Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности





Скачать 320.77 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер320.77 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3


Программа элективного курса

ПУТЬ В НЕИЗВЕДАННОЕ: ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ СВОИ ИСССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Составитель:

Владимирова Людмила Владимировна,

педагог-психолог.

МАОУ гимназия №18 г.Томска
Томск 2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время объективно возрос интерес учащихся к элективным курсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у школьников исследовательских навыков.

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.

Элективный  курс рассчитан на 16 часов. Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования.

  Элективный  курс является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

На занятиях рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

• выбор темы;

• составление плана исследовательской деятельности;

• изучение литературы по избранной теме;

• работа с понятийным аппаратом;

• опытно-экспериментальная деятельность;

• оформление исследовательской работы;

•представление результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

Программа элективного   курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

В основе программы авторский курс А.И.Савенкова «Путь в неизведанное: Как развивать свои способности Москва 2005 г.

Цель элективного  курса: Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
 Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основами  исследовательской деятельности;

  2. Способствовать  развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности;

  3. Научить грамотно оформлять  научно-исследовательскую работу;

  4. Развивать умение  свободно доказывать и защищать свои мысли.

Ожидаемые результаты

Программа предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:

•Знание основ  исследовательской деятельности;

•Умение грамотно оформлять  научно-исследовательскую работу;

•Умение  свободно доказывать и защищать свои мысли;

•Основные навыки исследовательской деятельности.

•Участие в НПК школы, города.


Программа курса

п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Как выбрать тему исследования

1

3.

Цель исследования

1

4.

Задачи исследования

1

5.

Гипотеза исследования

1

6.

Организация и методика исследования

5

7.

Подготовка к защите

5

8.

От чего зависит успех

1

Итого:

16


По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: анализ, апробация, библиография, вывод, гипотеза исследования, классификация, концепция, метафора, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, парадокс, предмет исследования, принцип, проблема, рецензия, синтез, сравнение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии) теория, факт, эксперимент.

Содержание курса базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

• Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
• Формирование знаний о структуре, содержании, этапах, методах исследовательской и проектной работ.
• Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Однако эти направления не выделяют в разделы курса, т.к. занятия призваны сопровождать научную работу школьника от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки докладов к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода научной работы.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы или проекта.
Итоговая аттестация включает в себя: защиту темы исследования (проекта).

Форма итоговой аттестации — зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы — функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников, как:
• защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
• круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
• предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
• защита завершенных проектов и исследовательских работ;
• итоговая конференция.

Содержание курса.

1.Введение (1 ч). Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2.Как выбрать тему исследования (1 ч). Проблема исследования. Вопросы в помощь при выборе темы.
Практическая работа №1 Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
3.Цель исследования (1 ч.) Практическая работа № 2. Формулирование цели.

4.Задачи исследования (1 ч.) Определение задач, выбор предмета и объекта.

5.Гипотеза исследования (1 ч.)

6.Организация и методика исследования ( 5 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Практическая работа № 3. Работа над основной частью исследования.

7.Подготовка к защите. Публичное выступление. (5 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. Практическая работа №4. Создание компьютерной презентации. Практическая работа № 5. Подготовка авторского доклада.
8.От чего зависит успех Итоговая конференция (1 ч.)

Итоговый контроль качества усвоения материала
Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:
• реферат —1-е полугодие;
• исследовательская работа —2-е полугодие;

Виды групповых и индивидуальных проектов:
• практико-ориентированный;
• исследовательский;
• информационный;
• творческий;
• ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:
• веб-сайт в Интернете;
• видеофильм;
• выставка;
• газета;
• фоторепортаж;
• статья;
• справочник;
• буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
• качественно выполненное по собственной инициативе задание;
• использование Интернет-технологии;
• инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).


Приложение 1

Методические материалы

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимо темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы  выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило,  публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад *

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок, кнопок. В верхней части стенда крепится полоска 840х100 мм с названием работы, выполнен шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифт не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике  характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текст материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

З) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1—2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

• Цели и задачи работы.

• Описание сделанного в процессе исследования.

• Методы, используемые в коде исследовательской деятельности.

• Основные результаты и выводы.

• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

* Текст подготовлен  в соответствии с требованиями  к оформлению стендового доклада на Всероссийских юношеских чтениях  им. В. И. Вернадского. — Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.- С. 263

Литературный обзор

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источник.  Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста.

Далее целесообразно: составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указан его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПрограмма элективного курса «Познай свой край»
Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения. Развивать навыки...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПрограмма элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»
На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности icon1 слайд : Кредо «Научить ребенка верить в себя и развивать свои способности,...
Кредо «Научить ребенка верить в себя и развивать свои способности, сама при этом верь в него и развивайся вместе с ним!»
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПлан – конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе
Цель урока: Продолжать учить создавать композицию натюрморта, на основе заданной. Развивать творческие способности учащихся и фантазию....
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconВопросы время для обдумывания 2 секунды
Цель: воспитывать интерес к знаниям, развивать умственные способности, умение концентрировать себя в экстремальной ситуации; развивать...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПрограмма элективного курса «Путь в профессию»
Утверждено и введено в действие приказом директора моу «оош №6» Чистопольского муниципального района от 01. 09. 2010 г. №135
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconОсобенности высшего образования как процесса трансляции культуры
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconПриложения. Список творческих работ учащихся по темам элективного курса. Темы рефератов
«Особенности построения текстов реклам». Дидактический материал к занятиям элективного курса по предупреждению речевых ошибок (недочётов)...
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconГиппократ Введение. Что такое здоровье и как его сохранить
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconКонспект занятия по речевому практикуму «Как, умея говорить, научиться разговаривать?»
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
Программа элективного курса путь в неизведанное: или как развивать свои иссследовательские способности iconРабочая программа элективного курса для предпрофильной подготовки...
«Твои профессиональные намерения» является личностно ориентированной, так как поможет старшему подростку в решении важного вопроса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск