Скачать 158.43 Kb.
|
Приложение №1Сценарий урока – спектакляна тему «История вопроса о происхождении человека.Доказательства происхождения человека от животных».Действующие лица: 1. Ведущий 2. Судья 3. Джон Скоупс – учитель 4. Присяжные 5. Антрополог 6. Даяки (народность) 7. Долганы (народность) 8. Жители жарких стран Индейцы 9. Малайцы 10. Епископ Вильберфорс 11. Карл Линней 12. Ж.Б. Ламарк 13. Ч. Дарвин 14. Томас Гексли 15. Анатом 1 16. Анатом 2 17. Физиолог 18. Генетик 19. Эмбриолог 20. Зоопсихолог Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США……… Идёт судебный процесс…… «Обезьяньим» его окрестила печать. Под таким названием он и вошёл в историю Соединённых Штатов. Судья: Известно ли вам, учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека? Скоупс: Разумеется. Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии? Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой! Судья: Тем хуже для науки!!! Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайа- ну, бывшему министру иностранных дел США. Вслед за этими словами звучит приговор присяжных…… Присяжные: Признаём Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!! Ведущий: … и в некоторых других штатах тоже… Запрет действует 38 лет (!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года. Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему. А в марте1981 года состоялся ещё один «обезьяний» процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзанн Эперсон. Присяжные: И суд вынес «Соломоново» решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали. Ведущий: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем всё-таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете? И поскольку эта проблема одновременно и философская, и религиозная, и научная, то предоставим первое слово на нашем необычном заседании учёному – антропологу. Антрополог: Люди ещё на заре своей истории обратили внимание на то, что в отличие от животных, они обладают речью, сознанием, способностью трудиться, ходить на двух ногах. Но они всегда пытались сравнивать себя с животными, и всё это от- разилось в мифах и легендах. Без объявления ведущего поднимаются и высказывают свои версии представители различных племён и народностей. Даяки: Мы, даяки, обитатели о. Борнео, полагали, что орангутанги были когда-то людьми, но перестали трудиться, разговаривать и утратили человеческий облик. Долганы: Мы, долганы, считали, что животные ничем не отличаются от людей. У них есть и дар речи и мышление. Мы всегда думали, что волки и медведи это превращённые люди. Да разве вы сами не видели как медведь когда с него снимут шкуру похож на человека? А наши соседи – якуты, например, говорили, что медведь умён как человек, даже умнее: он всё может, знает и понимает, а если и не говорит, так просто потому, что сам не хочет. Антрополог: Племена, обитающие в местах, где обитали обезьяны, считали их такими же людьми, как и они сами. Только обезьяны умнее, хитрее, и они нарочно не разговаривают, чтобы их не заставили работать. Много интересных сведений получили исследователи о происхождении остальных народов от них самих – человеческая мысль с давних времён пыталась объяснить возникновение человека естественным путём из окружающего мира. Жители Например, мы, жители жарких стран, наблюдая, как из земли, после дож- жарких дя появляется много растений, червей, насекомых, утверждали, что и человек стран: появился прямо из влажной земли. Народности Тонга и жители Самоа считали, что люди происходят от зародившихся в земле червей. Индейцы: А вот наши племена, индейцев из Калифорнии, были убеждены, что первые индейцы племени койотов были волками, но потом постепенно стали превращаться в людей: сначала у них появилось по одному пальцу на руках и ногах и один глаз, а затем пальцы и глаза удвоились. После, эти существа научились ходить на ногах, потеряли хвост и стали настоящими людьми. Малайцы: Малайские же племена, с полуострова Малайзия считали себя потомками двух обезьян – белых гиббонов, живших в горных лесах. Когда у них стало не хватать пищи они спустились вниз, в долины – обширные и богатые, с мягким климатом. Из – за пищи и климата у них увеличился рост и вес, изменился образ жизни: они стали питаться хлебными злаками. Это изменило устройство их тела (переродились внутренние органы, утратился волосяной покров, укоротились руки и ноги) и однажды утром они проснулись настоящими людьми. Антрополог: Вследствие крайней ограниченности познаний людей того времени о себе и о животных, их представления о собственном происхождении были, в основном, фантастическими. Эти мифы были восприняты жившими позднее народами, в том числе и евреями. Ведущий: Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в священную книгу евреев – Библию. А поможет нам сделать это, ярый приверженец идеи о божественном происхождении человека – современник Ч.Дарвина – его преосвященство, епископ Вильберфорс. Вильберфорс: Да, я утверждаю, всем авторитетом Церкви, ГОСПОДЬ – начало всему. БОГ - единственная и высшая причина возникновения всего сущего. Точная дата сотворения мира из ничего – свободной волей Господа, была точно установлена богословом Лайтфутом: 23 октября, 4004 года до Рождества Христова в 9 часов утра. В первой главе священного писания говорится, что на шестой, завершающий день творения Господь создал человека по образу и подобию своему. «… и сказал Бог: сотворил человека по образу и подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом и над всею землёю и над всеми гадами , пресмыкающимися на земле». «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». СЛОВОМ сотворил. Ведущий: Но, Ваше преосвященство, во второй главе священного писания это событие описывается несколько иначе … . Вильберфорс: Да, глава 2, стих 7 указывает: «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою земною». И имя дал ему «Адам», что на еврейском означает «красный» и указывает на красную глину из которой он был вылеплен Господом. «И сказал Господь: нехорошо человеку быть одному; сотворил ему помощника соответственного ему». «И навёл Господь на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию». «И создал Господь из ребра, взятого у человека, жену, и привёл ему». Ведущий: Простите, Ваше преосвященство, но не можете ли вы всё – таки уточнить: когда и как был сотворён человек: Словом Божьим, в шестой, последний день творения или руками Господними в первый? Антрополог: Можно, я попробую расставить точки над “i”? Дело в том, что Библия отражает объяснение первобытными людьми своей сущности, как единства порознь существующих двух частей – “души” и “тела”; человек одновременно животноподобен телом (но не животное) и богоподобен душою (но не Бог). То есть Писание, всё – таки, отражает знания о постепенном появлении мира, родстве с животными. Но, сложность легенды делает её трудной для критики. Тем более, что служители церкви выдвигают на первый план именно это содержание легенды, чтобы использовать его связь с современной наукой, подкрепить авторитетом науки главную идею библии о сотворении человека сразу в готовом виде по образу и подобию Божию. Ведущий: Уважаемые участники На нашем необычном заседании присутствуют известные учёные, которым пришлось жить и отстаивать свои взгляды в эпоху господства религиозных представлений. Мысли о сходстве человека с животными считались вредными для общества, преступными, а люди, их разделявшие – опасными. Тем ценнее для истории поступки этих замечательных учёных, сумевших подняться над своим временем. Давайте, выслушаем их мнения. Поднимаются без объявления ведущего учёные и с достоинством высказывают свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, соответственно своим взглядам и эпохе, в которой они жили и работали. Карл Линней: Господа, нельзя не признать, что это я, в 1735 году, впервые, поставил человека первым в классе млекопитающих, в отряде приматов вместе с обезьянами и полуобезьянами. Я сделал это за 120 лет до появления теории господина Ч. Дарвина (уважительный поклон в сторону Дарвина) о происхождении человека от обезьяны. Я сделал это впервые в истории науки и дал человеку видовое название «Homo sapiens». Неугодно было то, чтобы я помещал человека среди антропоморфных; хотя я не видел никакого различия в признаках строения между человеком и обезьяной, но не мог говорить о происхождении человека. Ведь если бы я назвал человека обезьяной или наоборот, то на меня набросились бы все теологи. Ламарк: Позвольте, коллега, вы правы, но всё же первую гипотезу о естественном происхождении человека выдвинул именно я, ваш покорный слуга, в своём труде «Философия зоологии». Там я нарисовал картину эволюции человека, которая, в общих чертах, принимается и в настоящее время. Исходным предком я считал четверорукое высокоразвитое существо, которое с деревьев спустилось на землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению на двух ногах. По моему мнению, этот процесс осуществлялся теми же факторами, что и эволюция всех животных с нервной системой: потребности вызывали формирование привычек, привычки, благодаря усилию воли и упражнениям порождали органы. Но, к сожалению, моя антропогенная гипотеза успеха не имела. Ведущий: Действительно, друзья, неоценим вклад учёных XVIII века в сокровищницу науки, но фундаментальный вклад в решение проблемы антропогенеза всё же внёс Ч. Дарвин. Ч.Дарвин: Уважаемые господа, (спокойно обводит взглядом всех присутствующих), впервые я осторожно обронил фразу о том, что свет может быть пролит на происхождение человека и его историю в 1859 году. И только через 12 лет издал книгу «Происхождение человека и половой отбор». Уже одно название привело в ярость богословов. Я был отлучён от церкви. Некоторые положения выдвинутые мною в то время позже были оспорены, но главные идеи сохранились:
Я прекрасно понимал, господа, полную несовместимость своего учения с религиозными догматами, но по разным причинам старался не подчёркивать её. Естественно, каждому я оставляю свободу верить, что человек произошёл по особому чуду, но сам я в необходимость и вероятность этого чуда не верю. Ведущий: Тернист был путь теории Ч. Дарвина. Выдающуюся роль в распространении идей дарвинизма сыграл известный эволюционист Т. Гексли. Т. Гексли: Одним из важных моментов моей борьбы за учение Дарвина был наш знаменитый диспут с епископом Вильберфорсом. На съезде английских естествоиспытателей епископ задал мне вопрос…. Встаёт епископ и очень ехидно, свысока, обращается к Т. Гексли. Вильберфорс: Я бы хотел спросить профессора Гексли, что он думает о происхождении от обезьяны? Считает ли он, что он сам происходит от обезьяны со стороны дедушки или бабушки? Т. Гексли: (обращаясь к аудитории) Я, господа дал ему достойную отповедь. (обращаясь к Вильберфорсу с гневной иронией): У человека, Ваше преосвященство, нет ровным счётом никаких оснований стыдиться своего родства с обезьянами. Я скорее стыдился бы происходить от человека (прямой и презрительный взгляд на епископа) суетного и болтливого, который не довольствуясь сомнительным успехом в собственной деятельности, вмешивается в научные вопросы, о которых не имеет ни малейшего понятия, только затемняет их своей риторикой, отвлекая слушателей от действительного пункта спора красноречивыми и ловкими обращениями к религиозным предубеждениям. Ведущий: Говорят, что до конца дней, своих епископ Вильберфорс не ввязывался в дискуссии о происхождении человека. Антрополог: Не на небе, а на земле надо искать тайну происхождения человека. По этому поводу у нас в России замечательно высказался известный поэт и острослов граф Алексей Константинович Толстой (указывает на висящий на стене плакат): «………… нет причин нам искать большого ранга, и по мне шматина глины не важней орангутанга…..» Ведущий: Подошло время познакомиться с мнением современных учёных и современными данными различных наук по вопросу о происхождении человека. Предоставим слово анатомической науке (жест в сторону анатома). Анатом 1: Уважаемые коллеги, ещё в античное время, Анаксимен и Аристотель признавали человека родственником животных. Карл Линней (поклон в сторону Линнея) поместил его в отряд с приматов, а Ж.Б. Ламарк (поклон в сторону Ламарка) исходным предком человека назвал «четверорукое» высокоразвитое существо. Фактические доказательства происхождении человека от антропоидов привёл наш досточтимый коллега Ч. Дарвин (поклон в сторону Дарвина). Непосредственное же родство человека с животными, сходство анатомических и физиологических особенностей впервые установил сторонник Ч. Дарвина – Т. Гексли (поклон в сторону Гексли). У человека нет ни одного органа, который не был бы типичен для млекопитающих. Общими являются единый план строения скелета, топография мышц, кровеносных сосудов, четырёхкамерного сердца, безъядерных эритроцитов, кора больших полушариев, диафрагма, волосяной покров, вскармливание детёнышей молоком и т. д. Особенно значительно сходство между человекообразными обезьянами – антропоидами и человеком во внешнем строении:
Во внутреннем строении:
Весь рассказ идёт с объяснением по таблицам и муляжам. Физиолог: А я хотел бы обратить ваше внимание, коллеги, на исключительно близкое сходство по физиологическим и биохимическим показателям у обезьян и человека.
Анатом 2: Кроме всего того, что было перечислено моими коллегами, совершенно необходимо добавить, что у человека имеются признаки, свойственные далёким предкам, которые подтверждают родство человека и животных – рудименты и атавизмы. Рудименты – органы, утратившие своё первоначальное значение. Например: 1 – копчик – остаток хвоста; 2 – мышца – платизма, благодаря которой кто – то может двигать ушами, как жи- вотные; 3 – остаток мигательной перепонки, хорошо развитой у рептилий; 4 – так называемый дарвинов бугорок, на внутреннем крае завитка уха; 5 – тонкие волосы на теле – остатки шерсти; 6 – червеобразный отросток слепой кишки – аппендикс и т. д. Все эти органы для человека бесполезны и сохраняются в недоразвитом виде. Объяснить их существование можно лишь тем, что они достались человеку от его животных предков, у которых они были хорошо развиты и функционировали. Помимо рудиментов у человека встречаются также и атавизмы. Это особенности строения, обычно не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных, т.е. своеобразный «возврат к признакам предков». Например:
В ходе всего рассказа идёт демонстрация диапозитивов, таблиц. Генетик: Как представитель, одной из самых точных биологических наук – генетики хочу подтвердить, что с генетической точки зрения, существование рудиментов и атавизмов одно из наиболее бесспорных подтверждений животного происхождения человека. Не исключено, что биологическая природа атавизмов заключается в дерепрессии органов, полученных когда-то человеком от своих далёких предков и сохраняющихся в репрессированном состоянии. Ведущий: Весьма убедительные данные, на мой взгляд, представили нам анатомы и физиологи, а что скажут эмбриологи? Эмбриолог: На группу эмбриологических доказательств ссылался ещё Ч. Дарвин (поклон в его сторону). Он совершенно справедливо отмечал исключительно большое сходство зародышевого развития человека и позвоночных животных. На ранних стадиях развития зародыш человека почти не отличим от зародышей других позвоночных животных.
Очень долго сохраняются черты сходства у зародыша человека и антропоидов. Специфические человеческие черты возникают только на самых поздних этапах развития эмбриона. Объяснить всё это можно, лишь признав, что человеческий организм – результат длительной эволюции, как и все живые организмы. Обратите внимание вот на эту таблицу. Здесь хорошо показано, что и от кого нам досталось. Демонстрация таблицы «Зародыши позвоночных». Генетик: С удовольствием присоединяюсь к выше сказанному и хочу отметить, что каких – нибудь сорок лет назад ни один учёный во всём мире не сумел бы отличить человеческую клетку от обезьяньей. Сейчас мы не только научились узнавать «семейное» сходство человека и высших обезьян на клеточном уровне, но и разбираться в том, что их разъединяет. Вот факты: 1. ДНК шимпанзе и человека идентичны на 99 %, чуть меньше сходства у ДНК человека и гориллы. А вот отличие ДНК низших обезьян от человеческой составляет более 10%. Хромосом у человека 46, у всех антропоидов – по 48.
человек – горилла – 385, человек – шимпанзе – 369, человек – орангутан – 359 общих признаков. 5. Как уже говорилось, одинаковы группы крови. О, А, В, АВ. Зоопсихолог: После всех перечисленных анатомических, физиологических и генетических черт сходства нельзя не отметить ещё и психологические черты сходства в поведении:
А теперь, давайте посмотрим несколько эпизодов с участием наших «родственников». Демонстрация видеофильма «Поведение приматов». Антрополог: Мы, сейчас, выслушали множество неопровержимых, на мой взгляд, доказательств. После них, вряд ли кто усомнится в том, что человек – результат эволюции. Но нельзя упускать из виду и то, что несмотря на всё сходство, есть и существенные отличия в строении человека. Например:
Все эти особенности строения скелета обусловлены прямохождением. Мы должны сказать, что ни одна современная обезьяна не является прямым предком человека. Родословная человека теряется в глубине веков. Примерно около 10 миллионов лет назад, считает нынешняя наука, наши предки спустились с деревьев на землю. Из эпохи в эпоху тянулась линия жизни. Ей сопутствовало немало превращений и превратностей: от существ, затерянных в глубине тысячелетий до Homo Sapiens. Ведущий: Завершая, наш «круглый стол», позвольте сделать заключение. Поиск продолжается! Всё новые и новые факты поступают на вооружение учёных. Они убедительно свидетельствуют об успехах науки в одной из самых сложных областей исследования, такой как происхождение человека. И я уверен, недалёк тот день, когда будет снята завеса тайны над появлением Homo Sapiens на нашей планете. |
Цели: познакомить с различными гипотезами происхождения человека;... Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в древние времена наши далекие предки, выбирая себе тотемы... | Урок на тему: Происхождение человека ( школа 2100) Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | ||
Кроссворд «Происхождение человека» 1 Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика... | ||
Учебника, рабочая тетрадь. Ход урока Организационный момент Цель урока: определить положение человека в системе органического мира, выявить черты сходства человека и животных, а также причины... | Формы паразитирования членистоногих на человеке Большинство членистоногих, являющихся паразитами человека, перешли к нему от позвоночных животных. Поэтому они могут быть одновременно... | ||
Московский энергетический институт Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | Федеральное агентство по образованию Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | ||
Урока Тема Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Вид контроля Требования к уровню Знать биосоциальную природу человека, черты роднящие человека с миром животных, отличие. Знать значение биологических наук | Объявление о защите кандидатской диссертации Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | ||
Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... | Тематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы... З: систематику человека, черты сходства человека и животных, сходство и различия человека и человекообразных обезьян : Уработать... | ||
Сценарий Перспективы модернизации Конституции РФ (права человека... Сценарий Конституционализм как феномен правовой культуры современного общества | Физиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Темы вашего учебного проекта Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции.... |