Скачать 451.13 Kb.
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель Директор школы ____/ Гараева Н.Ю./ директора по УВР ______/Рябцова Н.А./ Протокол № 1 от ____/Садыкова З.Ф/ «__» __________2012г. Приказ № _____от «___» __________2012г. «___» __________2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 9 класс МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района РТ Абызовой Татьяны Александровны, учителя биологии Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «27» августа 2012г. 2012- 2013 учебный год Планирование по курсу биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию» составлено на основе
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7класс). Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. Тип программы: типовая, базового уровня Предусмотренные программой лабораторные работы: 1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой; 2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом; 3. Выявление изменчивости организмов; 4. Изучение морфологического критерия вида. Классы - 9А УМК: 1.Учебник - Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 303с. 2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с. 3.Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетрадь. 9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 95. с.: ил. Дополнительная литература: 1. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005. 2.Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 3.Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006. MULTIMEDIA – поддержка курса «Введение в общую биологию и экологию»
Интернет ресурсы:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения предмета ученики должны: называть общие признаки живых организмов, признаки царств живой природы; причины и результаты эволюции; приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие организмов; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; распознавать 1. организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; 2. клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; сравнивать • строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; применять знания • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов; делать выводы 1.о клеточном строении организмов всех царств; 2.о родстве и единстве органического мира; 3.об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных. соблюдать правила 1. приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; 2. 2. бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; 3. здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениям Содержание тем учебного курса биологии 9 класса Введение (3 часа) Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (50 часов) Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов) Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов. Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида. Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. Экскурсия в биогеоценоз. Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов) Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Экскурсия: Причины многообразия видов в природе. РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (8 часов) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции. . Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
|
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию... | Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение... Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Программы основного... | ||
Рабочая программа по предмету «биология» А. А. Каменский, Е. М. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.: Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано... | Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник, Дрофа 2011 | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные: Учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. — М.: Владос, 2005 | Пояснительная Записка Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей : Использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. – М.: Дрофа,... | ||
Рабочая программа по биологии для 7- Х классов «Введение в общую биологию» Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и... | Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2011 год (соответствует... | ||
Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует... | Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует... | ||
Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует... | Учебнику «Биология. Введение в общую биологию и экологию» Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. (Лаб. Работа) | ||
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы... Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,... | Климатические показатели Украины Тищенко П. Г. Физическая география Украины: учеб для 8 кл общеобразоват учеб заведений / П. Г. Шищенко, Н. В. Мунич. – К. Зодіак-... |