Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции»





Скачать 360.07 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции»
страница1/2
Дата публикации18.10.2014
Размер360.07 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс
  1   2
c:\documents and settings\pc-213\local settings\temporary internet files\content.word\doc023.jpg


Рабочая программа

Наименование учебного предмета__________элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции»

Класс (уровень обучения базовый или профильный)________________,10 кл . (базовый уровень)______________________________________

Учитель Рыбина Г.П.

Срок реализации программы, учебный год_____________________2013-2015__________________________________________________________

Количество часов по учебному плану Всего136часов в год; в неделю __2__час.

10класс : Всего 68 часов в год в неделю 2 часа

11класс: Всего 68 часов в год в неделю 2 час

Планирование составлено на основе На основе авторской программы Т.А.Семеновой МБОУ СОШ №5 г. Лысково рекомендованной Нижегородским институтом развития образования 2008г. , кем рекомендовано)



Многообразие органического мира как результат эволюции



Пояснительная записка
Программа элективного курса

«многообразие органического мира как результат эволюции»

предназначена для изучения в классах

14-го естественнонаучного профиля и рассчитана на 136 часов: 68 часов (7 часа в неделю) в 10 классе и 68 часов (2 часа в неделю) в 11 классе.

В классах с естественнонаучным профилем занимаются учащиеся, которые планируют поступать в вузы или средние учебные заведения, где необходимо сдавать вступительный экзамен по биологии. Цель ми званного курса — дать учащимся более углубленную подготовку к ним экзаменам по темам, которые изучались в 6—8 классах, повтори из изученного ранее материала, расширяя его за счет знаний, полученных в старших классах, максимально приблизив их уровень к уровню, необходимому для поступления в вуз.

Программа решает следующие задачи:

Приводит в систему имеющиеся знания о морфологии, анатомии, систематике царств живой природы, анатомии и физиологии человека;

Расширяет имеющиеся знания;

Развивает практические навыки при работе с лабораторным оборудованием, натуральными объектами, гербариями, муляжами;

Развивает умения наблюдать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи;

Помогает учащимся удержать в памяти биологические знания, формируя целостное представление об организмах.

Программа включает курс биологии 6—8 классов базового уровня. Однако содержание тем расширено:

Вводятся новые понятия, термины;

Более подробно изучается строение тканей растений и животных;

Анатомическое строение органов растений и человека изучается на основе знаний о тканях;

Более точно изучаются органы растений, системы органов животных и человека;

Размножение и развитие дается на основе знаний о митозе и мейозе;

Расширяются знания о видовом многообразии;

Осуществляется связь с темами курса общей биологии.

В результате обучения учащиеся должны называть:

Общие признаки живого организма;

Основные систематические категории;

Признаки царств живой природы;

Признаки отделов, классов и семейств растений;

Признаки подцарств, типов, классов животных;

Ароморфозы растений и животных;

Приводить примеры:

Усложнения растений и животных в процессе эволюции;

Приспособленности растений и животных к среде обитания;

Наиболее распространенных видов растений и животных;

Характеризовать:

Строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

Виды тканей растений и животных;

Деление клеток;

Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма; лишайника как комплексного организма; строение и функции органов и систем органов человека;

Основные признаки живого;

Обмен веществ как основной признак жизни;

Питание автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

Дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности;

Регуляцию деятельности организмов, высшую нервную деятельность человека;

Размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений, животных, человека;

О причинах нарушения опорно-двигательного аппарата человека, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, выделения, инфекционных, кожных, венерических заболеваний, нарушений зрения, слуха;

Обосновывать:

Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

Место растений, животных и человека в системе органического мира;

Меры профилактики бактериальных, грибковых, глистных заболеваний;

Необходимость соблюдения правил личной гигиены;

Влияние физических упражнений на развитие систем органов;

Вредное влияние наркогенных веществ на организм человека;

Распознавать:

Организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

Клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных и человека;

Наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

Сравнивать:

Строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

Семейства, классы покрытосеменных растений;

Типы животных, классы кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых;

Отряды насекомых;

Царства животных, системы органов разных типов животных и человека;

Применять знания: о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

О строении и жизнедеятельности простейших и червей для профилактики заболеваний;

Делать вывод:

О клеточном строении организмов всех царств живой природы;

О родстве и единстве органического мира;

Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;

Использования препаровальных инструментов, лабораторного оборудования;

Наблюдать:

Результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведению животных;
Уметь:

Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп растений и животных;

Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;

Работать с учебной и научно-популярной литературой;

Делать компьютерный проект;

Конспектировать лекции за учителем;

Составлять план, конспект, реферат;

Владеть языком предмета.

Материал изложен в эволюционном плане. В 10 классе изучаются темы: «прокариоты», «грибы», О клеточном строении организмов всех царств живой природы;

О родстве и единстве органического мира;

Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;

Использования препаровальных инструментов, лабораторного оборудования;

Наблюдать:

Результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведению животных;

уметь:

Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп растений и животных;

Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;

Работать с учебной и научно-популярной литературой;

Делать компьютерный проект;

Конспектировать лекции за учителем;

Составлять план, конспект, реферат;

Владеть языком предмета.

Материал изложен в эволюционном плане. В 10 классе изучаются темы: «прокариоты», «грибы», Введение (2 ч.)
Многообразие органического мира. Современная систематика. Основные таксономические категории. Основные положения эволюционного учения.

Прокариоты. Грибы. Лишайники (4 ч.)
Царство прокариоты

Происхождение и эволюция бактерий. Подцарства настоящие бактерии, архебактерии, оксифотобактерии; особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Патогенные бактерии, борьба с ними.

Царство грибы

Происхождение и эволюция грибов. Общее с растениями и животными. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел настоящие грибы: хитридиомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, зигомицеты, дейтеромицеты. Отдел оомицеты: особенности строения, жизнедеятельности, распространение. Роль грибов в природе и жизни человека.

©Лабораторные работы

Строение дрожжей.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение плодового тела гриба трутовика.

Лишайники

Общая характеристика. Строение, особенности жизнедеятельности, распространенность. Роль в природе и жизни человека.

О клеточном строении организмов всех царств живой природы;

О родстве и единстве органического мира;

Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;

Использования препаровальных инструментов, лабораторного оборудования;

Наблюдать:

Результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведению животных;
Уметь:

Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп растений и животных;

Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;

Работать с учебной и научно-популярной литературой;

Делать компьютерный проект;

Конспектировать лекции за учителем;

Составлять план, конспект, реферат;

Владеть языком предмета.

Материал изложен в эволюционном плане. В 10 классе изучаются темы: «прокариоты», «грибы»,растения (26 ч.)

Общая характеристика царства Растения

Особенности строения клетки, питания, размножения, регуляции жизнедеятельности. Систематика растений.
©Лабораторная работа

Строение клетки листа элодеи, кожицы лука.

Подцарство низшие растения

Происхождение и эволюция водорослей. Общая характеристика водорослей; особенности строения тела, строение клетки, размножение; экологические группировки водорослей. Отделы водорослей: зеленые, красные, бурые водоросли', их сравнительная характеристика. Роль водорослей в природе и жизни человека.
©Лабораторная работа

Строение спирогиры.

Подцарство высшие растения
Общая характеристика

Происхождение высших растений. Основные направления эволюции. Ароморфозы.

Ткани растений

Типы тканей, особенности строения, функции.

©Лабораторная работа

Ткани растений.

Вегетативные органы растения

Корень. Функции. Виды корней. Типы корневых систем. Анатомическое строение корня. Минеральное питание растений. Метаморфозы корней.

Побег. Почка зачаточный побег. Способы ветвления побега. Разнообразие побегов. Видоизменения.

Стебель — ось побега. Функции. Морфологическое и анатомическое строение. Передвижение веществ по стеблю.

Лист — боковой орган побега. Функции. Морфология листа.

Жилкование. Простые и сложные листья. Листорасположение. Анатомия листа. Листопад. Видоизменения.
©Лабораторные работы

Строение корневых систем.

Анатомическое строение молодого корня.

Расположение почек на стебле. Строение почек.

Анатомическое строение стебля.

Морфологическое строение листа.

Анатомическое строение листа.

Репродуктивные органы растения

Спорангии. Антеридии. Архегонии. Строение, значение.

Цветок — функции, строение. Виды цветков. Соцветия.

©Лабораторные работы

Строение цветка.

Виды соцветий.

Размножение растений

Бесполое размножение. Митоз. Половое размножение. Мейоз. Образование мужского и женского гаметофитов. Типы опыления. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Плоды. Значение. Разнообразие.

Строение семени однодольного и двудольного растений. Прорастание семян, типы, условия. Значение семян.
©Лабораторные работы

Виды плодов.

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Классификация высших растений

Отделы моховидные. Происхождение, распространение. Особенности строения. Жизненный цикл. Роль в природе. Образование торфа.

Отделы: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Сравнительная характеристика.

Отдел голосеменные. Происхождение. Классификация. Распространение. Особенности строения хвойных, жизненный цикл сосны. Значение в природе и жизни человека.

Отдел покрытосеменные. Происхождение. Особенности строения и размножения. Классификация.

Классы однодольные и двудольные. Характеристика семейств: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. Шлейные, злаковые.
©Лабораторные работы
Строение мха. Строение плауна.

Строение хвоща.

Строение папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных.

Определение по определительным карточкам растений разных семейств.

Животные 36
Общая характеристика животных
Особенности организации животных. Значение животных в природе и жизни человека. Систематика животных.

Подцарство одноклеточные
Происхождение. Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток простейших как целостного организма.

Классы: саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики. Многобрачно, особенности строения и жизнедеятельности, значение в приводе. Паразитические простейшие.

Подцарство многоклеточные
Общая характеристика многоклеточных

Происхождение. Направления эволюции многоклеточных.

Беспозвоночные
Тип кишечнополостные. Происхождение.

Общая характеристика. Многообразие и распространение.

Классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

Тип плоские черви. Происхождение. Общая характеристика.

Классы: ресничные черви, сосальщики, ленточные черви. Приспособление к паразитизму. Жизненные циклы плоских червей-паразитов-

Тип круглые черви Происхождение. Общая характеристика. Многообразие и распространение. Цикл развития аскариды человеческой. Тип кольчатые черви Происхождение. Общая характеристика ‘прогрессивные черты строения.

Классы: малощетинковые, многощетинковые, пиявки. Роль в природе.

Тип моллюски. Происхождение. Общая характеристика.

Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Роль в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Происхождение. Общая характеристика. Систематика.

Класс ракообразные. Особенности организации ракообразных на примере речного рака. Низшие и высшие раки. Роль в природе, практическое значение.

Класс паукообразные. Особенности организации. 11ауки. Скорпионы Клещи Роль в природе.

Класс насекомые. Особенности организации. Многообразие. Сравнительная характеристика отрядов. Роль в природе, практическое значение,

Тип иглокожие. Происхождение. Общая характеристика.

Классы: морские звезды, морские ежи, голотурии. Значение.

Лабораторные работы

Строение и передвижение дождевого червя.

' Строение раковин различных моллюсков.

Строение насекомого.

Внешнее строение рака.

Тип хордовые. Происхождение. Общая характеристика.

Подтипы: бесчерепные, оболочники. Особенности строения и жизнедеятельности

Подтип позвоночные.

Надкласс рыбы. Происхождение, общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, связанные с жизнью в воде.

классы: хрящевые, костные рыбы.

Класс земноводные. Происхождение. Основные ароморфозы, сопровождающие выход позвоночных на сушу. Общая характеристика. Систематика

Класс пресмыкающиеся. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Систематика.

Класс птицы. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Приспособленность птиц к полету. Систематика. Экологические группы птиц. Значение.

Класс млекопитающие. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Систематика. Значение.

Лабораторные работы

внешнее и внутреннее строение рыбы.

скелет лягушки.

скелет голубя.

скелет млекопитающего.

11 класс (68 ч.. 2 ч. в неделю)



Человек

Человек — венец эволюции (2 ч.)

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Человек — биосоциальное существо. Этапы и факторы антропогенеза.

Общий обзор организма человека (3 ч.)

Строение клетки. Характеристика тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные. Органы. Системы органов.
©Лабораторная работа

Строение тканей человекОпора и движение (7 ч.)

Опора у растений. Скелетные системы животных. Скелет человека. Микроскопическое строение скелетных тканей. Состав и строение костей. Рост костей. Развитие костного скелета. Виды костей. Соединение костей в скелете. Отделы скелета. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Способы локомоции у беспозвоночных и позвоночных животных. Мышечная система человека. Основные группы скелетных мышц, их функции. Строения скелетных мышц и их сокращение. Работа скелетных мышц. Утомление мышц. Иннервация скелетных мышц. Роль физической нагрузки в формировании опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы.
©Лабораторные работы

Внешнее строение костей.

Влияния статической и динамической работы на утомление мышц.




Внутренняя среда организма (9 ч.)

Транспорт у растений. Эволюция транспортных систем у животных. Состав и функции крови человека: плазма и форменные элементы. Группы крови. Переливание крови. Свертывание крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.

Органы кровообращения. Сердце. Электрокардиограмма. Регуляция деятельности сердца. Сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Гигиена сердечно-сосудистой системы.


©Лабораторные работы

Изучение клеток крови под микроскопом.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Дыхание (4ч.)

Газообмен у животных. Строение и функции органов дыхания человека. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.
©Лабораторная работа

Определение жизненной емкости легких

Пищеварение (7 ч.)

Типы питания организмов. Автотрофное питание. Типы гетеротрофного питания. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения человека. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процесса пищеварения. Регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Гигиена питания.
©Лабораторные работы

Действие слюны на крахмал.

Воздействие желудочного сока на белки.



Обмен веществ и энергии (5 ч.)
Энергетический обмен в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. Обмен белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен. Витамины и их роль в организме.



Выделение (3 ч.)
Эволюция выделения животных. Органы выделения человека. Работа почек. Регуляция деятельности почек.



Покровы тела (2 ч.)
Покровы тела животных. Строение и функции кожи человека. Закаливание. Гигиена кожи.




Регуляция процессов жизнедеятельности (9 ч.)
Координация и регуляция у растений и животных. Эндокринный аппарат человека. Гуморальная регуляция. Характеристика желез внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Отделы нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария. Вегетативная нервная система.
©Лабораторная работа

Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Органы чувств. Анализаторы (4 ч.)
Эволюция органов чувств у животных. Органы чувств человека. Зрительный анализатор человека. Слуховой анализатор. Вестибулярный, вкусовой, обонятельный анализаторы.
©Лабораторные работы

Определение остроты слуха и зрения.

Функциональное состояние вестибулярного аппарата.




Высшая нервная деятельность (3 ч.)

Условные и безусловные рефлексы. Торможение. Особенности HI 1Д человека. Речь. Мышление. Сознание. Сон.
©Лабораторные работы

Определение внимания и объема памяти.

Определение логического мышления.
Размножение (5 ч.)

Типы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. Половое размножение. Мейоз. Органы размножения человека. Гаметогенез. Оплодотворение. Онтогенез человека. Венерические заболевания.


Многообразие органического мира как результат эволюции

10 класс 68 часов 2 часа в неделю Автор Т. А. Семенова МОУ средняя школа №5 г. Лысково.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс Многообразие органического мира как результат эволюции
Наименование учебного предмета элективный курс Многообразие органического мира как результат эволюции
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconФакторы эволюции: основные понятия и термины
В то же время теория эволюции имеет важнейшее общее мировоззренческое значение: определенное отношение к проблемам эволюции органического...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» icon1. Гражданин. Государство. Право. (7ч)
Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconКалендарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класс
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Человек как результат биологической...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс «Многообразие органического миа как результат эволюции» iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск