Принято решением УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета приказом директора МБОУ
от «01» октября 2012 года «Средняя общеобразовательная
протокол № 4 школа № 40»
от «01» октября 2012 года № 235/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
10 класс
Разработчик:
Сошникова О.А.
учитель истории, обществознания
первая категория
Рассмотрена на заседании МО
учителей истории, обществознания
«29» августа 2012г.
протокол № 1
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка по Всеобщей истории В основе программы обучения Всеобщей истории в 10 классе лежит
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н.В.Загладин, С.И.Козленко. Х.Т. Загладина.- М.: «Русское Слово», 2007г. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю Согласно базисному плану на курс истории отводится 68 часов, из них 24 часа- Всеобщая история, 44 часов- история России, поэтому количество часов по программе уменьшено. Корректировка проведена за счёт часов, предусмотренных программой на изучение истории России, которая преподаётся в курсе истории в 10 классе по другой программе, и не повлияет на полноту изучения нового материала.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся целостного представления о развитии человеческого общества в период Новой истории.
-развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности
-формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, уважение к традициям и культуре народов мира
-формирование знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их хронологической преемственности и взаимосвязях; важнейших понятий и исторических личностях древнейшего времени, средневековья и нового времени.
- формирование знаний о возникновении и развитии идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (идеи естественных прав человека теории общественного договора и разделении властей, республиканских институтах, законах, нормах морали).
-овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
- формирование у учащихся ключевых компетенций и общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности: умений разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, классифицировать исторические явления и процессы, передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, проводить анализ текста, формулировать устные и письменные высказывания, составлять план, тезисы конспекта, приводить примеры, подбирать аргументы,
-самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и оценивать ее результаты
-воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых общечеловеческих: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| количество часов
| по программе
| Корректировка
| с учётом корректировки
| 1
| Меняющийся облик мира: опыт осмысления
| 3
| -1
| 2
| 2
| Человечество на заре своей истории
| 2
| -1
| 1
| 3
| Первые государства Древнего мира
| 2
| -1
| 1
| 4
| Античная эпоха в истории человечества.
| 3
| -1
| 2
| 5
| Крушение империй Древнего мира.
| 2
| -1
| 1
| 6
| Период раннего Средневековья (V – Xвв.)
| 6
| -4
| 2
| 7
| Эпоха классического Средневековья (ХI —ХV вв.)
| 7
| -6
| 1
| 8
| Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени ( ХVI — начало ХVII в.)
| 7
| -4
| 3
| 9
| Европа на новом этапе развития (середина ХVII—ХVIII в.)
| 6
| -3
| 3
| 10
| Время потрясений и перемен (конец ХVIII — начало ХIХ в.)
| 7
| -4
| 3
| 11
| Становление индустриальной цивилизации (вторая половина ХIХ в.)
| 9
| -4
| 5
|
| Итого:
| 54
|
| 24
|
Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся по данной программе Обучающиеся должны знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории с древнейших времён до конца XIX века
периодизацию всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
историческую обусловленность современных мировых общественных процессов;
Обучающиеся должны уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;
давать определение важнейших понятий изученного периода;
различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно - временные рамки изучаемых явлений и процессов;
учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки (примерные)
| Уровень знаний фактов
Знание исторических:
1. понятий (терминов);
2.событий, дат;
3.личностей.
| Позднее средневековье. Европа на рубеже Нового времени ХVI - начало ХVII в.
| проверочная работа
| октябрь
|
Тематическое планирование по всеобщей истории
2012- 2013учебный год
10 класс
2 часа в неделю/ Всеобщая история 24 ч.
Учебник: «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века» // Н.В.Загладин, Н.А.Симония. - М.: «Русское Слово», 2010г.
Программа: «Программа курса и тематическое планирование. История. История России и мира с древнейших времён до наших дней» // Н.В.Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина. - М.: «Русское Слово», 2007г.
№
| Тема урока
| Краткое содержание
| Тип урока
| Умения, навыки
| Понятия
| § учебника
| Тема1. МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК МИРА: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ (2ч)
| 1.
| Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов
| Место исторической науки в познании общества.
У истоков исторической науки. Историческая наука античного мира. Историческая наука в Средние века и Новое время. Историческая наука в 20 в. Религиозно-мистические взгляд на
историю. Проблема движущих сил исторического развития в философии Становление и развитие материалистических взглядов на мир.
| лекция с элементами
беседы
| Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний». Знать:
– характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития;
– особенности исторического познания
в античную эпоху;
– имена выдающихся историков древности; принципы исторического исследования XVIII–XIX вв.;
Уметь:
– характеризовать источники исторического знания;
– определять особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс; движущие силы исторического процесса (стадиальная теория);
– указывать особенности исторических взглядов эпохи .
| формация, цивилизация, локальная цивилизация, стадии мирового цивилизационного развития.
| §1, 2
| 2.
| Проблемы периодизации всемирной истории
| Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности формационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории древнего мира, эпоха Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.
| Комб.
| Заполнение таблицы: «Этапы развития человечества. составление тезисов по плану урока Участие в дискуссии по проблемам периодизации Новейшей истории. Работа с документами.
| формация, стадия локальная цивилизация.
| §3
|
№
| Тема урока
| Краткое содержание
| Тип урока
| Умения, навыки
| Понятия
| § учебника
| Тема 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ (1 ч.)
| 3.1
| У истоков рода человеческого. Неолитическая революция
| Человеческое общество и природные сообщества.
Эволюция человека, Человек осваивает планету. Человек и природа: первый конфликт. Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Переход к энеолиту.
| Комб.
| Ответы на вопросы, беседа, анализ текстов . Работа с картой «Стоянки первобытного человека». Комментарии к схемам учебника «От первобытности к ранней государственности.
| Неолитическая революция неолит, матриархат,
патриархат, энеолит.
| § 4–5
| Тема 3 ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА (1ч.)
| 4.1
| Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации
| Предпосылки возникновения государства, его функции в древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Культура и верования в древнем Египте. Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Особенности развития древних Индии и Китая
| Комб-й
| Лекция учителя, составление плана по теме «Военные деспотии древнего мира» Заполнение таблицы: «Новый этап духовной жизни». Выявление отличий новых религий от прежних веровании.
| военная деспотия, варны и касты, зороастризм, буддизм, конфуцианство.
| §6 -7
| Тема 4. АНТИЧНАЯ ЭПОХА в ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ( 2 ч.)
| 5.1
| Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем
| Становление цивилизации в Греции. Возникновение городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя.
| Комб.
| Опрос, заполнение таблицы, анализ документов.
Комментарий к схеме: «Формирование и распад державы Александра Македонского»,
подготовка сообщений. Исторический портрет Александра Македонского’
| архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, пролетарий, народный трибун.
| §8- 9.
|
№
| Тема урока
| Краткое содержание
| Тип урока
| Умения, навыки
| Понятия
| § учебника
| 6.2
| Возвышение Рима
| Установление господства Рима над Италией. Пунические войны и их итоги. Завоевание Македонии и городов-государств Греции. Кризис Римской республики. Становление Римской империи.
| Комб..
| Составление развернутого плана
на тему: «Этапы развития римской государственности».
| Легион, манипула, всадники, цезарь
| §10
| Тема 5. КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ( 1ч.)
| 7.1
| Наступление варваров. Закат Римской империи
| Начало Великого переселения народов.
Возникновение христианства. Золотой век Рима. Кризис римской империи.
Христианство в Римской империи.
Падение 3ападной Римской империи.
| комб-й
| Составление таблицы, ответы на вопросы, работа
с картой.
Комментарий к схеме: «Распад Рммской империи».
| варвары лагман конунг бурги гунны христианство сальтус арианство символ веры
| §11-12
| Тема 6. ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ( V —Х вв.) ( 2 ч.)
| 8.1
| Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Экспансия ислама
| Феодальное общество. Империя Карла Великого.. Норманнские завоевания.
Священная Римская империя германской нации. Возникновение исламской религии.
Создание Арабского халифата и его
распад.
Общественно-политическое устройство
исламских стран.
| Комб.
| Работа с текстом учебника. Комментарий к схеме: «Образование Франкской империи и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель. Работа с картой «Образование и распад Арабского халифата».
Сообщение о возникновении различных направлений
в исламе
| соседская община, домен, барщина, оброк, сеньор, вассал, суверен, военная демократия.: ислам, меджлис, Коран, сунна, шариат, джихад, халиф
| §13-14
| 9.2
| Византия и Западная Европа
| Особенности развития Византийской
Империи. Византия и исламский мир. Раскол христианской Церкви.
| Комб.
| Составление развёрнутого плана урока Работа с картой.
| Фем, стратег, иконоборчество раскол
| §16-17
| Тема 7. ЭПОХА КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ХI —ХV вв. (1 ч.)
| 10.1
| Западная Европа в XII-XIIIвв. Образование централизованных государств
| Светская власть и Римско-католическая церковь в 3ападной Европе.
Рост городов и распространение
еретических вероучений в Европе.
Создание рыцарских орденов и учреждение инквизиции. Крестовые походы и Византия. Рост городов династические войны, Столетняя война. Светская и церковная власть в Западной Европе.
| Комб.
| Заполнять таблицу, отвечать на вопросы. Знать: – причины обострения конфликтов между церковной и светской властью; – суть взглядов Фомы Аквинского; – роль инквизиции в европейском Средневековье.
Уметь: – указывать предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы;
– делать выводы; – рассказывать об особенностях развития стран Восточной Европы; – сравнивать и характеризовать основные типы государственности.
| магистрат, уния, инквизиция, крестовый поход, рыцарские ордена, индульгенция Кортесы парламент Генеральные штаты реконкиста
| §19- 21
| Тема 8. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ЕВРОПА на РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ХVI — НАЧАЛО ХVII в. (3 ч.)
| 11.1
| Эпоха Великих географических открытий. Западная Европа: новый этап развития
| Направления географических открытий. Завоевание Америки. Мировая торговля и создание колониальных империй. Европейское соперничество в борьбе за колонии. Ренессанс Цеховая и мануфактурная стадии производства и новый облик городов.
Реформации и религиозные войны в Центральной Европе.
| Комб.
| Таблица «Великие географические открытия». Характеристика доколумбовых цивилизаций Америки; цели политики испанских завоевателей; последствия создания колониальных империй и открытие новых морских торговых путей
| Конкистадор революция цен ренессанс реформация цех мануфактура
| §24 - 25
| 12.2
| Абсолютистские монархии в Западной Европе. Тридцатилетняя война (1618—1648)
| Предпосылки перехода к абсолютизму. Религиозные войны во Франции. Установление господства Англии на морях. Тридцатилетняя война Вестфальский мир 1643 г. и переход к политике защиты национальных интересов в Европе.
| комб-й
| Работа с текстом учебника
составление таблицы «Тридцатилетняя война»
Знать:
– сущность абсолютизма;
– причины перехода европейских стран к абсолютизму; предпосылки усиления центральной власти;
– особенности абсолютизма в Англии и Франции;
– основные этапы и итоги Тридцатилетней войны;
– особенности Вестфальской системы международных отношений
| абсолютизм, Тайный совет, Вестфальский мир
| §26,27
(п.3)
| 13.3
| *Поверочная работа. Государства Азии в позднем Средневековье
| Китай под властью манчжурской династии.
Государство Великих Моголов в Индии. Падение Византии и возвышение Османской империи. Проникновение европейцев в Азию.
| практикум
| Работа с картой и текстом учебника. Подготовка сообщений на тему: «Государства Востока
ХV—ХVII вв.». Комментарии к схеме «образование Османской империи... Комментарии к схеме «Распад Монгольской державы»
| военно-ленная система, янычары, Делийский султанат, империя Великих Моголов сикхи.
| §28
|
№
| Тема урока
| Краткое содержание
| Тип урока
| Умения, навыки
| Понятия
| § учебника
| Тема 9. ЕВРОПА НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. СЕРЕДИНА ХVII—ХVIII в. (3 ч.)
| 14.1
| Кризис сословного строя и
буржуазная революция в Англии (1640—1660)
| Причины английской буржуазной революции.
Религиозный фактор в гражданской войне в Англии.
Режим Кромвеля и Реставрация. Итоги революции в Англии.
| Комб.
| Составление тезисов по плану урока.
особенности, ход и итоги первой буржуазной революции в Европе;
– причины кризиса абсолютистского режима в Англии;
– причины установления диктатуры Кромвеля;
| пресвитериане, индепенденты, пуритане, левеллеры, диггеры, акт о гражданских правах.
| §29
| 15.2
| Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
| Просветители и характеристика их взглядов.
Особенности Просвещения во Франции.
Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ сверху.
| Комб.
| Составление тезисов по плану урока
Работа с текстом учебника, составление таблицы «политика просвещённого абсолютизма» .Умение характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию; взгляды Вольтера, Руссо, Дидро, Д. Локка;
– объяснять распространение идей просвещенного абсолютизма.
| просвещение естественное право, общественный договор, просвещенный абсолютизм.
| §30
| 16.3
| Промышленный переворот
в Англии и его последствия
| Научно-технические предпосылки промышленного переворота.
Развитие мануфактурного производства и его значение. Новые черты социальных отношений промышленного общества.
| практикум
| Работа с текстом учебника составление развёрнутого плана урока
Составление словаря терминов и понятий
| Промышленный переворот
Луддизм, виги, тори, рабочие союзы
| §35
| Тема 10. ВРЕМЯ ПОТРЯСЕНИЙ И ПЕРЕМЕН КОНЕЦ ХVIII — НАЧАЛО ХIХ в.(3 ч.)
| 17.1
| Война за независимость в Северной Америке
| Особенности развития североамериканских колоний Англии. Освободительная война в Северной Америке и европейские державы.
Утверждение демократии в США
| комб-й
| Работа с текстом учебника. Анализ
событий в североамериканских колониях Англии как первой успешной
освободительнойдемократической
революции, приведшей к реализации
многих идей зпохи Просвещения.
| Бостонское чаепитие, Билль о правах.
| §37
| 18.2
| Великая французская революция.
| Причины революции во Франции.
Установление якобинской диктатуры и ее итоги.
Термидорианский режим и истоки
его слабости.
| Комб.
| Составление тезисов по плану урока
Работа с текстом учебника, Таблица «Причины революции во Франции» Умение сравнивать ход, этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции.
| третье сословие, Коммуна, Национальный Конвент, якобинцыжирондист революционный террор, термидорианский режим,директория.
| §38
| 19.3
| Наполеоновские войны. Реакция и революции в Европе. 1820—1840-е гг.
| Переворот во Франции и создание
империи Наполеона 1.
Войны Франции в континентальной
Европе. Кризис экономической поли-
тики империи и освободительная
борьба народов. духовный климат в Европе после войн. Создание Священного союза и роль России в нем. Кризис политики Священного союза Революции 1830—1840-х гг.Европе.
| Комб.
| прослушивание рассказа учителя, составление тезисов по плану урока
Работа с текстом учебника, составление таблицы «Войны Наполеона», работа с картой
| Тильзитский мир, Венский конгресс Священный союз революция национальное самосознание
| §39-40(п.1, 2,3)- 41
| Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ в. (5 ч.)
| 20.1
| Европа: облик и противоречия
промышленной эпохи.
Возникновение новых индустриальных держав. США в ХIХ в.
| Промышленный переворот в странах
Западной и Центральной Европы.
Новый характер и требования рабочего движения, Революционное движение в Италии создание единого Итальянского государства. Возвышение Пруссии.
Франко-прусская война, Парижская коммуна и создание Германской империи.
Гражданская война в США и ее значение.
| шк. лекция
| Таблица «Технический переворот и его последствия», составление тезисов по плану урока
| чартизм, избирательная реформа, Народная хартия, локаут.
| §44, 47 ,48 (п.2 и3)
|
№
| Тема урока
| Краткое содержание
| Тип урока
| Умения, навыки
| Понятия
| § учебника
| 21.2
| Колониализм. Завершение колониального раздела мира.
| Начало завоевания Индии. Китайское общество: политика изоляционизма. Развитие кризиса Османской империи. Завершение покорения Индии. Опиумные войны в Китае. Реставрация Мэйдзи в Японии. Освободительные революции в странах Латинской Америки и их итоги.
Развитие стран Америки в первой половине ХIХ в.
| шк. лекция
| Знать: место Османской империи в системе международных отношений; – факторы, подорвавшие в XVIII в. мощь Османской империи; – этапы британского завоевания Индии; – особенности развития, специфику государственного устройства и религиозных верований Китая; – особенности ремесленного и мануфактурного производства в Китае.
Сравнение пути развития Османской империи, Индии и Китая в XVIII в. составление тезисов по плану урока.
| сипаи, тайпины, опиумные войны, модернизация, синтоизм, даймё. доктрина Монро,
| §36, 45-46, 48 (п.1)
| 22.3
| Общественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй половине ХIХ в.
| Либерализм ХIХ в.
Консервативная идеология и ее особенности.
От утопического социализма к марксизму.
| Комб.
| Составление тезисов по плану урока. Работа с текстом учебника, составление таблицы: «Общественно-политическая мысль в 19 в.»
| Понятия и термины: либерализм, утилитаризм,консерватизм, утопический социализм, марксизм, 1 Интернационал, анархизм.
| §53
| 23.4
| Наука и искусство в ХУIII—ХIХ вв.
| Развитие естественно-научных знаний.
Основные направления в литературе и художественном творчестве.
| ученическая конференция
| доклады учащихся о выдающихся деятелях науки и культуры.
подготовка и выступление с сообщением
использование ИКТ
прослушивание выступлений учащихся и их оценка
| интернациональный характер науки, теория эволюции, классицизм, романтизм, реализм.
| §54-55
| 24.5
| Обобщающий урок по курсу.
|
| п/о урок
| систематизация и проверка знаний
| темы курса
|
|
Список литературы.
Основная: 1.Учебник: «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»./Н.В.Загладин. Н.А.Симония. - М.: «Р.С.», 2010
2. «Программа курса и тематическое планирование. История. История России и мира с древнейших времён до наших дней» // Н.В.Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина. - М.: «Русское Слово», 2007 Дополнительная:
Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. - Л., 1961
Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. - М., 1991
.Боден Л. «Инки». - М., 2004
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. - М., 2006
Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей. - М., 1991
Гумилёв Л.Н.Конец и вновь начало. - М., 2007
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. - М., 1969
Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963
«Историки Античности» в2-х томах. - М., 1989
.Карлейль Т. Французская революция. - М., 1991
Сабатини Р. Колумб. - М., 1992
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. - М., 1996.
Фурсенко А.А.Американская революция и образование США. - Л., 1978
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций10-11 кл. - М., 1999
Хрестоматия «История средних веков» в 2-х т. - М., 1974
Художник В.Верещагин Наполеон I в России. Тверь, 1993
Цвейг С. Подвиг Магеллана.- М., 1963
Шарль де Костер Легенда о Тиле Уленшпигеле. - М.: Детская литература, 1983
Шифман И.Ш. Александр Македонский. - Л.: Наука, 1988
Пояснительная записка по Истории России В основе программы обучения истории России в 10 классе лежит программа курса к учебнику «История России с древнейших времен до конца ХIХ в.» для 10 класса // С.И.Козленко, С.В.Агафонов. – М.: «Русское слово», 2012 Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю. Цели и задачи курса:
-формировании у учащихся целостного представления об истории России рассматриваемого периода,
-развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
-формирование гражданского самосознания
-приобщение к культурным традициям нашей родины
-формирование знаний о важнейших событиях, процессах в истории России в их хронологической преемственности и взаимосвязях ,их связях с событиями всеобщей истории; важнейших понятий и исторических личностях нашей Родины изучаемого периода
- объяснять историческую обусловленность явлений и процессов
-определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
-формирование у учащихся ключевых компетенций и общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности:
умений разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, классифицировать исторические явления и процессы, передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, проводить анализ текста, формулировать устные и письменные высказывания, составлять план, тезисы конспекта, приводить примеры, подбирать аргументы,
-самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и оценивать ее результаты
-воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых общечеловеческих: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире
Учебно-тематический план
№
| Тема
| количество часов
| по программе
| корректировка
| с учётом корректировки
| 1
| Введение.
| 1
|
| 1
| 2
| Народы и древнейшие государства на территории России.
| 2
|
| 2
| 3
| Русь в IX - начале XIIв.
| 4
|
| 4
| 4
| Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
| 3
|
| 3
| 5
| Российское государство во второй половине XV – XVI в.
| 5
| +1
| 6
| 6
| Российское государство в XVII в.
| 5
| +1
| 6
| 7
| Россия в XVII – середине XIXв.
| 12
| +1
| 13
| 8
| Россия во второй половине XIX века
| 7
|
| 7
|
| Резерв
| 3
|
|
|
| Региональный компонент
|
| +2
| 2
| Итого:
| 42
|
| 44
|
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Обучающиеся должны знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность Истории России с древнейших времён до конца XIX её взаимосвязь с событиями и процессами всемирной истории;
периодизацию истории России;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов развития страны.
Обучающиеся должны уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
критически анализировать источник исторической информации
анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах
давать определение важнейших понятий истории страны изученного периода
различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения
устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно –временные рамки изучаемых явлений и процессов
учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, презентации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки (примерные)
| Знание исторических:
1. понятий (терминов); 2.событий, дат;
3.личностей.
| Россия в 18 столетии
| проверочная работа
| апрель
| |