Рабочая программа Наименование учебного предмета элективный курс Многообразие органического мира как результат эволюции
Класс (уровень обучения базовый или профильный) профильный уровень 10-11 класс
Учитель Ветюгова Валентина Николаевна
Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 год.
Количество часов по учебному плану 68
10 класс: всего_34_ часа в год; в неделю _1__ часа
11 класс: всего_34 _ часа в год; в неделю _1_ часа
Планирование составлено на основе Сборника элективных курсов образовательной области «Естествознание» Биология часть 2.
Издательство: Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования 2008 г.
Автор программы: Т.А. Семенова МОУ средняя школа № 5 г. Лысково Рабочую программу составил (а)_____________________________________________Ветюгова В.Н.__________________________________
подпись расшифровка подписи
|
Многообразие органического мира как результат эволюции
Т. А. Семенова.
Моу «средняя школа no 5*. Г. Лысково
Программа элективного курса
«Многообразие органического мира как результат эволюции»
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения в 10-11классах
естественнонаучного профиля и рассчитана на 68 часов:34 часа (1 час в неделю) в 10 классе и 34 часа (1 часа в неделю) в 11 классе.
В классах с естественнонаучным профилем занимаются учащиеся, которые планируют поступать в вузы или средние учебные заведения, где необходимо сдавать вступительный экзамен по биологии. Цель данного курса — дать учащимся более углубленную подготовку к экзаменам по темам, которые изучались в 6—7 классах, повторить изученный ранее материал, расширить его за счет знаний, полученных в старших классах, максимально приблизив их уровень к уровню, необходимому для поступления в вуз.
Программа решает следующие задачи:
Приводит в систему имеющиеся знания о морфологии, анатомии, систематике царств живой природы.
Расширяет имеющиеся знания;
Развивает практические навыки при работе с лабораторным оборудованием, натуральными объектами, гербариями, муляжами;
Развивает умения наблюдать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи;
Помогает учащимся удержать в памяти биологические знания, формируя целостное представление об организмах.
Программа включает курс биологии 6—7 классов базового уровня. Однако содержание тем расширено:
Вводятся новые понятия, термины;
Более подробно изучается строение тканей растений и животных;
Анатомическое строение органов растений изучается на основе знаний о тканях;
Более точно изучаются органы растений, системы органов животных.
Размножение и развитие дается на основе знаний о митозе и мейозе;
Расширяются знания о видовом многообразии;
Осуществляется связь с темами курса общей биологии.
В результате обучения учащиеся должны называть:
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории;
Признаки царств живой природы;
Признаки отделов, классов и семейств растений;
Признаки подцарств, типов, классов животных;
Ароморфозы растений и животных;
Приводить примеры:
Усложнения растений и животных в процессе эволюции;
Приспособленности растений и животных к среде обитания;
Наиболее распространенных видов растений и животных;
Характеризовать:
Строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
Виды тканей растений и животных;
Деление клеток;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма; лишайника как комплексного организма.
Основные признаки живого;
Обмен веществ как основной признак жизни;
Питание автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
Дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности;
Регуляцию деятельности организмов. Размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений, животных.
Обосновывать:
Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
Место растений, животных в системе органического мира;
Меры профилактики бактериальных, грибковых, глистных заболеваний;
Необходимость соблюдения правил личной гигиены;
Распознавать:
Организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
Клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных.
Наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
Сравнивать:
Строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
Семейства, классы покрытосеменных растений;
Типы животных, классы кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых;
Отряды насекомых;
Царства животных, системы органов разных типов животных.
Применять знания: о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
О строении и жизнедеятельности простейших и червей для профилактики заболеваний;
Делать вывод:
О клеточном строении организмов всех царств живой природы;
О родстве и единстве органического мира;
Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;
Использования препаровальных инструментов, лабораторного оборудования;
Наблюдать:
Результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведению животных;
Уметь:
Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп растений и животных;
Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты;
Работать с учебной и научно-популярной литературой;
Делать компьютерный проект;
Конспектировать лекции за учителем;
Составлять план, конспект, реферат;
Владеть языком предмета.
Материал изложен в эволюционном плане. В 10 классе изучаются темы: «прокариоты», «грибы», «растения», «животные». При изучении крупных систематических групп выделяются основные ароморфозы. Это способствует более глубокому пониманию исторического развития органического мира, готовит основу для изучения темы «эволюционное учение» в 11 классе по общей биологии. Систематические категории изучаются дедуктивно, то есть исходя из общей характеристики данной систематической группы. В конце каждого раздела материал обобщается и конкретизируется.
На уроках предполагается максимальное использование различных наглядных материалов. В программу включены лабораторные работы за курс биологии 6—7 классов. Но так как большинство работ выполнялись учащимися ранее, они проводятся в демонстрационной форме и не требуют оформления. Предусматривается выполнение и домашних лабораторных работ.
К программе прилагается поурочно-тематическое планирование. В нем сформулированы основные понятия к каждому занятию и приведен список основной и дополнительной литературы. Программой предусмотрены часы для обобщающих и зачетных занятий. В ней приводится тестовое сопровождение по всем зачетным темам.
Программа элективного курса «Многообразие органического мира как результат эволюции»
10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)
Введение (2 ч.)
Многообразие органического мира. Современная систематика. Основные таксономические категории. Основные положения эволюционного учения.
Прокариоты. Грибы. Лишайники (4 ч.)
Царство прокариоты
Происхождение и эволюция бактерий. Подцарства настоящие бактерии, архебактерии, оксифотобактерии; особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Патогенные бактерии, борьба с ними.
Царство грибы
Происхождение и эволюция грибов. Общее с растениями и животными. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел настоящие грибы: хитридиомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, зигомицеты, дейтеромицеты. Отдел оомицеты: особенности строения, жизнедеятельности, распространение. Роль грибов в природе и жизни человека.
©Лабораторные работы
Строение дрожжей.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение плодового тела гриба трутовика.
Лишайники
Общая характеристика. Строение, особенности жизнедеятельнос¬ти, распространенность. Роль в природе и жизни человека.
Растения (26 ч.)
Обтай характеристика царства растения
Особенности строения клетки, питания, размножения, регуляции жизнедеятельности. Систематика растений.
Лабораторная работа
Строение клетки листа элодеи, кожицы лука.
Подцарство низшие растения
Происхождение и эволюция водорослей. Общая характеристика водорослей; особенности строения тела, строение клетки, размножение; экологические группировки водорослей. Отделы водорослей: зеленые, красные, бурые водоросли', их сравнительная характеристика. Роль водорослей в природе и жизни человека.
©Лабораторная работа
Строение спирогиры.
Подцарство высшие растения
Общая характеристика
Происхождение высших растений. Основные направления эволюции. Ароморфозы.
Ткани растений
Типы тканей, особенности строения, функции.
©Лабораторная работа
Ткани растений.
Вегетативные органы растения
Корень. Функции. Виды корней. Типы корневых систем. Анатомическое строение корня. Минеральное питание растений. Метаморфозы корней.
Побег. Почка зачаточный побег. Способы ветвления побега. Разнообразие побегов. Видоизменения.
Стебель — ось побега. Функции. Морфологическое и анатомическое строение. Передвижение веществ по стеблю.
Лист — боковой орган побега. Функции. Морфология листа.
Жилкование. Простые и сложные листья. Листорасположение. Анаомия листа. Листопад. Видоизменения.
Лабораторные работы
Строение корневых систем.
Анатомическое строение молодого корня.
Расположение почек на стебле. Строение почек.
Анатомическое строение стебля.
Морфологическое строение листа.
Анатомическое строение листа.
Репродуктивные органы растения
Спорангии. Антеридии. Архегонии. Строение, значение.
Цветок — функции, строение. Виды цветков. Соцветия.
©Лабораторные работы
Строение цветка.
Виды соцветий.
Размножение растений
Бесполое размножение. Митоз. Половое размножение. Мейоз. Образование мужского и женского гаметофитов. Типы опыления. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Плоды. Значение. Разнообразие.
Строение семени однодольного и двудольного растений. Прорастание семян, типы, условия. Значение семян.
Лабораторные работы
Виды плодов.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Классификация высших растений
Отделы моховидные. Происхождение, распространение. Особенности строения. Жизненный цикл. Роль в природе. Образование торфа.
Отделы: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Сравнительная характеристика.
Отдел голосеменные. Происхождение. Классификация. Распространение. Особенности строения хвойных, жизненный цикл сосны. Значение в природе и жизни человека.
Отдел покрытосеменные. Происхождение. Особенности строения и размножения. Классификация.
Классы однодольные и двудольные. Характеристика семейств: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. Шлейные, злаковые.
©Лабораторные работы
Строение мха. Строение плауна.
Строение хвоща.
Строение папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных.
Определение по определительным карточкам растений разных семейств.
11 класс (34ч. 1 час в неделю)
Животные 34 ч.
Общая характеристика животных
Особенности организации животных. Значение животных в природе и жизни человека. Систематика животных.
Подцарство одноклеточные
Происхождение. Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток простейших как целостного организма.
Классы: саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики. Многобрачно, особенности строения и жизнедеятельности, значение в природе. Паразитические простейшие.
Подцарство многоклеточные
Общая характеристика многоклеточных
Происхождение. Направления эволюции многоклеточных.
Беспозвоночные
Тип кишечнополостные. Происхождение.
Общая характеристика. Многообразие и распространение.
Классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.
Тип плоские черви. Происхождение. Общая характеристика.
Классы: ресничные черви, сосальщики, ленточные черви. Приспособление к паразитизму. Жизненные циклы плоских червей-паразитов-
Тип круглые черви Происхождение. Общая характеристика. Многообразие и распространение. Цикл развития аскариды человеческой. Тип кольчатые черви Происхождение. Общая характеристика ‘прогрессивные черты строения.
Классы: малощетинковые, многощетинковые, пиявки. Роль в природе.
Тип моллюски. Происхождение. Общая характеристика.
Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Роль в природе и жизни человека.
Тип членистоногие. Происхождение. Общая характеристика. Систематика.
Класс ракообразные. Особенности организации ракообразных на примере речного рака. Низшие и высшие раки. Роль в природе, практическое значение.
Класс паукообразные. Особенности организации. 11ауки. Скорпионы Клещи Роль в природе.
Класс насекомые. Особенности организации. Многообразие. Сравнительная характеристика отрядов. Роль в природе, практическое значение,
Тип иглокожие. Происхождение. Общая характеристика.
Классы: морские звезды, морские ежи, голотурии. Значение.
Лабораторные работы
Строение и передвижение дождевого червя.
' Строение раковин различных моллюсков.
Строение насекомого.
Внешнее строение рака.
Тип хордовые. Происхождение. Общая характеристика.
Подтипы: бесчерепные, оболочники. Особенности строения и жизнедеятельности
Подтип позвоночные.
Надкласс рыбы. Происхождение, общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, связанные с жизнью в воде.
классы: хрящевые, костные рыбы.
Класс земноводные. Происхождение. Основные ароморфозы, сопровождающие выход позвоночных на сушу. Общая характеристика. Систематика
Класс пресмыкающиеся. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Систематика.
Класс птицы. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Приспособленность птиц к полету. Систематика. Экологические группы птиц. Значение.
Класс млекопитающие. Происхождение. Ароморфозы. Общая характеристика Систематика. Значение.
• Лабораторные работы
внешнее и внутреннее строение рыбы.
скелет лягушки.
скелет голубя.
скелет млекопитающего.
В ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРА ДАЕТСЯ ПОД СЛЕДУЮЩИМИ КОДАМИ:
А — ЛЕМЕЗА, Н. А. БИОЛОГИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ / Н. А. ЛЕМЕЗА, J1. В. КАМЛЮК, Н. Д. ЛИСОВ. — МИНСК: ООО «ЮНИПРЕСС», 2002.
Б — БИОЛОГИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ / ПОД РЕД. АКАД. В. В. ЯРЫГИ- НА — М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 2002.
В — КАМЕНСКИЙ, А. А. БИОЛОГИЯ / А. А. ^АМЕНСКИЙ, А. И. КИМ И ДР. — М.: ЭКСМО, 2003.
ПЕТРОСОВА, Р. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЦЕН¬ТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ. БИОЛОГИЯ / Р. А. ПЕТРОСОВА, Н. Н. ПИЛИПЧЕНКО, В. С. РОХЛОВ. — М., 1999.
ГРИН, Н. БИОЛОГИЯ: В 3 Т. / Н. ГРИН, У. СТАУТ, Д. ТЕЙЛОР. — М.: МИР, 1990.
РЕЙВН, П. СОВРЕМЕННАЯ БОТАНИКА: В 2 Т. / П. РЕЙВН, Р. ЭВЕРТ,
С. АЙКХОРН. — М.: МИР, 1990.
ЗАЯЦ, Р. Г. БИОЛОГИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ. ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ТЕСТЫ, ЗА¬ДАЧИ / Р. Г. ЗАЯЦ, И. В. РАЧКОВСКАЯ, В. Э. БУТВИЛОВСКИЙ, В. В. ДАВЫДОВ. — МИНСК: ООО «ЮНИПРЕСС», 2002.
ПИКЕРИНГ, В. Р. БИОЛОГИЯ: ШКОЛЬНЫЙ КУРС В 120 ТАБЛИЦАХ. — М.: ACT —ПРЕСС, 1999.
ЗАХАРОВ, В Б. БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ / В. Б. ЗАХАРОВ, Н. И. СОНИН. — М.: ДРОФА, 2001.
ДОГЕЛЬ, В. А. ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ / В. А. ДОГЕЛЬ. — М.: ВЫС¬ШАЯ ШКОЛА, 1981.
НАУМОВ, С. П. ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ / С. П. НАУМОВ. -—М.: ПРО¬СВЕЩЕНИЕ, 1982.
БОГДАНОВА, Т. Л. БИОЛОГИЯ. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ / Т. Л. БОГДАНОВА. — М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1991.
САПИН, М. Р., БРЫКСИНА 3. Г. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА/М. Р. САПИН,
Г. БРЫКСИНА. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1995.
ПОПУЛЯРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / ПОД РЕД. Б. В. ПЕТРОВ¬СКОГО. — М.: СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1987.
Б. LLI. 4.96. 10 — ЖУРНАЛ «БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ», НОМЕР, ГОД, СТРАНИЦА.
Корректировка рабочей программы
Класс
| Название раздела/темы
| Дата проведения по плану
| Причина корректировки
| Корректирующие мероприятия
| Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |