Скачать 390.74 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «биология» для 9Б общеобразовательного класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263), с учётом образовательной программы и учебного плана МБОУ « Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный год, использования УМК под редакцией В. В. Пасечника и др. Учебник для образовательных учреждений для 9 класса А.А. Каменский, Е.М. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.:Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утверждённому федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год (приказ от 19.12.2012 № 1067). Согласно учебному плану МБОУ «Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный год на изучение биологии в 9Б общеобразовательном классе отводится 70 часов в год из расчёта 2 часов в неделю. При составлении программы учитывались особенности класса. В 9Б классе 17 учеников с разным уровнем способностей по биологии, познавательной активности и учебной мотивации. Из них 8 человек со средним уровнем способностей, эти ученики имеют прочные знания, владеют теоретическим материалом и умеют его применять в практических и лабораторных работах, 9 – с низким уровнем способностей. Этим продиктована необходимость дифференцированного обучения, поэтому в плане каждого урока, вначале выполняются наиболее важные задания, а затем - насколько это возможно на конкретном уроке - задания, позволяющие углубленно изучить тему, задания из раздела повторения. Домашние задания могут быть различными для детей, отличающихся по уровню подготовки и степени заинтересованности предметом. Дополнительные задания после каждой главы используются для работы, как на уроке, так и в качестве дифференцированного домашнего задания. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение цели: Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как о биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы. Изучение биологии в 9 классе направлено на решение следующих задач: Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики стрессов, вредных привычек. В результате изучения биологии ученик 9-го класса должен знать: Сущность: законов Г. Менделя, закономерности изменчивости; строение биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток живых организмов; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику. уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать: биологические объекты (клетки, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически оценивать. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стресса, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Формы контроля и оценки деятельности учащихся Виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый. Формы контроля: устный опрос (от 5 до 25 мин), контрольная работа (от 20 до 40 мин), тестирование ( от 5 до 30 мин), проверка домашнего задания, словарные диктанты ( от 3 до 7 мин), контрольные работы, викторины, контрольно-административные задания. Основные приёмы контроля отражены в УМК и реализуются в процессе обучения. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по биологии. 1. Оценка устных ответов учащихся по биологии. Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик: полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров; умеет обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один- два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; Отметка «3» ставится в следующих случаях: знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении; наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу. 2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка «5» ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В предоставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к отметке «5», но: было допущено два-три недочета; была допущена одна негрубая ошибка и один недочёт; работа проведена не полностью; в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка «3» ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; работы по началу опыта провёл с помощью учителя, или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в оформлении работы) которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2» ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке «3»; допускает две (или более) грубые ошибки в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя. 3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более двух-трех негрубых ошибок; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящую норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка работ учащихся при тестировании: При тестировании все верные оценки берутся за 100%
Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты. Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, основных положений; неумение выделить в ответе главное; неумение делать выводы и обобщения; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий; нарушение логики при ответе, подмена отдельных основных вопросов второстепенными; нерациональные методы работы со справочной и другой литературой. Недочетами являются: небрежное выполнение записей, рисунков, схем, таблиц. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим – ноябрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой. Преемственность курса. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Использование межпредметного потенциала. Биология даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов, формирует общепредметные умения.
|
Рабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат» Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе | Рабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,... | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «биология» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «биология» | Рабочая программа по предмету «Биология» Практикум для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Авторы : Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,... | ||
Рабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя... Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение».... | Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год | ||
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11... | Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | ||
Рабочая программа по биологии 5 9 классы Рабочая программа по учебному предмету Биология составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»... Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях | ||
Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Рабочая программа по предмету: биология Руководитель методического Зам директора по увр директор мбоу сош №17 объединения |