Скачать 366.13 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» городского округа г. Воронеж Рассмотрена Согласована Утверждаю Руководитель методического Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №17 объединения _________Н.Н.Аксинина ___________И.Н.Доросевич ___________ А.Е.Бураков Протокол № от «___ » ________2014г. «____»___________2014 г. Приказ №___ от « ___ » 2014г. Рабочая программа по предмету: биология на 2014 – 2015 учебный год класс___7______ всего часов на учебный год___70_________ количество часов в неделю 2_________ Составитель: Зубарева Наталья Васильевна Воронеж – 2014 г Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Цели и задачи изучения курса. Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: * овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; * овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; * развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; * формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; * воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; * установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле; * подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. * иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях изучаемых объектов живой природы, о ее многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллек- туальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована система теоретических уроков и лабораторного практикума, представленных в рабочей программе. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология 7» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения предмета «Биология» в 7 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (35 учебных недель). Из них: лабораторных работ – 12, контрольно - обобщающих уроков –4. Для изучения курса биологии в 7 классе согласно базисному плану предлагается следующий Учебно-тематический план
Итого за учебный год: лабораторных работ - 12 контрольно – обобщающих уроков – 4. Основное содержание учебного предмета Тема 1. Общие сведения о многообразии животных их жизни. (6 ч.) Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Практическая работа « Приспособленность животных к местообитаниям» Тема 2. Простейшие, или Одноклеточные. (4 ч.) Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных Значение простейших в природе и жизни человека. Изучение программного материала дает возможность учащимся: - изучить многообразие, строение, процессы жизнедеятельности, размножение, среду и места обитания одноклеточных животных, их образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности; - выяснить значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями: уметь: - объяснять роль различных животных в жизни человека; - распознавать на таблицах животных отдельных типов простейших животных; - выявлять приспособления простейших животных к среде обитания; - определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация); - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными Тема 3. Тип Кишечнополостные. (3ч.) Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Тема 4. Типы плоские, круглые и кольчатые черви. (6 ч.) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Кольчатые черви. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира. Лабораторные работы:
Тема 5. Тип Моллюски. (4 ч.) Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. Лабораторная работа:
Тема 6. Тип Членистоногие. (8 ч.) Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека. Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Лабораторная работа:
Изучение программного материала дает возможность учащимся: - изучить многообразие, взаимосвязь строения и функций организма, жизнедеятельность животных; среду и места обитания животных разных типов, их образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности; - выяснить, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных; - выяснить значение животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны; - узнать, как шел процесс одомашнивания человеком диких членистоногих животных; - познакомиться с условиями, необходимыми для успешного содержания и разведения животных; - узнать, какие законы охраняют природу, что такое мониторинг, какие территории являются охраняемыми; Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями: уметь: - выявлять сходства и различия в строении тела животных; - распознавать стадии развития животного; - объяснять эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп), роль различных животных в жизни человека, необходимость защиты отдельных видов животных; - наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением; - распознавать на таблицах животных отдельных типов и классов, животных своей местности; - выявлять приспособления животных к среде обитания; - определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация); - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий); - правильно пользоваться Красной книгой; - понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за сезонными изменениями в живой природе; - определения возраста некоторых животных; - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; - соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
Рабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат» Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе | Рабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,... | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «биология» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «биология» | Рабочая программа по предмету «биология» А. А. Каменский, Е. М. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.: Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» Практикум для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Авторы : Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,... | Рабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя... Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение».... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год | Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11... | ||
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Рабочая программа по биологии 5 9 классы Рабочая программа по учебному предмету Биология составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»... Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... |