Скачать 268.73 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Зверево Ростовской области Программа утверждена педагогическим советом школы 31.10.2006г., протокол № 2 Учебно-воспитательный курс «Знай свой край» Для учащихся 5-9 классов, 11 классов. Программа разработана в 2006 году. С 2006 года реализуется в МОУСОШ №5 г.Зверево. Автор: Смирнова Людмила Александровна, учитель истории МОУСОШ №5 г.Зверево Ростовской области. г. Зверево 2008 Учебно-воспитательный курс «Знай свой край» Краткая аннотация. Программа учебно-воспитательного курса «Знай свой край» предназначена для работы в 5-9, 11 классах и состоит из трех основных частей: 1) Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столица Донского края» 2) Воспитательный курс классных часов «История родного края» 3) Факультативный курс исследовательских проектов «История Дона». Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей школьников, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре. Содержание учебно-воспитательного курса:
Донская земля! «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович…» Так величали Дон донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Она знала нашествия кочевников, не раз полыхала пламенем казачьих и крестьянских восстаний, в горячих степях рождались конные армии. Здесь родилась казачья вольница, особый казачий уклад, главной ценностью которого были лишь только удаль и отвага, честь и верность долгу, а не происхождение и национальность. Нации и народности, богатые и бедные - здесь слились в единый сплав Всевеликого войска Донского. Этому посвящена наша программа. Когда ребята на уроках истории, в краеведческих музеях, во время туристических экскурсий, краеведческого поиска глубже смогут узнать историю и народы нашего края, то еще больше полюбят его. Это главная цель нашей программы. Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели. Существующие региональные программы, посвященные истории Донского края, имеют образовательные цели и задачи как первоочередные. Наша программа отличается тем, что на первый план мы выдвигаем воспитание: воспитание молодого человека, духовно связанного со своей малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе. В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом. Основным способом исследования здесь выступает самостоятельный выбор темы по велению души. На наш взгляд, такой подход способствует раскрытию личности подростка, способствует формированию правильной самооценки, развивает интерес и любовь к родному краю. Предметом развития становятся теоретические знания, а результатом – воспитание у подростка позитивного отношения к себе и окружающему сообществу, толерантности, освоение основных социальных ролей. В основе практико-исполнительской части программы лежит активное сотрудничество педагогов, детей, их родителей путем организации совместных мероприятий, поездок, экскурсий, встреч, бесед, рассказов и многое другое. Программа согласована с федеральной программой по истории России и региональной программой по истории Донского края. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. Программа рассчитана на учеников 5-9 классов и 11 класса средней общеобразовательной школы. 5-9 классы - программы факультативных занятий «Ростов-на-Дону – столица Донского края» и воспитательный курс классных часов «История родного края». 11 класс – факультатив – работа над исследовательскими проектами «История Дона». В программу включены аудиторные занятия и экскурсионные поездки. В соответствии с вышеизложенным программа может быть представлена в номинации «туристско-краеведческая». Программа реализуется на факультативных занятиях и классных часах во внеурочное время и поэтому может быть включена в систему дополнительного образования в рамках общеобразовательной школы. Цели и задачи программы:
формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию, ответственность за судьбу своего города, края.
краеведческими источниками, справочной литературой, информационными источниками.
и духовную ценность. Формы и методы проведения занятий: Беседа. Экскурсия. Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме. Рефераты, доклады и сообщения о городе, области. Беседы – встречи. Конкурсы. Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада. Урок вопросов и ответов. Историко-литературные уроки. Презентации. Конференции. Приемы активизации обучения и воспитания:
сочинение.
факультативных занятиях.
бумажными (печатными, рукописными, фотографическими), вещественными, компьютерными, видеоматериалами. Основные требования к построению курса:
Ростова-на-Дону и Ростовской области при помощи очерков (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).
проведение интегрированных занятий.
различных творческих формах, в том числе с элементами игры.
духовно-эмоциональную атмосферу родного края.
впечатлений об истории и культуре Донского края. II. Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столица Донского края» Факультативный курс рассчитан на учеников 6-7 классов, учитывает образовательные и учебные знания и навыки, психофизические особенности детей этого возраста. В программу курса включены экскурсии: «Памятники Ростова – скульптура и архитектура», «Ботанический сад – гордость ростовской науки», «Памятники Великой Отечественной войны», «Донские художники», «Краеведческий музей». На экскурсии отводится 10 часов, на аудиторные занятия – 26 часов (всего 36 часов). Тематический план.
Программа курса. Тема I. Ростов-на-Дону. Занятие 1.Ростов – город-боец, город-труженик. Занятие 2, 3. Экскурсия. Географическое положение, природные условия, население современного города, промышленные предприятия, учебные заведения, культурные центры, управление городом, памятные места. Занятие 4. Сказка об Иван - озере. Геродот об истоках Дона. Петр I. Канал Дон – Иван – озеро. Книга «Большой чертеж». Судьба Василия Шабунина. Занятие 5. История основания Ростова. Петр I. «Богатый колодезь». Пограничная таможня (15 декабря 1749 г.). Крепость Святого Дмитрия Ростовского (23 сентября 1761 г.). Учреждение статуса города (1806 г.). Занятие 6. Защита южных рубежей России. Последний татарский поход в январе 1769 г. крымского хана Крым-Гирея. Взятие русскими Азова, Таганрога. А.В.Суворов в крепости Святого Дмитрия Ростовского(1782-1784г.г.). Занятие 7. Основной состав населения города. 1779 г. – основание Нахичевани-на-Дону. Солдатская слобода. Поселения Доломановское, Темерницкое. Казачьи станицы. Занятие 8. Дальнейший рост города. Деятельность инженера А.И. Ригельмана на Дону (1774- 1782 г.г.). 1835 г. – упразднение крепости Святого Дмитрия Ростовского. Ростов – центр важнейших житниц России и нового индустриального района. Город социальных контрастов: центр и окраины. Занятия 9,10. Памятные места города. Основные памятники Ростова: горельефы, мемориалы, обелиски, скульптуры и скульптурные группы (обзор). Занятия 11,12. Экскурсия «Памятники Ростова – скульптура и архитектура». Занятие 13. Викторина «Хорошо ли ты знаешь город Ростов-на-Дону?». Приемы активизации обучения: творческое домашнее задание (рисунок, рассказ, стихотворение, сочинение «Мои впечатления после экскурсии», кроссворд «Памятники Ростова», викторина). Оборудование: книга-альбом «Памятники Дона», фотографии, в том числе и семейные. Тема II. Ростовчане. Занятие 1. Первые историки Дона. Ригельман А.И. – первый историк Дона, строитель и командир крепости Святого Дмитрия ростовского. Сухоруков В.Д. – этнограф и историк Дона. Занятие 2. Подвиг казака. Крючков Кузьма Фирсович. Занятие 3. «Любите Россию!». Краснов Петр Николаевич. Занятие 4. «Родимый край!» Крюков Федор Дмитриевич. Занятие 5. «Мне снилось казачье знамя, мне снилось, я стал молодым…». Туроверов Николай Николаевич. Занятие 6. Сочинение «Любимый город, я хочу тебе сказать…» Литературно-философское размышление. Занятие 7. Священная война. Рассказ о защитниках города в Великую Отечественную войну, о 5-ом Донском Гвардейском корпусе Занятие 8. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Занятие 9, 10. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны». Занятие 11. «Память наших отцов». Встреча и беседа с родителями учеников. Что помнят наши родители о старом Ростове, о ростовчанах, живших раньше нас? Приемы активизации обучения: коллективный рассказ-эстафета «Донской Гвардейский», домашнее задание – рассказ «Реликвии моей семьи» Оборудование: книга Горшкова С.И., Овчаренко И.В. «Донской Гвардейский», семейные фотографии, книга «Хрестоматия по истории Донского казачества» (составитель М.П. Астапенко), книга «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущ6м казачества». Тема III. Гости города. Занятие 1. А.С. Пушкин на Дону. «Был и я среди донцов…» Занятие 2. Набережная имени М. Горького. А.М. Горький в Ростове. Занятие 3. М.А. Шолохов. Писатель и человек. Занятие 4. Аркадий Гайдар. Встречи со школьниками Ростова. Занятие 5. Художники Н.И.Дубовской и И.И.Крылов. Занятие 6. Скульптор С.Г.Корольков. Композитор С.Н. Траилин. Занятие 7,8. Экскурсия на выставку донских художников. Приемы активизации обучения: творческое домашнее задание – письмо другу с описанием города, составление поэтического образа города. Оборудование: книги Астапенко М.П. «Край Донской казачий» и «краткое пособие по истории Донского края», Моложавенко В.В. «Был и я среди донцов…», сборник «Люди земли донской». |
Образовательная программа на 2012-2013 годы Принята педагогическим... ... | Проекта должна быть утверждена педагогическим советом школы ... | ||
Колпинский район Санкт-Петербург Утверждена педагогическим советом гбоу школы №454 Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов... | О промежуточной аттестации обучающихся Общие положения Положение, его изменения и дополнения принимается педагогическим советом школы, утверждается приказом директора школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом Школы, который принимается... | Одобрен педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного... Одобрен педагогическим советом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 г.... | ||
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы №110 Количество часов, год (неделя) 68 (2) Составитель Полковникова Ирина Александровна | Согласована принята управляющим советом Педагогическим советом Протокол №2 от Анализ организации питания и режима гидратации, применения здоровьесберегающих технологий | ||
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы №110 от «28» Количество часов год, (неделя) 68 (2) Составитель Сыстерова Анна Олеговна, учитель географии | Программа Педагогическим Советом школы Паспорт программы развития Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Медведевская средняя общеобразовательная школа... | ||
Принято» «Согласовано» «Утверждено»: Педагогическим советом заместитель... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского... | Педагогическим советом Управляющим советом Директор гимназии Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся... | ||
Педагогическим Советом Муниципального Приказом директора Муниципального... Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Ивделя (далее Правила) разработаны... | Инновационные программы (проекты), реализуемые в оу. Название проекта (программы) Программа работы с одарёнными детьми «Новая формация» Утверждена методическим советом школы 17. 09. 2012г до 2015года | ||
О системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных... Мо и нрк от 09. 2006 №481, Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения... | Решение по данному вопросу принимается педагогическим советом школы.... Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан... |