Программа элективного курса «Познай свой край»





Скачать 93.29 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Познай свой край»
Дата публикации04.01.2015
Размер93.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Познай свой край» предназначена для учащихся 9 классов.

Цель курса – создать целостный образ «малой Родины».

Задачи.

1. Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.

2. Выявить взаимосвязь природы – населения – хозяйства области.

3. Формировать экологическое, эстетическое, духовное воспитание учащихся, уважение к истории, культуре родного края.

Содержание элективного курса позволяет выявить роль Саратовской области в жизни страны. Рассматриваются особенности истории возникновения, природы, населения, хозяйства области. Занятия по этим темам направлены на расширение кругозора учащихся, пополнения их знаний о своем родном крае, что является подготовкой к работе в старших классах, позволит сформировать целостное представление о социально-экономической географии.

Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Элективные курсы предполагают самостоятельную работу с литературой.

Может быть предложена система заданий по работе с литературой:

  1. Составить дополнительную библиографию по теме и использовать ее в работе;

  2. Составить аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме;

  3. Составить письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме;

  4. Составить краткий реферат одной из книг (или ее главе, раздела), рекомендованных по данной теме;

  5. Подготовит краткую рецензию на книгу (или раздел, главу), рекомендованную по данной теме.

Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ тематических карт;

  • анализ статистического материала;

  • составление ментальной карты Саратовской области;

  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических и исторических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов Интернета.

Всего часов: - 12; практических работ – 8; семинаров – 3; лекций – 1
Рабочая программа составлена на основе программы «Познай свой край», автор Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии СГУ им. Н.Г. Чернышевского; Маркина Р.В., методист по географии кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата проведения


План.

Факт.


1

Введение

1







2

Саратовский край в прошлом.


1







3

Географическое положение.


1







4

Природные особенности


1







5

Население


1







6

Промышленность


2







7

Агропромышленный комплекс


1







8

Транспорт и связь

1







9

Сфера обслуживания

1







10

Внешнеэкономические связи области


1







11

Города области

1








Содержание программы.

Введение. Знакомство со структурой курса. Определение темы для самостоятельной индивидуальной и коллективной работ.

Тема 1. Саратовский край в прошлом.

Летописные сведения. Кочевые скифо-сарматские племена. Русско-славянские поселения. Археологические исследования. Период монголо-татарского ига. Междоусобные войны. Возникновение городов-крепостей Самары (1586), Царицына (1581), Саратова (1590), монастырей. Заселение края беглыми крестьянами, крестьянами-раскольниками, немцами. Крепостничество. Образование Саратовской губернии. Саратовская губерния с 1861 по 1917 гг.

Тема 2. Географическое положение.

Особенности местоположения. Территория и границы. Транспортное положение. Административный состав области.

Тема 3. Природные особенности

Геологическое строение (положение относительно крупных геоструктурных элементов). Дочетвертичные отложения (возраст, состав, мощность, происхождение, условия залегания). Червертичные отложения. Полезные ископаемые и их хозяйственное использование (нефть, газ, горючие сланцы, калийная соль, фосфориты, известняки и доломиты, мел, песчаники, пески, глины, цементное сырье).

Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с оползневыми, эрозионными, антропогенными явлениями.

Климат (климатический пояс, область, степень выраженности сезонов года, средние температуры января, июля, года, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация, циркуляция атмосферы и подстилающая поверхность). Сезонные явления в природе. Климатические различия на территории. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Почвы (типы: серые лесные, черноземы, каштановые, солонцеватые). Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв.

Внутренние воды. Подземные воды (глубина залегания, мощность водоносного пласта, местонахождение, качество, температурный режим в разные сезоны года). Влияние на развитие рельефа (оползни, карст и т.д.) и почвенно-растительный покров. Озера и пруды (местоположение, размеры, питание, тепловые особенности).

Реки (название, исток, устье, притоки, площадь бассейна, ширина, глубина, питание; колебание уровня воды по сезонам года, скорость течения, тепловые особенности в течение года, работа реки). Хозяйственное использование внутренних вод.

Тема 4. Население

Численность населения и ее динамика. Естественный и механический прирост. Половозрастной состав. Плотность населения. Миграция. Национальный состав. Структура занятости. Культурные и бытовые особенности населения. Выдающиеся люди Саратовской области: Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, П.Н. Яблочков, Г.Н. Минх, Л.Г. Белляроминов, С.Г. Навашин, А.А. Шахматов, А.Н. Бакулев, С.Ф. Миротворцев, Н.И. Вавилов, В.В. Челинцев, О.К. Антонов, Н.Н. Семенов, К.А. Федин, Л.Л. Кассиль, В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, А.И. Кравченко, А.П. Кибальников, Ю.А. Гагарин, Дмитрий, Аким, Петр Никитины, И.А. Слонов, Л.В. Собинов, В.И. Качалов, Ю.Д. Киселев, Л. Сметанников.
Тема 5. Промышленность

Зарождение и развитие первых промыслов (рыбный, соляной, хлебный). Ярмарки (Введенская и Покровская), виды и формы торговли (гостиные дворы, торговые ряды, лавки, магазины). Саратовское предпринимательство. Зарождение купечества (мучные «короли»: Шмид, Рейнеке, Борель, Скворцов; маслобойные: Шумилин; табачные: Левкович; мануфактурные: Агафонов, Бендер, братья Шерстобитовы).

Ведущие отрасли: энергетика (электроэнергетика: ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС; нефтяная и газовая), машиностроение и металлообработка, комплекс строительных материалов (цементная, стекольная, кирпичная), химическая, пищевая (мукомольная, маслобойная, маслодельная, кондитерская, хлебная, мясная, молочная), лесопильная и деревообрабатывающая. Основные виды выпускаемой продукции. География основных предприятий. Структурные изменения в ВПК (военно-промышленного комплекса). Предприятия-загрязнители.

Тема 6. Агропромышленный комплекс

Земельный фонд. Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения). Растениеводство (состав зерновых, кормовых, технических, масличных культур, география посевных площадей). Животноводство (численность скота по видам, продуктивность, условия размещения).

Материально-техническая база (наличие сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, механизация, электрификация). Подсобные предприятия и их продукция (кузницы, консервные предприятия, молокозаводы, мельницы и др.). Сельскохозяйственная специализация.

Тема 7. Транспорт и связь

Влияние рельефа на основные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). Речной транспорт (зарождение пароходства, речного флота, первые пароходные общества: «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Зевекс», «Русь», «Купеческое пароходство», «Аскольд», «Олег», «Прогресс»). Современные проблемы. Грузооборот. Пассажирооборот. Авиационный транспорт (внутренние и международные маршруты). Транспортные узлы.

Предприятия связи: почта, телеграф, телекс, электронная почта, телефонная сеть.

Тема 8. Сфера обслуживания

Торговля и рынки. Банки. Сфера услуг. Бытовое обслуживание. Здравоохранение. Курорты, санатории, базы отдыха. Учебные заведения. Культурно-просветительные учреждения.

Тема 9. Внешнеэкономические связи области

Виды коммерческих операций. Международные экономические организации. Зарубежные партнеры. Экспорт. Импорт. Проблемы торгово-экономических отношений с разными странами. Лекция.
Тема 10. Города

Год образования. Топонимика. Хозяйственные и административные функции. Достопримечательности.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – С., Кадр. 1998

  2. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. СГУ, 1986.

  3. Энциклопедия Саратовской области. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2002.

  4. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – СГУ, 1984.

  5. Географический Атлас Саратовской области

  6. Периодическая печать

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения курса обучающиеся должны
Знать/понимать:

1. Летописные сведения. Кочевые скифо-сарматские племена. Русско-славянские поселения. Археологические исследования. Период монголо-татарского ига. Междоусобные войны. Образование Саратовской губернии. Саратовская губерния с 1861 по 1917 гг.

2.Особенности местоположения. Территория и границы. Транспортное положение. Административный состав области.

3.Рельеф. Геологическое строение, климат, внутренние воды. Растительный и животный мир

4.Численность населения и ее динамика. Естественный и механический прирост. Половозрастной состав. Плотность населения. Миграция. Национальный состав. Структура занятости. Культурные и бытовые особенности населения. Выдающиеся люди.

5.Ведущие отрасли: энергетика машиностроение и металлообработка, комплекс строительных материалов), химическая, пищевая лесопильная и деревообрабатывающая. Основные виды выпускаемой продукции. География основных предприятий.

6.Земельный фонд. Сельскохозяйственные угодья. Растениеводство, животноводство

7.Влияние рельефа на основные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). Речной транспорт. Современные проблемы. Грузооборот. Пассажирооборот. Авиационный транспорт (внутренние и международные маршруты). Транспортные узлы. Предприятия связи: почта, телеграф, телекс, электронная почта, телефонная сеть.

8.Торговля и рынки. Банки. Сфера услуг. Бытовое обслуживание. Здравоохранение. Курорты, санатории, базы отдыха. Учебные заведения. Культурно-просветительные учреждения.

9.Виды коммерческих операций. Международные экономические организации. Зарубежные партнеры. Экспорт. Импорт.

10.Год образования. Топонимика. Хозяйственные и административные функции. Достопримечательности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Познай свой край» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край»
«Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Познай свой край» iconУрок русского языка в 5 классе «Край наш северный»
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма утверждена педагогическим советом школы 31. 10. 2006г
...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Познай свой край» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Познай свой край» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса «Познай свой край» iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск