Открытый урок литературного чтения в 4 классе Учитель: Зайцева О.М. Тема урока: И.А.Бунин.»Листопад». ,Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас уч-ся; Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным средствам языка. Развивать речь, память, мышление ,воображение. Подготовка: портрет поэта, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»,картинки золотой осени ,терема, иллюстрации осени, книги И.А.Бунина, готовые разрезные иллюстрации. .
|
Ход урока
|
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Подготовка и мотивация уч-ся.
Контроль подготовленности.
А)Нетрадиционное начало урока.
А ну-ка, дети, встали в ряд!
Я- командир, а вы мой- отряд!
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи. Б)Проверка домашнего задания. Постановка цели. Актуализация знаний.
-Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать. Б У Н И Н А) Слово учителя о поэте:
Бунин Иван Алексеевич родился 25 октября 1870г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. От родителей он впитал предания и песни тех лет; он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность.
Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891г. Сборник «Листопад» -1901г., который принёс ему в 1903г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
С 1920г. Бунин жил во Франции.
Умер 8 ноября 1953г. Работа по теме урока. А)Работа с репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень», 1895г. -Ребята, чем интересна пора золотой осени?
-Посмотрите на картину. Какие краски золотой осени использовал художник?
-Что изобразил художник? О чём эта картина? -Какие деревья тут занимают центральное место?
-Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?
-Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?
-Что вы почувствовали , глядя на репродукцию?
Итог: дивное изображение у И.Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его «Золотой осени». Б)Работа над стихотворением.
Выразительное чтение учителем.
-Какую картину осени вы представили?
-Как вы думаете, почему И. Бунин сравнивает лес с теремом?
(Он ,как терем , нарядный и пёстрый-лиловый, жёлто-золотой, красный)
- Какое настроение вызывает у поэта лес-терем?
(Лес он показывает весёлым и сам радуется золотой осени) 2.Повторное чтение с заданием. -Прочитать самостоятельно и подчеркнуть непонятные слова. 3.Лексическая работа. -Какие слова были непонятны?
Терем- в древности на Руси дом в виде башни.
Лиловый- голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый).
Багряный- красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь- светло-синий цвет.
Заворожённый- очарованный, околдованный. 4. Повторное чтение. -А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим , что же включает автор в свой терем, как он «построен» и где стоит. (Чтение первых 10 строк)
--Итак ,отметим ещё раз краски-слова , которые нам понадобятся для рисования –«постройки терема»(1-е четверостишие).
-А теперь посмотрим «строительный
материал» (след. 6 строк) (Терем состоит из жёлтых берёзок)
-Как они стоят? Прочитайте. (Будто жёлтою резьбой блестят в лазури голубой)
Смотрите внимательно, какая рисуется картина: берёзки, как жёлтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. -Что ещё входит в наш терем?(Ёлочки стоят, как вышки, они тёмно –зелёные)
Верно, они очень стройные и похожи на вышки .Ещё есть и клёны. Они тоже расписные и к ним можно отнести те краски , о которых поэт говорил в начале. -Какие же листья у клёнов?
Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт?(Между клёнами в листве есть просвет в небо, как оконца……) -Где же стоит наш терем? Найдите эти строки.(Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора) -Посмотрим ,как изображён двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его.(Через поляну-двор тянутся нити из
паутины………………
…………………….на паутине замирает) В этом стихотворении поэт использует олицетворение (приём слов употреблённых в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа).Найдите и прочитайте .Кто в природной тишине является одушевлённым?
(Осень ……вступает в терем).
-Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы?
-С кем сравнивает поэт осень и что скрыто в этом слове? (Вдова-женщина , у которой умер муж.)Но поэта волнует психологическая характеристика «Тихая вдова».
-Какие звуки наполняют осенний лес? Прочитайте. ( Такое мёртвое молчание) (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки) Физминутка. На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде»три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Контроль понимания. А)Подготовка к выразительному чтению. -Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением) -Прочитайте самое красивое место в стихотворении;
-чтение «цепочкой», заканчивая на паузах; -выразительное чтение отрывка по собственному выбору; Б)Иллюстрирование стихотворения (словесное).
-Попробуйте нарисовать то, что описывает Бунин.
-Какие краски использовал поэт?(Лиловый, золотой, багряный, жёлтый. ,зелёный, голубой, синий, белый, очень светлый) Где вы нарисуете окна? Из чего будут состоять стены терема?
-Какое настроение будет у вашей картины? Почему? В) Составление картины уч-ся из вырезок.
-Какие краски выбрали для картины?
(Голубое небо; редкие жёлтые берёзы на фоне неба; стройные зелёные ёлочки; в лесу между деревьями просветы-оконца .Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина .Играет белый мотылёк.) Выводы: Что вдохновило Бунина на написание такого стихотворения? Г)Выразительное чтение стихотворения. Итог урока.
-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание: чтение наизусть
|
На доске Портрет
На доске Книги И.А Бунина
Картина И.Левитана «Золотая осень».
На доске
Работа с учебником
2-3 уч-ся 1-уч-ся
| |