Скачать 92.98 Kb.
|
Урок «Доказательства единства происхождения органического мира. Сравнительно-морфологические и эмбриологические доказательства эволюции».
Приложение №1 Основные утверждения: 1) растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный состав; 2) единство живого на молекулярном уровне, выражающееся прежде всего в наличии у всех живых существ белков и нуклеиновых кислот; 3) сходство способа функционирования биологических молекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.); 4) всеобщность клеточного строения и сходства строения клеток организмов разных царств органического мира. 5) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения и др. Из утверждений можно сделать вывод о ....... Приложение №2. Эмбриология- это наука о зародышевом развитии организма. Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и И.И.Мечниковым. Эмбриологические доказательства эволюции. Эмбриологические доказательства доказывают степень родства на основе зародышевого развития организма. К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят: • Закон зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г), который гласит: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». Чем более ранние стадии эмбрионов исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами. У всех хордовых на ранних стадиях развития закладывается хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жабры ,похожи контуры тела, наличие хвоста и и т. д. Сходство зародышей свидетельствует об общности происхождения данных организмов. По мере развития зародышей черты их различия выступают все более явственно. К. Бэр первым обнаружил, что в ходе эмбрионального развития сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда и, наконец, вида. Расхождение признаков зародышей в процессе развития называют эмбриональной дивергенцией, и она объясняется историей данного вида. Например, у зародышей человека. Приложение №3. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, указывающий на связь индивидуального (онтогенеза) и исторического (филогенеза) развития. Этот закон был сформулирован в 1864—1866 гг. немецкими учеными Ф. Мюллером и Э. Геккелем. В своем развитии многоклеточные организмы проходят одноклеточную стадию (стадию зиготы), что может рассматриваться как повторение филогенетической стадии первобытной амебы. У всех позвоночных закладывается хорда, которая далее замещается позвоночником, а у их предков хорда оставалась всю жизнь. В ходе эмбрионального развития птиц и млекопитающих появляются жаберные щели в глотке. Этот факт можно объяснить происхождением этих наземных животных от рыбообразных предков. Эти и другие факты и привели Геккеля и Мюллера к формулировке биогенетического закона. Он гласит: «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, каждый организм в индивидуальном развитии повторяет стадии развития предков». Образно говоря, всякое животное во время своего развития взбирается по собственному родословному древу. Однако онтогенез не так уж точно повторяет филогенез. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не с взрослыми формами предков, а с их зародышами. Приложение №4. Более поздние исследования, в особенности работы русских ученных: академика А.Н.Северцова и академика И.И.Шмальгаузена, показали, что в онтогенезе повторяется строение не взрослых стадий предков, а только эмбриональных. Сходство начальных стадий онтогенеза позвоночных свидетельствует их родстве и указывает на пройденные в процессе филогенеза этапы. Анализ урока В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение в школе должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащихся. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, может быть модульное обучение, сущность которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению заданий. Каждый учебный элемент (УЭ) - это шаг к достижению цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. На данном уроке учащиеся выполняли задания 8-ми модулей с использованием работы с учебником и дополнительной информацией. УЭ-1- состоял из теста по мотивации и проверке усвоения по пройденному материалу. Далее учащиеся самостоятельно выполняли задания следующих УЭ, работая с учебником и дополнительной информацией в приложении, делая соответствующие выводы. УЭ-5 – включал работу с терминами, одним из основных элементов в настоящее время – много заданий в работах ЕГЭ. Далее выходной контроль знаний, это обычная проверочная работа. Она проводится сразу на этом же уроке, что дает возможность проанализировать ЗУН и провести их коррекцию. Заключительный УЭ- Включает подведение итогов занятия, выбор домашнего задания и рефлексию (оценка себя, своей деятельности). Мне кажется, учащиеся справились с предложенными заданиями (самое главное научить самостоятельно добывать знания!) Проблемы модульной технологии. 1. Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение данной технологии. Очень важно, чтобы учитель хорошо знал теорию вопроса. 2. Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Прежде, чем учить учащихся биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учится, научить познавать, а затем в процессе обучения использовать эти способы для овладения новым содержанием. Несмотря на это практика использования модульных уроков подтвердила эффективность их использования. Часть учащихся, с быстрым темпом работы, работают без домашних заданий, выполняют творческие задания, что способствует углублению знаний, развивает интерес. «Мягкий» контроль и индивидуальный темп работы создает «ситуацию успеха» практически для каждого ученика, снижается неуверенность и пассивность в работе учащихся с низким уровнем мотивации. Вырос интерес учащихся к урокам биологии. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доказательства единства происхождения органического мира. Сравнительно-морфологические доказательства эволюции | Доказательства эволюции органического мира ... | ||
Химический состав клетки Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить... | Темы вашего учебного проекта Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции.... | ||
Факторы эволюции: основные понятия и термины В то же время теория эволюции имеет важнейшее общее мировоззренческое значение: определенное отношение к проблемам эволюции органического... | Элективный курс Многообразие органического мира как результат эволюции Наименование учебного предмета элективный курс Многообразие органического мира как результат эволюции | ||
Клинико-морфологические особенности доброкачественных полиповидных... О душе. Но все, чтобы ни представлялось необходимым исследовать, мы будем обсуждать, насколько способны, с помощью ума и доказательства,... | Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Урок №№1-5 Учитель Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства | Сценарий урока спектакля на тему «История вопроса о происхождении... Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США идёт судебный процесс «Обезьяньим» его окрестила печать. Под таким названием он и вошёл в историю... | ||
Реферат по математике «Различные доказательства теоремы Пифагора» Это всем давно известная теорема, многие знают её и все прекрасно знают, что её открыл Пифагор. Все прекрасно знают и самого Пифагора... | Целостность эволюции мира осознание единства во множественности Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической... | Конспект урока по теме: «Обобщения темы Строения органов и их систем» Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития животных... | ||
Домашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности... Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 5 Биология основная... Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с многообразием органического мира, особенностями строения и жизнедеятельности... |