Самоанализ урока
Учитель Суворова Валентина Юрьевна
Место проведения – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Дата – 21.03.2012г
Предмет: биология
Тема «Обмен веществ и энергии в организме человека»
Класс – 8
1. Место урока в изучаемой теме.
Данный урок в 8 классе обобщает ряд разделов, включающих материал тем: «Кровь. Кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Обмен веществ и энергии». Данному занятию предшествовали уроки по теоретическому изучению строения и функционирования данных систем органов, мерам профилактики заболеваний и первой помощи при нарушениях работы данных систем органов.
2. Характеристика класса.
В классе обучаются 31 человек. Высоким интеллектуальным потенциалом обладают 9 человек, выше среднего – 6, средним–6. Самостоятельностью во взглядах, стремлением к исследовательской деятельности, креативным мышлением обладают 4 человека. Затруднения на данном этапе учащиеся испытывают в синтезе знаний об отдельных системах органов и регуляции функций организма.
3. Общедидактическая цель: создание условий для систематизации и анализа изученного материала, синтеза знаний об отдельных системах органов в общее представление о функционировании целостного организма.
Задачи
| Для учителя
| Для учащихся
| Познавательные
| Углубить знания учащихся о взаимодействии систем органов человека в процессе обмена веществ;
Организовать работу учащихся по решению биологических задач и заданий;
| Систематизировать знания о строении и функционировании организма человека, взаимосвязях систем органов;
| Развивающие
| Создать условия для развития исследовательских компетенций учащихся в процессе решения нестандартных заданий;
Создать условия для применения знаний для решения практических задач;
Продолжить развитие общеучебных умений: анализировать, сравнивать, характеризовать биологические системы и объекты.
| Развивать умения анализировать, сравнивать и характеризовать объекты;
Совершенствовать навыки составления ответа, анализировать ответы других учащихся.
| Воспитательные
| Способствовать формированию у учащихся коммуникативных компетенций;
Продолжить формирование интереса учащихся к профессиям медицинского профиля, что способствует их профессиональной ориентации.
| Формировать культуру учебного общения и диалога, умения представить результаты своей работы.
| 4. Характеристика урока:
На сегодняшний день объем учебной информации по каждому предмету достаточно велик, а время обучения ограничено. Поэтому не секрет, что мы часто перераспределяем время урока в пользу изучения нового материала в ущерб повторению и отработке знаний. Поэтому каждый учитель ищет такие методы и приемы работы, при которых оптимально соотносятся содержание материала и возможности его усвоения. Одной из форм такой работы является урок – «мозговой штурм».
Используемые технологии:
Технологии активизации познавательной деятельности учащихся. На данном уроке основной формой организации работы является устная работа. Главной особенностью такого урока является его динамичность. За один урок удается вспомнить и повторить большой объем изученного материала. Этого требует большой объем информации, которую должен усвоить каждый ученик по каждому предмету. Поэтому такая попытка «освежить» и вспомнить пройденный материал позволяет продуктивнее «донести» биологические сведения до конца учебного года, а возможно и до итоговой аттестации 9 класса. Для подготовки заданий используются контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по биологии за курс основной школы в новой форме. Оценить работу каждого ученика соответствующей оценкой – не является задачей урока. Здесь используется самопроверка и самоконтроль (можно использовать взаимоконтроль). Если даже учащиеся не могут правильно ответить на вопросы-задания – это для них стимул для поиска. А главным дидактическим назначением проблемного обучения и является управление активной поисковой деятельностью учащихся.
Технологии проблемного обучения. Эти технологии дают возможность расширить знания учащихся при помощи ранее усвоенного, т.е. по новому применить прежние знания.
Технологии практико –ориентированного обучения: использование в процессе обучения такого материала и таких примеров, которые иллюстрируют практическую значимость знаний. Биология как предмет является очень плодотворной площадкой для применения такой технологии.
5. Методы обучения: репродуктивные, практические. По степени управления учебной работой на данном уроке преобладает работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
6. Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
7. Средства обучения: схемы, микроскопы, микропрепараты, мультимедийное оборудование
8. Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
9. Предполагаемый результат: умение применить полученные знания в практической деятельности.
10. Структурно-логическая схема урока.
Структурные элементы
| Время
| Дидактические задания
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный этап
|
2 мин.
|
| Подготовка к работе, создание комфортной психологической обстановки.
| Проверка необходимых к уроку материалов.
| Постановка цели урока.
| 3 мин.
|
| Знакомство учащихся с интенсивностью обменных процессов в организме человека.
| Определение учебной цели урока.
| Актуализация материала
| 3 мин
| Задания УЭ -
|
| Выполнение заданий УЭ-
|
|
5 мин.
| Задания для интеллектуальной «разминки»
| Организация взаимопроверки теоретических знаний учащимися; контроль теоретических знаний учащихся.
| Взаимопроверка учащимися знаний друг друга
| Выполнение теоретических заданий
|
7 мин.
| Задания УЭ -
| Организация и контроль за выполнением работы.
| Выполнение практических заданий
| Решение заданий практической направленности
| 5 мин
| Задания практической направленности.
|
|
| Представление и анализ результатов практической работы
|
10 мин.
| Проанализировать результаты работы других групп
| Проверка правильности выполнения работы учащимися;
Стимулирование активности учащихся по анализу работы групп.
| Представление результатов работы группы; анализ представленных результатов.
| Подведение итогов
| 2 мин.
|
| Анализ работы групп, коррекция выявленных пробелов в знаниях.
|
| Рефлексия
| 1 мин.
|
|
| Оценивание своей работы.
| |