (2 часа ) 9. Заключение(1 часа) Тематическое планирование
Ожидаемые результаты. После изучение элективного курса по биологии «Живой организм» у учащихся должна формироваться научное представление о живых организмах как открытые биологические системы,, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности. Так же после изучения элективного курса у учащихся должна формироваться практические навыки.. Ожидаемые результаты после изучении элективного курса. 1.Уметь сравнивать различные биологические объекты, распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, на живых объектах, на муляжах, схематично изображать строение и систем органов. 2.Проваодить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать результаты опытов. 3 Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, в сети Интернет. 4. Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории. 5. Применение полученных навыков и знаний для дальнейшего изучения соответствующих дисциплин высших и специальных учебных заведений Литература для ученика: 1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин « Животные» Дрофа 2006 2.В.В. Пасечник, А. А. Каменский « Биология» Дрофа 2006 3.В.Г. Ситдиков, Р.К. Закиев « Биологический русско- татарский толковый словарь» Магариф 1998 4.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш « Человек». Дрофа 2007 5. С. Г. Мамонтов « Биология» пособие для поступающих в вузы. Дрофа 2004 Литература для учителя: 1. Б.М. Медников « Формы и уровни жизни» Просвещение 1994 2.М.Г. Левитин, Т. П. Левитина « Общая биология» Паритет 2002 3.Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. Г.И. Лернер Москва 2006 4.Т.Л. Богданова , Е.А. Солодова « Биология» Справочник для старшеклассников . Москва 2006 Интернет сайты: http// edu.of.ru/attach//17/7026 doc/ http/www.openclass.ru/10/11/maslak http/www.imc-eduekb.ru/ino/el_bio.doc Отзыв Автор курса: Димиева Зульфия Хурматулловна Содержание курса. Курс рассчитан для учащихся 11 классов. Данный курс рассчитан на углубление знаний учащегося по теме: « Живой организм». В основе данного курса заложена информация, необходимая для сдачи ЕГЭ. Содержание курса полностью соответствует теме, широко представлена подборка проблемных ситуаций связанных с различными областями повседневной жизни и деятельности человека, что способствует привитию интереса к изучаемому предмету. Показывает важность и необходимость глубоких знаний. В методической разработке существенное внимание уделяется расширению знаний о живых организмах, позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. В работе учителя логически последовательно изложено содержание программы подобраны практические работы. Все практические материалы автором внесены в приложения Рекомендации по корректировке: Обратить внимание к использованию инновационных компьютерных технологий при углублении предметных знаний по биологии. Развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности Вывод. В целом, ознакомившись разработкой элективного курса прихожу к выводу, что Димиева подходит к составлению программы курса творчески, подробно используя учебную и дополнительную литературу. Во всем объеме представленного материала автором проявлена профессиональная методологическая и учебно-методологическая компетентность. Отзыв составил слушатель экспертов элективных курсов ФИО ________________________________________________ Подпись Содержание программы. Раздел 1. Клетка. (4 ч.) Химический состав клетки. Клетка как стауктурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки . Строение, сходства и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни . Раздел 2. Ткани.(7 ч.) Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходные строение и выполняющих общую функцию. Растительные ткани. Разнообразие растений-результат длительной эволюции, сопровождающийся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей. Ткани простые и сложные. Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение. Образовательные ткани(меристемы) первичные, вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые. Покровные ткани. Первичные и вторичные, эпидермис, эпиблема, пробка, корка. Основные ткани (паренхимы)Ассимиляционная, запасающая, водоносная ,воздухоносная . Механические(опорные)ткани . Колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани. Первичные, вторичные; древесина(ксилема), луб(флоэма). Выделительные(секреторные) ткани. Ткани наружной и внутренней секреции. Ткани животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей. Основные группы ткани животного организма. Общепринятая классификация животных. Эпителиальные ткани. Ткани производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функции. Различные классификации эпителиальных тканей. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии. Соединительный ткань. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения. Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая, костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами. Мышечные ткани. Группа тканей мезодермального происхождения . Основные свойства-возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей. Нервная ткань. Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Особенности строения нервных клеток, классификация нейронов Раздел 3. Органы(13 ч.). Орган- обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Органы растений.(4 ч) Постепенные расчленения тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Корень. Классификация. Функции. Морфологическое строение. Побег. Строение. Ветвление. Метаморфозы. Функции. Анатомическое строение. Внешнее строение. Клеточное строение листа Цветок. Функции строения цветка. Виды цветков. Соцветия. Плод. Происхождение. Функции. Классификация. Семя. Строение. Сравнение семян однодольных и двудольных растений. Органы животных (9ч) Группа органов, связанных друг с другом анатомический, имеющий общий план строения и выполняющих определенную физиологическую функцию- физиологическая система органов . Систем органов в животном организме на примере млекопитающих. Покровная система. Кожа и слизистые оболочки. Опроно-двигательная система. Скелет и скелетные мышцы. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и узлы. Дыхательная система. Воздухоносные пути и легкие. Пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками. Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Половая система. Мужские и женские железы и половые органы. Нервная система. Центральная и периферическая нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Железы внешней секреции. Жизнедеятельность организма. (11 ч) Опора и движение. Значение опорных систем в жизни организмов. Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождение энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Транспорт веществ. Перенос веществ в организме, его значение. Питание и пищеварение. Питание как процесс получения организмами веществ и энергии. Выделение. Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма , чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и нормальной жизнедеятельности. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого. Ассимиляция и диссимиляция как два взаимосвязанных и разнонаправленных процесса, составляющих обмен веществ и энергии. Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножений. Рост и развитие. Онтогенез или индивидуальное развитие. |
Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... | ||
Аннотация к программе по биологии 6 класс «Биология. Живой организм» Курс природоведения продолжает ана¬логичный курс начальной школы, одновременно яв¬ляясь пропедевтической основой для изучения есте¬ственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы Н. И. Сонина «Живой организм» 6 класс. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в... | ||
Сонин Н. И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб для общеобразоват учеб заведения Авторы: Сонин Н. И., В. Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм. (Программы для общеобразовательных учреждений природоведение.... | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности | Реферат по теме: Нанотехнология и живой организм Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | ||
Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Элективный курс «Физика человека» Обобщить и систематизировать знания о живой и неживой природе, защите воздуха и воды от загрязнения, восстановлении лесов, охране... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии |