Скачать 183 Kb.
|
МОУ ООШ № 5 г. Шатуры Конспект урока по теме: «Обобщения темы Строения органов и их систем». Учителя биологии Иосипенко Натальи Николаевны Февраль 2010 г Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития животных для доказательства исторического развития животного мира Задачи: 1.Обучающие: обеспечить повторение учащимися знаний о строении и основных процессов жизнедеятельности животных. Повторить многообразие и основные систематические группы классов животных, продолжить формирование у учащихся знаний о многообразии животного мира.
Тип урока: Урок обобщения ЗУН Форма урока: Урок -игра.
Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель знакомит с целями урока. 2. Актуализация опорных знаний. Мы изучили различные классы животного мира, познакомились с разнообразными животными. Сейчас я буду показывать вам животного, а вы должны вспомнить к какому классу оно относится и каковы общие особенности данного класса. 1.Задание – к какому классу относится животное? (презентация) 2. Задание.- сообщения учащихся о значении животных. ( презентация) 3. Задание- строение и функции систем органов. На проекторе записаны органы, найти лишний. Объяснить функции данных систем.(презентация) 4. Отгадай животное или «Да»- «нетка». Одна команда загадывает животное, другая, задавая вопросы угадывает. Вопросы должны быть по строению систем органов. 5. Найди правильное суждение. 1. У рыб внутреннее оплодотворение.
1. Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной. 2. Почкование это бесполое размножение. 3. Земноводные – теплокровные животные. 4. Артериальная кровь – кровь богатая кислородом. 5. У птиц в ротовой полости имеются зубы. 6. Кровеносная система моллюсков незамкнутая. 7. Ящерицы относятся к классу земноводных. 8. Кровь выполняет транспортную функцию. 9. Мозжечок регулирует координацию движения. 10. монокулярное зрение характерно дя млекопитающих животных. 6. Кто быстрее? За одну минуту команда должна ответить на как можно большее количество вопросов. 1 балл за 1 правильный ответ.
7. Тест. 1.ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ? а) для сражений, б) для откладки яиц, в) для красоты. Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц. 2. ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ? а) боится замёрзнуть, б) вспоминает о лете, в) стережёт свои запасы. Суслик просыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня. 3. КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ? а) никогда не выходит, б) в жаркий летний день, в) весной, по холодку. Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру. 4. ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ? а) чтобы лучше слышать, б) чтобы не перегреться, в) для торможения на поворотах. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. 5. ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА? а) они же не съедобны, б) не хуже куриных яиц, в) совершенно не вкусные. Живут в Юго—Восточной Азии ( Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и «вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны. Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца. 6. УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ? а) никогда, б) не всегда и не все, в) многие, и довольно тщательно. Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываются и другие насекомые. 7. НА КОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА? а) на медведя, б) на саму себя, в) на крота. Похожа на крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землёй. 8. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КОМАР? а) опыляет растения, б) служит пищей рыбам и птицам, в) только вреден. Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей. 9.МОЖНО ЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ? а) можно и довольно легко, б) можно, но затруднительно, в) невозможно. Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так— несколько раз (стакана 3-4 воды наберётся). А больше им и не надо, ведь бабуины пьют мало. 10.ЗАЧЕМ СТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ? а) от страха, б) освобождается от паразитов, в) разыскивает пищу. Закрыв свои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны. 11.ЗАЧЕМ ЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ? а) чтобы быстрее заживали, б) просто от боли, в) с гигиенической целью. Кроме ферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров. 8. Отгадай орган. Каждой команде раздаются органы. Нужно назвать орган и определить его функцию. По картинкам органов собрать внутреннее строение птицы. 9. Угадай, кто я? Многие животные и растения названы "в честь" других животных и растений, другие носят названия из легенд. Например, морская лилия, которая, естественно, вовсе не лилия, а животное из типа иглокожих. А теперь попробуйте вспомнить кто такой: Морской заяц - тюлень Морская капуста - бурая водоросль (ламинария) Морской попугай - рыба Морская оса - медуза Морской гребешок - двустворчатый моллюск Морской желудь - рачок Пальмовый вор - краб Черная вдова - паук Португальский кораблик - колониальные полипы Корабельный червь – двустворчатый моллюск 10. Синквейн. Условия его написания таковы:
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме. 10.Что это за орган? Каждому участнику выдается орган. Задание: назвать его, к какой системе органов он относится, какова его функция? Составить аппликацию внутреннего строения птицы. 11.Составьте проект эволюции -) кровеносной системы -) нервной системы -) опорно- двигательной системы Уч-ся получают раздаточный материал (рисунки -органов, животных, фломастеры, клей.) Заключение. Подведение итогов. 3. задание- Кто быстрее? За одну минуту команда должна ответить на как можно большее количество вопросов. 1 балл за 1 правильный ответ. Как называется личинка бабочки? (гусеница) Какое животное похоже на цветок? (актиния, гидра) Как называются животные, имеющие женские и мужские половые органы? (гермафродиты) Какие организмы растут всю жизнь? (растения, кораллы) Что такое эволюция? Каковы доказательства эволюции? Какие простейшие, не имеют форму тела? (амеба) Кто промежуточный хозяин печеночного сосальщика? (малый прудовик) Какие черви не имеют кишечника? (ленточные черви) Какие организмы получили свое название, т.к. были обнаружены в настоях трав? (инфузории) Кто самый крупный зверь? (кит синий полосатик) Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? (эвглена зеленая) Как называются организмы, живущие за счет других, питаясь соками его тела? (паразиты) Кто умеет строить острова? (коралловые полипы) Какие птицы не умеют летать? (страусы) Как называются повторяющиеся многократно части тела, сходные по строению? (членики, сегменты)
Каких птиц называют кочующими? 4. Каких птенцов называют выводковыми? Кто самый крупный зверь? (кит синий полосатик) Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениямКакие животные имеют несимметричное тело? (брюхоногие моллюски) Конкурс 2. Чудеса живого мира. За каждое правильно определенное животное команда получает по 2 балла. В биологии очень часто используются рисунки. Перед вами изображения различных животных. Попробуйте угадать к какому классу (типу) они относятся.
Конкурс 4. Угадай, кто я? Многие животные и растения названы "в честь" других животных и растений, другие носят названия из легенд. Например, морская лилия, которая, естественно, вовсе не лилия, а животное из типа иглокожих. А теперь попробуйте вспомнить кто такой: Морской заяц - тюлень Морская капуста - бурая водоросль (ламинария) Морской попугай - рыба Морская оса - медуза Морской гребешок - двустворчатый моллюск Морской желудь - рачок Пальмовый вор - краб Черная вдова - паук Португальский кораблик - колониальные полипы Корабельный червь – двустворчатый моллюск 4. Значение животных (сообщения – презентация) о простейших. Рыбах, земноводных и пресмыкающихся, птицах, млекопитающих) 5. Угадай животное. Каждая команда загадывает животное. Другая команда задает вопросы и угадывает. 6. Найди лишнее. На экране органы систем. Найди лишний орган. Каким образом происходила эволюция данной системы? (Кровеносная система, нервная система, дыхательная система) 6. станция «Анатомическая»
Команда получает список органов, должна назвать к какой системе организма они принадлежат, и какую функцию выполняют. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда ответила только на одну часть вопроса, получает 0,5 баллов. Время ограничено от числа вопросов и количества команд. 7. Какие сказки вы знаете, где героями являются животные? Об Амфибиях и Рептилиях сложены разные басни и сказки. Какие сказки вы знаете, где героями являются эти животные? Команды отвечают по очереди, за каждый ответ команда получает очко. (царевна – лягушка, лягушка – путешественница, Дюймовочка, черепаха – Тортилла из Золотого ключика, мудрый удав Боа из сказки “Маугли”, птичка Тарри и крокодил, у которого болели зубы и т.д.) Могут ли представители Амфибий и Рептилий предсказывать погоду? Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Какую роль играют Амфибии в природе и жизни человека? (уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Какую роль играют Рептилии в природе и жизни человека? (ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб)
Условия его написания таковы:
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
-) кровеносной системы -) нервной системы -) опорно- двигательная система Догонялки
Тело земноводных холодное и мокрое, а тело пресмыкающихся имеет сухую кожу, с чем это связано? (Кожные железы земноводных постоянно выделяют на тонкую кожу слизь и тем самым защищают от высыхания, а кожа пресмыкающихся сухая, защищена роговыми чешуйками или щитками
144. у каких животных внешнее оплодотворение
Какие изменения в скелете произошли у птиц в связи с приспособлением их к полету?
Каких птиц называют кочующими? 4. Каких птенцов называют выводковыми? Кто самый крупный зверь? (кит синий полосатик) Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? (эвглена зеленая) Какой тип симметрии характерен для организмов, ведущих подвижный образ жизни? (двусторонняя симметрия) Как называются организмы, живущие за счет других, питаясь соками его тела? (паразиты) Кто умеет строить острова? (коралловые полипы) Какие одноклеточные самые хищные? (инфузории) Какие птицы не умеют летать? (страусы) Как называются повторяющиеся многократно части тела, сходные по строению? (членики, сегменты) Какие животные имеют несимметричное тело? (брюхоногие моллюски) Конкурс 2. Чудеса живого мира. Угадай, кто я? Многие животные и растения названы "в честь" других животных и растений, другие носят названия из легенд. Например, морская лилия, которая, естественно, вовсе не лилия, а животное из типа иглокожих. А теперь попробуйте вспомнить кто такой: Морской заяц - тюлень Морская капуста - бурая водоросль (ламинария) Морской попугай - рыба Морская оса - медуза Морской гребешок - двустворчатый моллюск Морской желудь - рачок Пальмовый вор - краб Черная вдова - паук Португальский кораблик - колониальные полипы
|
2 часа в неделю (68 часов) Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Обмен веществ и энергии». Данному занятию предшествовали уроки по теоретическому... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Обмен веществ и энергии». Данному занятию предшествовали уроки по теоретическому... | Конспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения... Тема и номер урока в теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.» №53 п/п, а в теме «Строение атома и атомного... | ||
Конспект урока Предмет Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп... | Конспект по теме «Ландшафтные исследования за рубежом» Составить конспект по теме «Влияние геологического и тектонического строения земной коры на ландшафт» | ||
Конспект урока конференции Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | Конспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство» На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают | ||
Конспект урока по теме «Я и Мир профессий» Изучение темы «Реклама в системе маркетинговых коммуникаций». Подготовка к практическим занятиям по теме | Урок обобщения и систематизации знаний Цели: систематизировать и... Организационный момент (сообщение темы урока, постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся) | ||
Конспект обобщающего урока по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | Конспект урока изо для 6-х классов «Такая разная зима!» Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | ||
Конспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества... Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) | Конспект урока по теме: «Устройство пк» фио (полностью) Сыскова Евгения Валерьевна Место работы Учитель задает вопросы и подводит учащихся к объявлению темы урока, и совместно ставят цели урока | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины Анатомия человека для студентов... Задачами освоения дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение и топографию органов, систем и аппаратов... | Тема Информационные технологии Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных |