Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений





Скачать 451.13 Kb.
НазваниеКаменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений
страница1/4
Дата публикации07.09.2014
Размер451.13 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор школы

____/ Гараева Н.Ю./ директора по УВР

______/Рябцова Н.А./

Протокол № 1 от ____/Садыкова З.Ф/

«__» __________2012г. Приказ № _____от

«___» __________2012г. «___» __________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 9 класс
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района РТ
Абызовой Татьяны Александровны, учителя биологии


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«27» августа 2012г.


2012- 2013 учебный год


  1. Пояснительная записка

Планирование по курсу биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию» составлено на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • Программы основного общего образования по биологии ( автор В.В.Пасечник и другие),

  • Учебного плана МБОУ «Камскополянская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов. Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:
    Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 303с.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7класс). Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. Тип программы: типовая, базового уровня


Предусмотренные программой лабораторные работы:

1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой;
2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом;
3.
Выявление изменчивости организмов;
4.
Изучение морфологического критерия вида.

Классы - 9А
УМК:

1.Учебник - Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 303с.
2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
3.Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетрадь. 9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 95. с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.
2.Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
3.Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Введение в общую биологию и экологию»

    • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс учебное электронное издание, Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

Интернет ресурсы:

  • http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии;

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

 общие признаки живых организмов, признаки царств живой природы; причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  усложнения растений и животных в процессе эволюции;

 природных и искусственных сообществ;

 изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

 обмен веществ и превращение энергии;

  роль ферментов и витаминов в организме;

   особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

 дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  размножение, рост и развитие организмов;

  вирусы как неклеточные формы жизни;

  среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

 меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

1. организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; 2. клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать •  строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; применять знания

•         о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

•         о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,  профилактики травм, заболеваний;

•         о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

•         о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

•         о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

1.о клеточном строении организмов всех царств; 2.о родстве и единстве органического мира; 3.об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

 соблюдать правила

1. приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; 2. 2. бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; 3. здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениям





Содержание тем учебного курса биологии 9 класса

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (50 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (8 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ВВЕДЕНИЕ

3 часа

РАЗДЕЛ 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ТЕМА 1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

10 часов

ТЕМА 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ.

15 часов

ТЕМА 1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ

13 часов

ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ

2 часа

ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ

6 часов (5+1 экскурсия)

ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ

3 часа

РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ

7 часов

РАЗДЕЛ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

7 часов

Резервное время

2 часа

Итого

68 часов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconКаменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение...
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Программы основного...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по предмету «биология»
А. А. Каменский, Е. М. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.: Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник, Дрофа 2011
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
«Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные: Учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. — М.: Владос, 2005
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconПояснительная Записка Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей : 
Использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. – М.: Дрофа,...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по биологии для 7- Х классов «Введение в общую биологию»
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по биологии базовый уровень
«Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2011 год (соответствует...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по биологии базовый уровень
«Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по биологии базовый уровень
«Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconРабочая программа по биологии базовый уровень
«Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconУчебнику «Биология. Введение в общую биологию и экологию»
Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. (Лаб. Работа)
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconКалендарно-тематическое планирование составлено на основе программы...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,...
Каменский А. А. Криксунов Е. А пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб для общеобразоват. Учеб заведений iconКлиматические показатели Украины
Тищенко П. Г. Физическая география Украины: учеб для 8 кл общеобразоват учеб заведений / П. Г. Шищенко, Н. В. Мунич. – К. Зодіак-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск