Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Белоозерская ООШ Яльчикского района ЧР»
Рассмотрена «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ:
естественно-научного цикла _____________ _____________
Быкова Т.А. Федорова Р.В. Никифорова Е.И.
« » __________2010г. « » ____________2010 г. « » ____________2010 г.
Рабочая учебная программа
по биологии для 6 класса
МОУ «Белоозерская ООШ Яльчикского района ЧР»
Срок реализации: 2 года (2010-2011 учебный год,
2011-2012 учебный год) Автор: учитель географии, биологии и химии
МОУ «Белоозерская ООШ Яльчикского района ЧР»
Быкова Т.А..
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классах составлено на основе государственной программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм. (Программы для общеобразовательных учреждений. природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006)
Используемый учебник: Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2004 (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 200 _/200_ учебный год)
Электронные учебные пособия:
- Электронное учебное издание. Биология. Живой организм. 6. (мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина), ФИЗИКОН, Дрофа, 2006
- Открытая биология. Версия 2.6. 6-11. ФИЗИКОН. 2005 DVD - фильмы
- BBC Невидимая жизнь растений Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций)
- Ботаника. Электронный атлас для школьника 6-7 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004
- Зоология. Электронный атлас для школьника. 7-8. «ЧеРо», «Интерактивная линия» 2004
- Растительный мир. 5000 фотографий
- Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения. 2004
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение, Новый диск. 2001
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам, презентации к интерактивной доске SMARTBoard
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Используемое программное обеспечение:
- Cyberlink Power DVD
- Word
- PowerPoint
- SMARTNotebook
* При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока. Учебник: Сонин Н.И.. Биология. Живой организм.. 6 класс, 2002г.
Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. Москва , 2006.
(1 час в неделю, всего 34 часа) Основное содержание 1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро- и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (8 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
8. Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
9. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс Учащиеся должны знать:
основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
типы деления клеток, их роль в организме;
особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
распознавать органоиды клетки;
узнавать органы и системы органов изученных организмов;
составлять простейшие цепи питания;
размножать комнатные растения вегетативным способом;
пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
№
п/п
| Темы уроков
| Дата
| ЦОР
| 1.
2.
3. 4.
5. 6. 7.
8.
9.
10.
11.
12. 13.
14. 15.
16. 17. 18. 19. 20.
21.
22.
23. 24. 25. 26.
27.
28.
29. 30.
31.
32. 33.
34.
| Введение. Многообразие живых организмов.
Основные свойства живых организмов.
Химический состав клетки. ЛР №1 «Состав семян». ИОТ №7
Органические вещества клетки.
Химический состав клетки. ЛР №2 «Определение физических свойств». ИОТ №7
Клетка – элементарная частица живого. ЛР №3 «Строение клетки». ИОТ №7
Строение и функции органоидов клетки.
Сравнение растительной и животной клеток.
Вирусы. Обобщение знаний.
Деление клетки. Митоз.
Мейоз, его биологическое значение.
Ткани растений и животных. ЛР №4 «Ткани растений». ИОТ №7
Органы цветкового растения. Строение корня.ЛР №5 «Строение корневых систем» ИОТ №7
Строение и значение побега. Почка. ЛР №6 «Строение и расположение почек». ИОТ №7
Стебель и лист. Строение и функции.
Цветок, его значение и строение. Соцветия. ЛР №7 «Строение цветка». ИОТ №6
Плоды: значение и разнообразие. ЛР №8 «Сухие и сочные плоды». ИОТ №6
Системы органов животного. Организм как единое целое.
Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.
Особенности питания животных. Пищеварение и его значение.
Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в растении. ЛР №9 «Передвижение растворов по стеблю»ИОТ№6
Передвижение веществ в животном организме.
Значение процессов выделения у животных, растений и грибов.
Опорные системы позвоночных животных и растений.
ЛР №10 «Строение костей»
Координация и регуляция.
Размножение, его виды.
Бесполое размножение. ЛР №11 «Черенкование комнатных растений».
Половое размножение растений и животных.
Рост и развитие растений и животных.
Среда обитания организмов. Экологические факторы.
Природные сообщества.
Урок- повторение.
|
| school25.ru/bio
school-collection.edu.ru
school-collection.edu
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru www.ikt.oblcit.ru
tana.ucoz.ru
school-collection.edu.ru
http://WWW/kozlenkoa.narod/ru //lessons/
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
www.sorobr5.ru
festival.1september.ru/articles
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
festival.1september.ru/articles
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru festival.1september.ru/articles
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
school-collection.edu.ru school-collection.edu.ru
festival.1september.ru/articles
| |