Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания





Скачать 222.37 Kb.
НазваниеАвторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания
Дата публикации06.08.2014
Размер222.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
МБОУ ГИМНАЗИЯ №9

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
X – XI класс


Автор: к.с.н. Виноградова М.В.

учитель истории и обществознания

Гимназии №9 города Химки


ХИМКИ

2012 – 2013
d:\с экрана 1 полугодие\аттестация\документы\сканирование0091.jpg

d:\с экрана 1 полугодие\аттестация\документы\сканирование0092.jpg
Рабочая программа

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Пояснительная записка:

Предлагаемая программа воплощает содержание курса, сочетающего теоретическое осмысление современных проблем строительства демократического государства в России и понимание непрерывности развития российской государственности. Элективный курс предназначен для тех учащихся, которые серьезно задумываются о необходимости рационально использовать накопленные веками традиции: такие как вечевая древнерусская демократия, формирование государственных институтов, практика земского и городского самоуправления, деятельность Государственной думы. Не теряют своей актуальности вопросы о природе и роли монархии в истории России, о структуре власти, а так же становление символики нашего государства.

Данный курс носит интегративный характер. Его цель: удовлетворить образовательные потребности школьников, интересующихся историей России, обществознанием, основами права и проблемами государственного управления, способствуя их гражданскому становлению. При этом государственность понимается как важнейший элемент общественной структуры, включающий в себя не только те или иные государственные учреждения, но и значительно более широкие моменты, такие как идеология, взаимоотношения государства и общества, связи с другими государствами. Особую актуальность курс История российской государственности приобретает в связи с Указом Президента РФ от 3 марта 2011 года (№267) О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизма.

Важнейшие задачи курса:

  • Ознакомить старшеклассников с этапами становления и развития российской государственности.

  • Изучить господствовавшие в разные периоды отечественной истории представления о роли государства в России, функции государственного аппарата;

  • Осмыслить геополитические факторы становления и развития российской государственности;

  • Изучить административные реформы в контексте менявшихся условий и вызовов времени;

  • Сформировать научный подход к актуальным проблемам становления российской государственности;

  • Выработать умения вести поиск информации в исторических источниках, работать с правовыми базами данных, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Результатом должно стать формирование следующих компетенций:

  • Устойчивого интереса к истории становления нашего государства;

  • Умения устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • Способности творчески мыслить и рассуждать;

  • Умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач;

  • Умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения, анализа документов и статистических материалов;

  • Логического и абстрактного мышления;

  • Способности рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.


Программа отражает содержание курса История Российской государственности. Курс рассчитан на изучение становления государственных институтов в нашей стране на уроках в X – XI классе на протяжении 68 часов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Из них 34 часа отводится на изучение периода с древнейших времен до реформ 60 -70 годов XIX века и 34 часа – на изучение истории XIX и XX века. Программой предусмотрено 36 уроков на изучение теоретического материала, 13 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний, 3 урока на лабораторные работы с документами. Три урока носят дискуссионный характер.
Учебно-методическое обеспечение программы:

  • Коханова Л.А., Алексеева Т.С. История российской государственности. М., 2000.

  • История России: учебник. А.С. Орлов и др.; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. М., 2012.

  • Программа курса «История Российской Государственности» Автор: Искра Л.М. Воронежский государственный университет.

  • Программа курса «История Российской Государственности» Автор: профессор Попов Н.Н. Уральский государственный университет им. М. Горького.

  • Программа курса «История Российской Государственности» Автор: профессор Воронин А.В. Мурманский государственный университет.


Литература:

  • Конституция Российской Федерации. Любое издание.

  • Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995.

  • Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 г. Сост. Томсинов В. А. М., 1998.

  • Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2005.

  • Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005.

  • Отечественное законодательство. Ч. I и Ч. II / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1999–2002.

  • Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс советского общества. М., 1990.

  • Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция. СПб, 1991.

  • Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  • Верт Н. История советского государства. 1990 – 1991. М., 1992.

  • Государственные учреждения России XVI – XVIII вв. М., 1991.

  • Демин В. А. Государственная Дума в России (1906 – 1917): механизм функционирования. М., 1996.

  • Дмитриев Ю. А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания. М., 1995.

  • Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

  • Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М., 1993.

  • Стешенко Л.А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. М., 1973.

  • Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.


Тематическое планирование:

X класс

Введение. (2 часа)

Компоненты государственности. Цели и задачи курса. Периодизация становления российской государственности.

Генезис российской государственности. (6 часов)

Геополитические факторы формирования древнерусской государственности. Принятие христианства и его влияние на становление древнерусской государственности. Процессы феодализации. Форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее трактовке. Русская правда.

Северно-русские народоправства – Новгород, Псков, Вятка. Форма правления. Вечевая структура. Правовой статус князя и посадника. Формирование демократических начал русской государственности.

Судебник Ивана III. Иван IV. Самодержавие в России.

Государственное управление в XVII веке. (7 часов)

Смутное время и начало нового периода в истории российского государства. Роль Земских Соборов в государственной системе средневековой России. Приказная система управления. Местные органы власти и управления Российской империи в XVII веке.

Абсолютизм XVIII века. (9 часов)

Понятие и основные черты абсолютизма. Особенности российского абсолютизма. Понятие империи и ее отличие от унитарного государства, федерации и конфедерации. Причины возникновения Российской империи. Содержание и особенности становления Российской империи. Государственные преобразования Петра I. Реорганизация центрального и местного управления. Ликвидация патриаршества. Бюрократизация государственного аппарата.– начале ХХ вв., их развитие. Организация государственной службы. Табель о рангах. Требования к чиновникам, их правовое и материальное положение. Формирование системы российских орденов. Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.).

Система государственного управления в первой четверти XIX века.(8 часов)

Особенности государственных реформ XIX – начала XX вв. Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную машину России и их судьба. Н.М. Карамзин и его «Записка о древней и новой России». Эволюция российского абсолютизма в XIX веке. Реакционеры и реформаторы: Николай I, Александр II, Н.Х. Бенкендорф, братья Киселевы и др. Характер реформ 60–70 гг. XIX века. Земская и судебная реформа.

Итоговое повторение.(2 часа)

Основные итоги эволюции российской государственности к концу XIX века.

XI класс

Введение. (2 часа)

Роль государства в истории России. Структура высшей государственной власти в Российской империи.

Модернизация государственного управления на рубеже XIX – XX вв. (5 часов)

Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. Компетенция Думы, ее состав и порядок работы. Столыпинская программа модернизации России. Причины кризиса и падения монархической государственности в России. Противостояние власти и образованной общественности.

Советская государственная система в 1917–1941 гг. (8 часов)

Проблема государственной легитимности республики после Февральской Революции. Двоевластие. Советская государственная система: основные тенденции развития. Форма советского государства: содержание и реальность. Особенности республики Советов как формы правления. Конституция РСФСР 1918 г. Национально-государственное строительство. Курс на образование федерации советских республик. Утверждение административно-командной системы управления экономикой, социальным и культурным строительством. Наркоматы: структура, состав, функции. Особая роль органов безопасности и спецслужб. Сталинизм: продолжение революции или воссоздание империи?

Советское государство во второй половине XX века. (9 часов)

Хрущевская «оттепель» – первая попытка реформирования советской государственной системы, ее противоречивый характер. Попытки реорганизации государственного аппарата. Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. Структура государственной власти в советской России. Неизбежность краха тоталитарной идеологии и перехода к демократическим свободам. Распад СССР. Личностный фактор в эволюции российской государственности: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин и др.

Формирование Российской государственности. (8 часов)

Постсоветская государственность: проблемы и перспективы.

Противоречия и трудности формирования российской государственности на постсоветском пространстве. Конституция РФ 1993 г., ее особенности. Институт Президента Российской Федерации: природа института, положение в системе органов государственной власти, условия избрания, полномочия, организация деятельности.

Итоговое повторение (2 часа).

Возможные перспективы развития российской государственности.
Календарное планирование.

X класс.


ТЕМА



ТЕМА УРОКА

МЕСЯЦ

ТИП УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

Вводный урок. Предмет курса История российской государственности.

сентябрь

Урок-изучение нового материала




2

Периодизация становления российской государственности.

сентябрь

Комбинированный урок.

Работа с электронной линией времени

Генезис российской государственности

3

Государственный строй и социальная структура Древнерусского государства в IX-XII вв.

сентябрь

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

4

Русская правда.

октябрь

Комбинированный урок

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

5

Государственное устройство удельных княжеств периода феодальной раздробленности (XII – XIV вв.).

октябрь

Урок-изучение нового материала




6

Государственная деятельность Ивана III. Судебник 1497 года.

октябрь

Комбинированный урок

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

7

Иван IV. Самодержавие в России.

октябрь

Комбинированный урок




8

Урок повторения по теме «Генезис российской государственности».

ноябрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Государственное управление в XVII веке

9

Соборное Уложение 1649 г. – важнейший законодательный памятник XVII в.

ноябрь

Урок-изучение нового материала

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

10

Земские соборы и Боярская дума – высшие органы сословно-представительной монархии (середина XVI – XVII вв.).

ноябрь

Комбинированный урок.




11

Приказной строй управления Московского государства.

ноябрь

Урок-изучение нового материала




12

Местные органы власти и управления Российской империи в XVII веке.

декабрь

Урок-изучение нового материала




13

Петр I как исторический деятель. Предпосылки реформ.

декабрь

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

14

Урок опроса.

декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Урок написания эссе.

15

Повторительно-обобщающий урок.

декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний




Абсолютизм XVIII века

16

Абсолютизм: понятие и особенности в России.

январь

Урок-изучение нового материала




17

Сенат и коллегиальная форма управления «Генеральный регламент» (1720).

январь

Урок-изучение нового материала

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

18

Служилая бюрократия в России. «Табель о рангах» (1722) и его историческое значение.

февраль

Комбинированный урок

Лабораторная работа со схемами в тетради.

19

Государственная символика Российской империи.

февраль

Комбинированный урок

Сообщения школьников с привлечением дополнительных источников

20

Екатерина II и ее законодательство об управлении страной.

февраль

Комбинированный урок

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

21

«Уложенная комиссия»

февраль

Урок-изучение нового материала




22

Православная церковь и государство в Российской империи. Конфессиональная политика российского самодержавия.

март

Урок-изучение нового материала




23

Урок опроса.

март

Урок обобщения и закрепления знаний




24

Основные черты абсолютизма. Повторительно-обобщающий урок.

март

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Система государственного управления в XIX веке

25

Александр I: реформы государственного управления.

апрель

Урок-изучение нового материала




26

Министерская система управления в XIX в.

апрель

Комбинированный урок

Сообщения школьников, интересующихся историей

27

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского «Введение к Уложению государственных законов» 1809 г.

апрель

Комбинированный урок




28

Поиски новой государственной идеологии в начале XIX века. Н.М. Карамзин

апрель

Комбинированный урок

Урок-диспут

29

Исторический портрет: реформаторы и реакционеры.

май

Комбинированный урок

Сообщения школьников, интересующихся историей

30

Судебная реформа.

май

Урок-изучение нового материала




31

Земская реформа.

май

Урок-изучение нового материала




32

«Великая реформа» - мирный путь модернизации государства в России.

май

Урок обобщения и закрепления знаний

Групповая работа.

Разработка и презентация проектов по теме

Итоговое повторение.

33

Урок повторения.

май

Урок обобщения и закрепления знаний




34

Урок опроса. Итоговый урок.

май

Урок обобщения и закрепления знаний

Итоговое тестирование.



XI класс.

ТЕМА



ТЕМА УРОКА

МЕСЯЦ

ТИП УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

Вводный урок. Роль государства в истории России.

сентябрь

Комбинированный урок




2

Структура высшей государственной власти в Российской империи.

сентябрь

Комбинированный урок

Лабораторная работа. Анализ материалов из учебника истории и схем электронного пособия.

Модернизация государственного управления на рубеже XIX – XX вв.

3

Абсолютная монархия в конце XIX века. Кризис самодержавия.

сентябрь

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

4

I – IV Государственная Дума Российской империи.

октябрь

Комбинированный урок.

Групповая работа.

Разработка и презентация проектов по теме

5

Многопартийность в России.

октябрь

Урок-изучение нового материала

Лабораторное занятие. Работа с текстом учебника истории и дополнительными материалами

6

Реформаторская деятельность П.А. Столыпина

октябрь

Урок-изучение нового материала




7

Урок повторения.

октябрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Советская государственная система в 1917–1941 гг

8

Революция 1917 г. и сущность двоевластия

ноябрь

Урок-изучение нового материала




9

В.И. Ленин – основатель советского государства

ноябрь

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

10

Первые декреты советской власти. Конституция РСФСР 1918 г.

ноябрь

Урок-изучение нового материала




11

Формирование административно-командной системы управления в конце 1920 – начале 1930 гг. Советская политическая система и ее характеристики

ноябрь

Комбинированный урок

Лабораторное занятие. Работа с учебником и электронными схемами.

12

Образование СССР и Конституция СССР 1924 г.

декабрь

Комбинированный урок




13

Конституция СССР 1936 г. и сталинский политический режим.

декабрь

Комбинированный урок




14

Урок опроса.

декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний




15

Повторительно-обобщающий урок. Становление советской государственности после Октябрьской революции.

декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний




Советское государство во второй половине XX века


16

Система управления в годы Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (ГКО, Ставка Верховного главнокомандования, Совет по эвакуации).

январь

Урок-изучение нового материала




17

Н.С. Хрущев: попытки реформ советской системы.

январь

Комбинированный урок




18

Реорганизация государственного управления в 1950-1960-е годы.

февраль

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

19

Структура государственной власти в советской России.

февраль

Урок-изучение нового материала

Работа с электронными схемами и материалами сети Интернет

20

КПСС в системе государственного управления СССР.

февраль

Комбинированный урок




21

Идеология и советская государственная символика

февраль

Комбинированный урок

Сообщения школьников по материалам учебника истории и сети Интернет

22

Национальные отношения в СССР: мифы и реальность.

март

Комбинированный урок

Групповая работа.

Разработка и презентация проектов по теме

23

Личностный фактор в эволюции российской государственности. Урок повторения.

март

Урок обобщения и закрепления знаний

Работа с учебником истории

24

Урок опроса.

март

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания

Формирование Российской государственности

25

Декларация о суверенитете.

апрель

Комбинированный урок




26

Конституция Российской Федерации 1993 г.

апрель

Комбинированный урок

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

27

Институт Президента Российской Федерации.

апрель

Урок-изучение нового материала

Работа с применением электронных ресурсов и материалов из сети Интернет.

28

Федеративное устройство Российской Федерации.

апрель

Урок-изучение нового материала




29

Организация местного самоуправления в Российской Федерации

май

Комбинированный урок

Лабораторное занятие. Работа с текстом документа.

30

Современная административная реформа. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ».

май

Комбинированный урок




31

Государственная символика современной России

май

Комбинированный урок

Проекты из архива кабинета истории

32

Постсоветская государственность: проблемы и перспективы.

май

Комбинированный урок

Урок-дискуссия

Итоговое повторение.

33

Урок повторения.

май

Урок обобщения и закрепления знаний




34

Урок опроса. Итоговый урок.

май

Урок обобщения и закрепления знаний

Итоговое тестирование



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconАвторская программа По обшествознанию 7 класс
Автор: Сыркина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия №6...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconПрименение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:...
Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош»
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс Разработчик: Сошникова...
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconИстория 10 спортивный класс
Бубникова Александра Николаевна- учитель истории и обществознания, e-mail (через почту можно узнать номер телефона)
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconПояснительная записка Данная программа написана на основе федерального...
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconЭлективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина...
...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconРабочая программа учебного курса по истории в 7 классе учителя истории и обществознания
«История», а также авторских программ: «История России в XVII – XVIII в в.,7 класс» Данилов А. А., Косулина Л. Г. и программы «Новая...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconУчебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8...
Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего обра­зования рф, заместитель руководи­теля...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconКонспект урока-игры по истории России для 7 класса
...
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconРабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013...
Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Авторская программа история российской государственности X xi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания iconРабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск